Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Виды жизненных сценариев






 

1. Понятие жизненного сценария было введено в психологию Э. Берном — основателем трансактного анализа — одного из направлений в теории личности и психотерапии. Жизненный сценарий понимается как определенный жизненный план, похожий на спектакль, который личность вынуждена иг­рать.

Жизненный сценарий имеет следующие особенности:

• формируется на основе позиций, принятых ребенком в детстве через родительское программирование. Родительское програм­мирование понимается как посыл сообщений с определенными знаками плюса или минуса как вербального, так и невербально­го характера, охватывающих большинство сфер жизни человека.

Формированию определенного жизненного сиенария в личностной, коммуникативной, профессиональной и других сферах могут способствовать послания родителей, например:

- " Ты прямо артист";

- " Тебе ни за что не добиться высоких результатов в этом спорте";

- " С твоими данными не рассчитывай выйти замуж";

- " У тебя прямо талант к рисованию";

- " Ты очень красива и без труда выйдешь замуж" и др.;

• современная концепция жизненных сценариев утверждает, что вы­бор и решение следовать тому или иному сценарию возникает у человека как реакция, ответ на реальные или воображаемые ро­дительские послания, и, таким образом, человек сам создает свой сценарий, а следовательно, может изменить его.

2. Сценарии жизни, так же как и жизненные стили, могут иметь раз­личные проявления и по-разному осуществляться в поведении че­ловека. Характер жизненного сценария зависит от характера сце­нарных сообщений, которые использовались в родительском про­граммировании.

Родительские сценарные сообщения могут быть:

конструктивными, которые способствуют формированию позитивного жизненного сценария личности, включающего адекватную самооценку и уровень притязаний, адекватные установки и паттерны поведения, а также схемы взаимодействия с окружающими людьми.

Примером таких родительских сообщений могут быть невербалъные " поглаживания", не носящие оценочного характера:

- " Я уверена, что тебе удастся это сделать";

- " Как хорошо, что ты именно такой";

- " Какой ты у нас молодец" и т. п.;

• деструктивными, которые формируют негативный жизненный сценарий, включающий в себя негативные поведенческие и эмо­циональные установки в отношении себя и других, мешающие индивиду адаптироваться в окружающей среде. В самых край­них формах деструктивные высказывания ведут к трагическим сценариям самоубийства, асоциального поведения и т. п.

При­мером таких родительских сообщений могут быть высказывания:

- " Уж лучше бы тебя не было, от тебя одни проблемы";

- " Ты ведешь себя, как типичный преступник";

- " Тебя ожидает будущее уголовника, если ты не изменишь свое поведение" и т. п.;

• непродуктивными, которые не способствуют формированию у индивида позитивного жизненного сценария, а ориентируют его на непродуктивные способы взаимодействия с реальностью и с самим собой, формируют неадекватную самооценку, установки и паттерны поведения, заставляя индивида использовать нена­дежные пути адаптации к среде и способы удовлетворения воз­никающих потребностей.

Примером такого родительского про­граммирования могут служить высказывания:

- " С таким характером не жди ничего хорошего в своей жизни";

- " Ты совершенно никчемный человек";

- " С такими внешними данными не рассчитывай на удачное за­мужество";

- " С твоими мозгами ты не достигнешь ничего в этой жизни" и т. п.

Формирование того или иного сценария зависит также и от среды, в которой существует и развивается индивид. На осно­вании типа среды можно выделить следующие виды сценариев:

• культурные сценарии, предполагающие наличие в жизненном сценарии индивида общих установок и паттернов поведения, предписанных той или иной культурой, например существующее в какой-либо культуре определенное отношение к браку и раз­водам может способствовать такому жизненному сценарию ин­дивида, при котором он будет строить свою семейную жизнь в соответствии с принятыми общекультурными стереотипами;

• субкультурные сценарии, которые предполагают влияние на формирование того или иного жизненного сценария норм и традиций определенного субкультурного сообщества, например ценности так называемого " среднего класса", к которому при­надлежит семья ребенка, могут способствовать у него формиро­ванию определенного отношения к карьере, к браку и т. п.;

• семейные сценарии, то есть повторение определенного сценария в семье из поколения в поколение, могут оказывать существенное влияние на индивидуальный жизненный сценарий личности, например " тяжелая женская доля" всех женщин семейного кла­на, или определенные традиции в выборе профессионального жизненного пути, когда все мужчины семьи выбирают одну и ту же профессию;

• индивидуальные сценарии, то есть те сценарии, которые являют­ся уникальными для каждого конкретного человека и формиру­ются как под воздействием культурных, субкультурных и семейных стереотипов, так и под влиянием родительского программирова­ния или вопреки таковому, например жизненный сценарий " не­удачник" или сценарий " единственного ребенка в семье" и т. п.

Индивидуальные жизненные сценарии могут быть двух основных видов:

• жизнь по сценарию, когда индивид строит свою жизнь в полном соответствии с родительским программированием и на основе того индивидуального сценария, который был у него сформи­рован под воздействием культуры, субкультуры, семейных ми­фов и сценариев;

• жизнь по антисценарию, предполагающему отрицание индиви­дом родительских сценарных сообщений и построение такого ин­дивидуального жизненного сценария, который полностью от­личается от культурных, субкультурных, семейных установок и т. п., например стремление дочери к карьере, притом что мать является домохозяйкой и именно эти ценности и установки прививались дочери с раннего детства.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.