Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Способы построения рефреминга






1. Под рефремингом в психологическом консультировании понима­ется такое переформулирование консультантом проблемы клиен­та, при которой происходит расширение понимания проблемы и изменение отношения к ней. Понятие рефреминга как метода работы с проблематикой клиента было разработано в нейро-лингвистическом программировании (НЛП).

Метод рефремин­га имеет следующие характеристики:

• всегда тесно связан с оцениванием человеком себя или другого, ситуации, проблемы, конфликта и т. п., и под оцениванием по­нимается способность человека помещать некие факты, события или объекты в определенный контекст, или рамку,

• человек субъективно относится к явлениям и событиям окру­жающего мира, а любое происходящее событие многоаспектно и предполагает множественность описания с разных точек зрения;

• терапевтический эффект этого метода работы построен на по­ложении о том, что смысл любого события зависит от того, в какую рамку оно помещено;

• изменение рамки события автоматически приводит к изменению его смысла для человека и, как следствие, к изменению в поведе­нии или установках;

• любое явление, ситуация, проблема клиента могут иметь как отрицательный аспект, с которым клиент обратился к психологу, так и положительный, который клиент просто не видит, и задачей консультанта становится повернуть видение проблемы от отрицательного к положительному аспекту, когда ранее не­благоприятная ситуация приобретает положительное значение и у клиента формируется ресурсное состояние личности,

• рефреминг обеспечивает нахождение позитивного смысла любых событий,

• целью рефреминга является поиск такой рамки, в которой пове­дение, ситуация, установка и т. п. будут для клиента более адаптивными;

• многие конфликты во взаимодействии с окружающими людьми могут быть обусловлены различными точками зрения на одну и ту же проблему, и использование рефреминга может существенно помочь в разрешении такой проблемы, подобрав нужную " рам­ку" и изменив отношение к ситуации.

2. Выделяют два вида рефремингов:

• рефреминг контекста, который ориентирован на изменение смыс­ла того или иного явления в зависимости от контекста, в котором это явление рассматривается. Например, изменение полярности в ситуации самообвинений клиента и недовольства им каким-нибудь своим качеством, с отрицательной полярности на поло­жительную в зависимости от той ситуации, в которой клиент бу­дет проявлять это качество. В случае применения рефреминга кон­текста происходит увеличение гибкости поведения и установок клиента, когда он понимает, что такое, например, качество, как педантичность или пунктуальность, ценно на работе, но может при этом приводить к конфликтам в семейной жизни;

• рефреминг содержания, который ориентирован на изменение по­ведения и реакций клиента в зависимости от контекста через формирование гибкости восприятия. Например, в случае, когда у клиента есть определенный паттерн поведения как реакция на чьи-либо действия и слова, рефреминг строится таким об­разом, чтобы помочь ему увидеть позитивную сторону действий другого человека и проанализировать, какой еще смысл, кроме привычного для клиента, могут эти действия означать.

3. Существуют следующие способы построения рефремингов:

• для рефреминга контекста можно использовать вопросы типа " Когда такое ваше качество могло бы быть вам полезным (вред­ным)? ", " Какие выгоды вы можете получить от наличия у вас
этого качества? ", " Что ценного вы потеряете, если это качество у вас отнимут? ";

• для рефреминга содержания можно использовать вопрос типа " А какую еще информацию может содержать это высказывание (поведение)? ", " Какова позитивная направленность этого поведения? ";

• классический вариант рефреминга, основанный на вопросе " А что ты хочешь вместо этого? ", то есть вместо проблемы происходит постановка цели;

• техника " чудодейственного вопроса", предполагающая:

- первый этап — выяснение того, что хочет клиент вместо своей проблемы, чего ему не хватает сейчас, причем консультант дол­жен добиться от клиента описания мельчайших деталей ситуа­ции, когда проблема решена;

- второй этап — выяснение того, можно ли все им описанное и представленное добавить в его нынешнюю жизнь;

• вопросы для клиентов с прозаическим типом общения (не на уровне представления каких-то чудес) должны строиться на тех реальных событиях, которые происходили в прошлом или ны­нешнем опыте клиента и имели и имеют отношение к его про­блеме с точки зрения ресурсности. Например, выяснение того, как клиент может делать и говорить что-то по-другому, не та­ким способом, который является для него неадаптивным. То есть, необходим поиск ресурсности в опыте клиента и опора на нее при переформулировании;

• использование других характеристик для построения рефреминга:

- юмора: " Если бы эта ситуация была смешной, над чем бы ты посмеялся? ";

- временных аспектов: 'Как бы ты решил эту проблему, если бы был на 10 лет старше (моложе)? ";

- принципа противоположности и ухудшения: " Что бы ты сделал, сказал, почувствовал, если бы столкнулся с противоположной проблемой? ", " Если бы было хуже чем сейчас, что бы это было? ".

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.