Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Библиотерапия






1. Арт-терапия — один из популярнейших творческих методов работы как в психотерапии, где с успехом используется для ле­чения различных заболеваний, в том числе резистентных форм шизофрении, так и в психологическом консультировании, где чаще всего выступает в качестве диагностической или вспомо­гательной терапевтической процедуры, помогающей клиенту расширить взгляд на свою проблему, выразить ее и впоследст­вии проработать. Ведущей идеей арт-терапии является убежде­ние в том, что истинное внутреннее " Я" человека отражается в продуктах его творчества, так как они создаются спонтанно, при минимальном использовании рациональной составляющей лич­ности.

Внутри метода арт-терапии существует два направления:

• первое направление рассматривает само искусство как терапев­тический фактор и не видит необходимости в дополнительной стимуляции творческой активности самого клиента, ставя ис­кусство выше собственно терапевтических процедур;

• второе направление рассматривает искусство лишь как способ терапевтического воздействия на клиента, при котором необ­ходимо использование дополнительных терапевтических мето­дов, и ставит терапевтические цели выше творческих.

Все методы арт-терапии имеют проективный характер и обыч­но в продуктах творчества клиента отражается:.

• сам клиент в созданном им собственном потрете, бюсте и т. п., причем иногда с использованием определенных временных рамок (клиент в настоящем, будущем, прошлом);

• его окружение (семья, друзья, ребенок, муж, жена, коллеги и т. п.);

• специфика взаимоотношений клиента с окружающими его людьми;

• картина проблемы, например негативное качество своей лично­сти, от которого клиент стремится избавиться, страх, комплекс и т. п.;

• ресурсные образы клиента.

К методам арт-терапии относят:

• занятия изобразительным искусством;

• лепку;

• резьбу по дереву, выжигание;

• работу с различными тканями и поделки из них (кожа, мех, бумага и т. п.).

Существуют следующие способы проведения атр-терапевтических занятий:

• структурированное занятие, когда клиенту предлагается соз­дать продукт на заданную тему с использованием определенного материала (нарисовать, слепить и т. п.), но при этом основы­ваться на своих представлениях, и в этом случае созданный клиентом продукт будет непосредственно связан с его миро­ощущением, чувствами, переживанием заданной темы;

• неструктурированное занятие, когда клиент сам выбирает тему и материал кия создания творческого продукта, а впоследствии происходит обсуждение и анализ образов.

2. Танцевальная терапия ведет свое происхождение от творческо­го танца и ориентирована на выражение и проработку эмоций через спонтанные движения тела. Танцевальная терапия не име­ет стилистических стандартов танцевания, и для самовыраже­ния и проработки проблем могут быть использованы все фор­мы танца — от примитивных первобытных до классического балета и современного танца. Под танцевальной терапией, или хореотерапией, понимается использование танца, ритмики и пластики в терапевтических и профилактических целях.

Танце­вальная терапия имеет следующие характеристики:

• построена на принципе единства разума и тела (манера движе­ния человека отражает его личностный стиль, особенности, жизненный опыт, то есть всю внутреннюю феноменологию);

• главным средством психотерапевтического воздействия являют­ся движения;

• построена на тесном взаимодействии консультанта (терапевта) и клиента (членов группы), когда движение клиента находит: отклик в движениях терапевта;

• предполагает музыкальное сопровождение, которое, в свою оче­редь, также является мощным катарсическим стимулятором и выступает как самостоятельный терапевтический фактор;

• имеет продолжительность 40-50 минут и включает в себя следующие аспекты:

- физический, ориентированный на разогрев мышц и общую работу по поддержанию физического состояния тела;

- психический, включающий в себя идентификацию с чувствами;

- социальный, подразумевающий установление контактов;

• применяются как в качестве вспомогательного, так и в качестве метода работы с различными возрастными группами и различной проблематикой, например:

- поддерживающая терапия в санаторно-курортных условиях;

- коррекция дисгармонии в супружеских парах;

- социально-психологический и двигательный тренинг для людей с нарушением слуха и зрения.

Танцевальная терапия выполняет следующие функции:

- терапия занятостью и повышение двигательной активности;

- коммуникативный тренинг и организация социотерапевтического пространства;

- получение диагностического материала для анализа поведенческих стереотипов и проблематики клиента;

- раскрепощение и личностный рост клиента через поиск аутентичных путей развития.

Танцевальная терапия, или хореотерапия. решает следующие терапевтические задачи:

- помогает осознанию клиентом или членами группы собственного тела и возможностей его использования;

- усиливает чувство собственного достоинства клиента, повыша­ет самооценку, так как формирует более позитивный образ тела;

- способствует развитию социальных навыков через приобретение нового опыта общения в условиях творческого взаимодействия, что позволяет преодолевать словесные барьеры;

- способствует формированию контакта клиента с собственными чувствами, так как налаживает связь между чувствами и движениями;

- создает условия для проживания клиентом катарсиса, то есть выражения чувств, подавленных конфликтов, переживаний и т. п. через экспрессивность танцевальных движений;

- снимает физическое напряжение с помощью специальных упражнений и движений;

- создание " магического кольца", то есть приобретение новых, форм общения, основанных на опыте совместной групповой работы, которая связана с невербальным проявлениями каждого члена группы.

3. Музыкотерапия тесно связана с танцевальной терапией и арт-терапией, так как может использоваться в качестве вспомога­тельного метода работы через организацию музыкального со­провождения. В то же время музыкотерапия может использо­ваться и как самостоятельный метод работы с проблематикой клиента. Музыкотерапия представляет собой психотерапевтиче­ский метод, использующий музыку как коррекционное и лечебное средство.

Музыкотерапия выполняет следующие терапевтиче­ские функции:

• повышает эмоциональную активность в процессе традиционно­го терапевтического (консультационного) взаимодействия;

• развивает навыки межличностного общения и коммуникативные функции (при применении этого метода в группе);

• оказывает регулирующее влияние на организм человека, в частно­сти на психовегетативные процессы;

• развивает личность, повышая ее эстетические потребности.

Музыкотерапия имеет следующие терапевтические механизмы действия:

• катарсис, то есть эмоциональная разрядка;

• осознание собственных переживаний;

• конфронтация с жизненными проблемами и выработка силь­ной жизненной позиции;

• научение новым формам взаимодействия с окружающей дейст­вительностью.

Занятие по музыкотерапии имеет следующие особенности и структуру:

• вначале клиент или группа прослушивают выбранное музыкаль­ное произведение, а затем обсуждают и анализируют собствен­ные мысли, ассоциации, фантазии, чувства, которые были вы­званы этим произведением;

• одно занятие предполагает прослушивание и обсуждение в среднем трех музыкальных произведений;

• программа прослушивания основана на постепенном изменении
динамики, настроения и темпа музыки с ориентацией на эмоциональную нагрузку каждого произведения:

- первое произведение должно быть спокойным и создавать общую атмосферу безопасности и расслабления;

- второе произведение является основным и несет мощный эмоцио­нальный заряд, провоцируя определенные ассоциации и прожи­вание клиентом своих чувств;

- третье произведение направлено на завершение терапевтиче­ского сеанса и должно создавать атмосферу ресурсности после испытанного катарсиса, которая может быть основана на релак­сации или, наоборот, позитивной энергии.

4. Библиотерапия означает направленное применение литературы и литературных произведений в терапевтических целях, ориенти­рованных на помощь клиенту в решении его проблемы или затруднения.

Библиотерапия как метод работы с проблематикой клиента может применяться в двух видах:

• информационное чтение;

• терапевтическое чтение (собственно библиотерапия).

Информационное чтение имеет следующие особенности:

• понимается как самостоятельное изучение клиентом литерату­ры на тему его проблематики или запроса, например при проф­ориентации, в целях самообразования в вопросах секса в се­мейном консультировании;

• цель применения информационного чтения — экономия времени на консультации и формирование у клиента ответственности за результат консультирования;

• метод эффективен при решении проблем поверхностного типа, когда в работе не затрагиваются глубинные слои бессознатель­ного клиента;

• применение этого метода целесообразно в том случае, когда у клиента появляется потребность в получении информации.

Терапевтическое чтение имеет следующие характеристики:

• в психотерапии может быть как вспомогательным, так и само­стоятельным методом коррекции и лечения, однако в консуль­тировании чаще используется как вспомогательный метод;

• подходит не для всех типов клиентов, в первую очередь будет полезен интеллектуально развитым клиентам, имеющим склон­ность к чтению и получающим удовольствие от этого;

• может использоваться как в группе, так и индивидуально.

Существует два вида библиотерапевтической литературы:

• беллетристика, биографии, духовная литература и т. п., целью которых является расширение знаний клиента о тех или иных че­ловеческих проблемах, конфликтах, мотивации через изучение опыта других людей, в котором клиент может найти ответы на волнующие его вопросы;

• литература по психогигиене, предоставляющая полезную инфор­мацию о решении различных человеческих проблем и рассматривающая вопросы адаптации в среде в терминологии и на осно­ве научных знаний.

Существенные достоинства этого метода:

• имеет семантическую ценность для клиента, так как помогает ему найти способы более точного выражения своих чувств и мыслей;

• позволяет сэкономить время на информационном аспекте кон­сультирования;

• служит пусковым механизмом и стимулирует размышления клиента над своими проблемами, чувствами и т. п.;

• стимулирует мышление клиента, так как помогает проанализи­ровать свою проблему с другой точки зрения (которая освеще­на в предлагаемой литературе);

• способствует оказанию поддержки клиенту и снятию тревож­ности, возникающей из-за ощущения им невозможности раз­решения своей проблемы или конфликта, или существования отвергаемых негативных чувств, в то время как предлагаемая литература может сообщить о наличии таких же проблем и чувств у других людей.

Существуют следующие недостатки метода библиотерапии:

• может сформировать у клиента склонность к интеллектуализа­ции и рационализации причин своих проблем и уходу от работы со своими чувствами, эмоциями;

• может сформировать у клиента неправильную уверенность в том что благодаря простому чтению он легко сможет решить все свои проблемы и избежать серьезной работы по осознаванию и проживанию этих проблем, требующей большой эмоциональной отдачи. В этом случае задачей консультанта становится разъяснение функции библиотерапии как вспомогательного метода работы и ориентация клиента на необходимость принятия на себя ответственности за результат консультирования.

Существуют следующие принципы применения библиотерапии:

• степень доступности изложения для клиента (или степень^ сложности книги), соответствие книги жизненному опыту/^ возрасту и другим индивидуальным особенностям клиента;

• знание консультантом тех книг, которые он рекомендует клиен­ту, так как запрос клиента должен соответствовать содержа­нию предлагаемой консультантом книги;

• соответствие особенностей героя, ситуации и т. п. книги про­блематике и качествам самого клиента;

• литература должна предлагаться, а не предписываться или навя­зываться, то есть консультант оставляет за клиентом право вы­бора и ответственность за прочтение книги и результат работы;

• своевременность чтения предлагаемой литературы, иначе у кли­ента может сформироваться ощущение безвыходности в реше­нии своих затруднений или непонимания консультантом его проблемы. Наиболее удобное время для чтения литературы свя­зано со снижением у клиента сопротивления,

• обязательно обсуждение результатов чтения с клиентом с це­лью большего понимания консультантом результатов предло­женной работы, коррекции неправильно воспринятых клиентом идей, работы над возникшими у клиента в ходе чтения ассоциа­циями, образами, чувствами, мыслями и т. п.;

• составление списка литературы для чтения;

• дозированность чтения, то есть более полезным считается не постоянное чтение большого количества литературы, а мини­мум полезной информации.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.