Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Правила построения метафор






 

1. Под метафорой в психологическом консультировании понима­ется способ метафорической репрезентации (выражения) проблемы, опыта, личности самого клиента с целью их терапевтической проработки. Под терапией с помощью метафор понимается использование терапевтической истории, которая может быть составлена как консультантом, так и клиентом или стать ре­зультатом их совместного творчества и при этом обладающей важным качеством: в этой истории содержатся советы или по­
учительные сообщения о способах решения какой-то специфической проблемы.

Метафора имеет следующие характеристики:

• представляет собой иносказательный вариант презентации пси­хологических затруднений и способов их разрешения;

• рассматривается как способ решения психологической проблемы через термины, принадлежащие другой области;

• используется и как разовый терапевтический прием, и как устойчивый образ, сопровождающий весь процесс психотерапии;

• ориентирована в первую очередь на бессознательное клиента;

• связана с механизмами идентификации и ассоциации, когда клиент идентифицирует себя с героем метафоры, и ситуация, рас­сказанная в метафоре, имеет ассоциативную связь с реальной
проблемой или затруднением клиента, то есть с его опытом;

• может успешно использоваться как в работе со взрослыми клиентами, так и в коррекционной работе с детьми, причем в последнем случае применение специальных детских психотера­певтических сказок может существенно повысить эффектив­ность коррекционного воздействия, так как у детей гораздо лучше развито воображение и они очень восприимчивы к та­кого рода воздействию;

• отличается по следующим видовым признакам:

- уже существующая история (сказка, новелла, притча, создан­ная в культуре), которая имеет ряд сходных признаков с про­блемой клиента;

- созданная конкретно для этого клиента исходя из специфики его проблематики и жизненной ситуации.

2. Выделяются следующие функции метафоры:

- снижает влияние привычной предметной определенности мира, его причинно-следственной взаимосвязи;

- снимает привычные внешние ограничения, которые каким-то об­разом могли влиять на восприятие и мышление клиента; расширяет восприятие клиентом своих затруднений, так как, имея ряд сходств с предъявляемой проблемой, демонстрирует клиенту относительность страдания и снижает значимость привычных паттернов долженствования;

- снимает запрет на выражение клиентом агрессивных, негативных чувств, блокированных ранее чувством вины, тревожностью и т. п., так как позволяет сделать это в метафорической форме;

- имеет диагностическую функцию: часто клиент сам использует метафору, образ или какое-либо метафорическое сравнение, чтобы выразить беспокоящее его переживание, ситуацию, про­блему и т. п., и консультанту в этом случае необходимо уточ­нить и понять значение этого образа;

- метафора выступает как средство изменения идей и убеждений клиента и способ воздействия на его поведение.

3. В психологическом консультировании метафоры могут исполь­зоваться в различных целях. Существует следующая классифи­кация видов метафор:

• ресурсные;

• встроенные;

• поведения;

• эмоциональные;

• эриксоновский транс.

Ресурсные метафоры представляют собой такие образы внутри или вне сознания клиента, которые помогают создать ресурсность его личности, способствующую как решению какой-то конкретной проблемы или конфликта, так и усилению лично­сти в целом.

Формирование ресурсной метафоры предполагает:

• знание консультантом индивидуального позитивного (ресурсного) опыта клиента, так как метафора формируется именно на прошлом личном опыте клиента;

• обращение к детству клиента и ресурсным воспоминаниям из детства (это может быть игра в песок на море и т. п.);

• использование для построения метафоры ведущих модальностей клиента;

• если ресурсная метафора ориентирована на расширение сознания клиента и увеличение способов его восприятия мира, то кон­сультант может использовать все три модальности и строить ви­зуальные, аудиальные и кинестетические образы;

• создание атмосферы безопасности, которая позволила бы кли­енту расслабиться и насладиться образами;

• подведение клиента к легкому трансу, предполагающему релакса­цию, расслабление и успокоение, используя следующие приемы:

• владение своим голосом, его тембром, спокойствие, небыстрая речь, отсутствие резких интонаций и т. п.;

 

• использование специальных речевых конструкций;

• использование специальной релаксационной музыки;

• удобное кресло или кушетка для клиента;

• работа с дыханием клиента.

Встроенные метафоры предполагают внесение ресурсности внутри консультационного диалога и помогают расширению взгляда клиента на его проблему. Суть встроенных метафор за­ключается в том, что консультант, с помощью внесения какого-либо образа, рассказа, притчи или истории помогает клиенту увидеть и другие — позитивные — стороны своей проблемы или понять истинную причину затруднения и найти решение.

Фор­мирование встроенной метафоры предполагает:

• максимально точное соответствие метафоры (сказки, истории, притчи и т. п.) проблематике клиента, иначе цель — расшире­ние взгляда на проблему — не будет достигнута;

• более простые способы внедрения метафоры, не предполагаю­щие введения клиента в состояние легкого транса;

• построение метафоры в атмосфере безопасности и доверия со стороны клиента.

Метафоры поведения представляют собой " рецепты" решения проблемы или конфликта на " примере других", когда консультант в форме сказки или притчи рассказывает о том, как похожая на проблему клиента ситуация была успешно разрешена.

По­строение метафоры поведения имеет следующие правила:

• история, которую рассказывает консультант, должна полностью соответствовать индивидуальным особенностям клиента: черты личности героя, специфика проблемной ситуации и сопутст­вующие ей явления, поведение героя и т. п. должны совпадать с соответствующими особенностями клиента;

• подчеркивать связь между событиями в истории и реальностью клиента необходимо очень тонко, не нарушая представлений клиента о себе как об уникальном феномене, имеющем уни­кальные особенности и проблемы. Можно использовать фразы типа: " Возможно, ваша ситуация несколько отличается от рас­сказанного мною, но...";

• запрещено давать открытые, прямые советы, облекая их в форму типа " Один мой друг (клиент) решил эту проблему вот так, и у него все получилось, поэтому вам следует попробо­вать", а необходимо в первую очередь создать у клиента поло­жительную мотивацию для решения проблемы.

Эмоциональны метафоры представляют собой описание физиологического и эмоционального состояния героя в момент переживаний и помогают клиенту понять свои чувства и эмоции.

Существуют следующие правила при построении эмоциональной метафоры:

• вначале описываются негативные состояния и ощущения героя, возникшие при каком-либо переживании или в результате какой-либо ситуации, то есть что он чувствовал, что видел, ощущал и слышал в этот момент;

• далее происходит переход в описании от негативных состояний к позитивным, также через подробный рассказ обо всех трех модальностях, и закрепление позитивных ощущений в конце рассказа;

• усиление метафоры может достигаться через описание природных явлений в соответствии с тем же принципом перехода от негативных к позитивным явлениям.

4. Метафора при правильном ее построении и использовании может стать очень мощным средством психотерапевтического воздействия, так как она ориентирована на бессознательные слои личности клиента. В то же время неумелое и неправильное использование этого приема может привести к негативным результатам консультирования и утрате доверия клиента к консультанту.

Существуют следующие правила построения метафор:

• консультанту, чтобы найти или создать наиболее эффективную метафору, необходимо понять картину мира клиента, определить, как клиент видит, слышит и ощущает окружающий мир, то есть понять специфику работы его модальностей, какие спо собы реагирования он использует и т. п.;

• консультант при подборе материала для построения метафоры должен быть уверен в ресурсности этого материала для данного конкретного клиента, так как для разных людей одно и то же явление может нести противоположные эмоции. Например, у одного клиента могут быть связаны с водой положительные, ресурсные воспоминания, а у другого — отрицательные и травми рующие, так как этот клиент мог оказаться в ситуации пережи вания смерти себя или близкого человека, которая была связана с водой (море, озеро, река);

• для построения метафоры любого характера (ресурсная, поведенческая, эмоциональная и т. п.) консультант может использовать различные сказки, притчи, истории, новеллы, мифы и т. п., ориентируясь при этом на мировую культуру и литературу, а также используя опыт психотерапии в этой области, в русле которой создано множество психотерапевтических ска­зок и притч.

При построении метафоры консультант должен следовать опре­деленной схеме, включающей в себя следующие шаги:

• этап анализа запроса клиента;

• этап выбора персонажей, имеющих проблемную ситуацию, схо­жую с проблематикой клиента, и вступающих в аналогичные ре­альным взаимодействия;

• этап кульминации действия, когда проигрывается конфликтная составляющая реальной ситуации и подчеркивается безвыход­ность последней;

• заключительный этап, в котором формируется выход из про­блемной ситуации, что должно нацелить клиента на решение своей реальной проблемы.

Заключительный этап должен соот­ветствовать следующим требованиям:

• выход из сложившейся проблемной ситуации в метафоре должен быть похожим на то поведение, которое демонстрирует клиент в других ситуациях, то есть должен соблюдаться принцип нев­несения советов и веры в то, что клиент сам знает решение;

• рекомендации, выраженные в метафорической форме, должны иметь очень обобщенный характер, чтобы клиент мог воспользоваться своим уникальным опытом и средствами в решении про­блемной ситуации;

• выход из проблемной ситуации, описанный в метафоре, в большей степени должен побуждать клиента к решению проблемы через формирование оптимистического взгляда на сложившуюся ситуацию и видение ее возможного позитивного исхо­да, чем предлагать какой-то конкретный способ решения.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.