Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Виды жизненных стилей






 

1. Понятие индивидуального жизненного стиля было введено в пси­хологию А. Адлером — основателем индивидуальной психологии. Жизненный стиль определяется как значение, которое человек придает миру и самому себе, его цели, направленность его уст­ремлений и те подходы, которые он использует при решении жизненных проблем.

Жизненный стиль имеет следующие харак­теристики:

• формируется в раннем детстве, но не является врожденным компонентом личности;

• часто носит ошибочный характер, то есть не соответствует ре­альности, не конгруэнтен ей;

• устойчив, то есть паттерны поведения и установки, которые демонстрирует клиент, имеют глубоко укоренившиеся в его бес­сознательном корни,

• формируется под влиянием творческих способностей личности, ее креативного Я;

• ответственность за формирование и, следовательно, изменение жизненного сценария лежит на самом человеке, а это означает, что клиент в состоянии изменить свой жизненный стиль;

• в зависимости от того, как человеком решается та или иная жизненно важная проблема, у него формируется определенный жизненный стиль, который в дальнейшем служит основной для разрешения различных жизненных проблем и ситуаций.

Жизненный стиль личности формируется на основе специфики решения человеком следующих жизненно важных проблем:

• профессионального самоопределения, предполагающей нахожде­ние такого занятия, которое обеспечило бы выживание индивида в окружающей среде со всеми ее ограничениями и изменяю­щимися условиями;

• сотрудничества и дружбы, вынуждающей индивида к поиску такого места и стиля взаимодействия с окружающими людьми, при котором он сможет сотрудничать с окружающими и одно­временно получать пользу от этого сотрудничества;

• любви и супружества, предполагающей понимание и принятие факта существования двух полов и зависимость развития чело­вечества от эмоционального и физического взаимодействия людей.

2. Формирование и тип жизненного стиля зависят от следующих, факторов:

• соотношения в человеке двух движущих сил развития личности — стремления к превосходству и социального интереса, то есть уровень развития этих сил: высокий (низкий) уровень стремления;

• к превосходству и высокий (низкий) уровень социального интереса;

• преобладания положительных или отрицательных сторон в каждой из этих движущих сил, например сценарий, сформированный на основе преобладания отрицательных сторон стремления к превосходству и положительных сторон социального интереса.

Каждый жизненный стиль имеет свои характеристики и отличительные особенности, обусловленные сочетанием двух движущих сил развития, и демонстрирует специфику разрешения трех основных жизненных проблем.

Жизненный стиль " реальная компенсация" предполагает:

• нахождение позитивных способов удовлетворения своего стрем­ления к превосходству;

• выраженный социальный интерес в его положительной окраске, то есть стремление к контакту с себе подобными и получение пользы и удовлетворения от этого контакта;

• успешное решение индивидом всех трех жизненно важных проблем.

Жизненный стиль " ненужные, никчемные" предполагает:

• неразвитый социальный интерес;

• отсутствие стремления к превосходству;

• сниженные стремления в отношении окружающих людей, себя, и своей реализации;

• нечеткие жизненные цели, ориентация на общие правила и жизненные установки.

Жизненный стиль " пустые делатели добрых дел" предполагает:

• развитый социальный интерес;

• отсутствие стремления к превосходству как в положительном, так и в отрицательном ключе;

• не сформировано стремление к изменению себя, развитию своих способностей и компенсации своих слабостей;

• решение проблемы коммуникации и взаимодействия с другими часто носит негативный оттенок, так как люди не умеют реализовать себя на благо окружающих и, как следствие, не получают отдачи;

• та же негативная тенденция наблюдается и в решении двух других жизненно важных проблем: неиспользование своего потен­циала приводит к негативным результатам.

Жизненный стиль " псевдокомпенсация" имеет следующие характерные особенности:

• выраженное стремление к превосходству;

• социальный интерес либо не выражен вовсе, либо имеет негативный оттенок:

• при невыраженном, или нулевом, социальном интересе человек ориентирован на поддержание собственного " нарциссического" комплекса;

• в случае негативно выраженного социального интереса использу­ет стратегию манипуляции при взаимодействии с окружающими;

• в преодолении жизненных трудностей стремится не обучаться смелости и адекватности поведения и своих проявлений, а формирует у себя иллюзию того, кем или чем хочет казаться.

Существуют следующие способы псевдокомпенсации, рассматри­вающиеся как отдельные сценарии жизни:

• стиль " уход в болезнь", предполагающий:

- нахождение человеком оправданий своим неудачам;

- увеличение возможностей контролировать окружающих и уп­равлять ими;

- гарантию получения эмоциональной поддержки со стороны окружающих;

• стиль " уход в слабость", предполагающий:

- стремление к избеганию неудачи, а не к достижению успеха;

- использование своей моральной или иной слабости как инст­румента управления другими людьми;

- охотное признание своей слабости и неспособности к самокон­тролю, но отрицание у себя стремления к превосходству во всем;

• стиль " леность", характеризующийся:

- оправданием собственных неудач;

- отсутствием инициативы и активности в решении жизненных проблем;

• стиль " лживость", предполагающий:

- использование хитрости и обмана для привлечения внимания окружающих к своей персоне;

- использование своих достижений для манипуляции другими; наличие сурового родителя, сформировавшего у ребенка уста­новку " ложь безопаснее правды";

• стиль " жестокий тиран", характеризующийся:

- столкновением человека с ярко выраженной чертой избалован­ности с ограничениями жизни и невозможностью удовлетворе­ния любых своих потребностей;

- использованием жестокости или слабости как мести за фрустрирующее влияние окружающей среды;

- проявлением непримиримости, педантичности, " домашней тира­нии" и т. п., то есть не ярко выраженными проявлениями жес­токости в прямом смысле этого слова;

• стиль " комплекс превосходства", предполагающий:

- снижение ощущения собственной неполноценности и недостаточ­ности;

- оказание позитивного и негативного влияния на окружающих;

- использование собственных достижений для управления окружающими и поддержания иллюзии избранности;

•стиль " самореклама", характеризующийся:

- стремлением завоевать одобрение и привязанность окружающий через признание факта своего существования;

- формированием на основе оценочных суждений родителей о качествах и поведении ребенка;

- отсутствием собственной системы оценивания себя, зависимостью от оценок окружающих как в детстве, так и во взрослом возрасте; потребностью в постоянном одобрении, поддержке и защите со стороны окружающих, зависимостью от окружающих.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.