Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Техника работы с модальностями






 

1. Понятие модальности было внесено в психологическое консуль­тирование из нейролингвистического программирования (НЛП) - одного из современных методов психотерапии и консультиро­вания, ориентированного на краткосрочную терапию. Под мо­дальностью понимается канал получения информации, основанный на каком-либо из 5 органов чувств, посредством которого чело­век воспринимает и отражает окружающий мир.

Выделяют 4 модальности (то есть 4 канала восприятия информации):

• визуальную, где ведущий канал получения и отражения инфор­мации — зрение;

• аудиальную, основанную на слухе как ведущем канале восприятия;

• кинестетическую, основанную на телесных ощущениях как ве­дущем канале восприятия;

• обонятельно-вкусовую, где ведущим каналом восприятия ин­формации является вкус и обоняние.

Выделяются следующие характеристики модальностей:

• у любого человека присутствуют все 4 системы восприятия, но при этом есть наиболее и наименее развитая система,

• через наиболее развитую модальность человек получает и отра­жает максимальное количество информации, и это — привыч­ный способ восприятия;

• наименее развитая модальность обычно блокирована, и способ восприятия и отражения действительности через нее наименее привычен для человека;

• модальности могут развиваться, то есть в процессе терапии консультант может расширить набор ведущих модальностей клиента, сгладить одну и увеличить другую, снять блок с ранее заблокированной системы восприятия;

• каждая модальность имеет внешнюю сторону, то есть тот орган чувств, которым индивид воспринимает реальность, и внутреннюю сторону, то есть те способы, которыми он эту реальность отражает.

К внутренним способам, отражающим реальность, относятся:

• предикаты речи, то есть слова, выражения и речевые конструк­ции клиента, используемые им для отражения реальности и формирующиеся на бессознательном уровне;

• глазодвигательные паттерны, то есть движения глазных яблок, наиболее типичные для той или иной субмодальности.

2. Для повышения эффективности процесса консультирования консультант должен хорошо владеть техникой работы с мо­дальностями и знать особенности этой работы.

Существуют следующие правила работы с модальностями:

• консультант должен хорошо уметь ориентироваться в поведении клиента с целью распознавания у него ведущей и блокированной модальностей', наблюдать, анализировать проявления клиента в ключе изучения каналов восприятия, опираясь на знания и ха­рактеристики модальностей;

• консультант должен обращать внимание на следующее поведение и проявления модальностей клиента:

- предикаты речи, какие слова и выражения использует клиент как в речи вообще, так и в описании себя, своей проблематики, своего физического и психического состояния, например выраже­ние " Это давит на меня, словно какой-то груз" — типичный признак ведущей кинестетической модальности',

- образы, которые формирует клиент, их отличительные осо­бенности, например, если клиент говорит " Я слышу, будто" или " Это было похоже на вспышку молнии", то в первом случае ве­дущей является аудиальная, а во втором — визуальная системы восприятия и отражения;

- невербальные проявления клиента, например движения глаз или характерные для каждой модальности жесты;

• консультант должен уметь ориентироваться в своих модально­стях, понимать, какая из систем у него развита лучше, какая — хуже, уметь переключаться с одной модальности на другую, ес­ли это необходимо в терапевтических целях;

• консультант может использовать свои модальности для выра­жения эмпатии клиенту, для терапевтического воздействия. Для этого ему необходимо уметь читать сигналы своих модально­стей, интерпретировать их, чтобы на основе своих модально­стей научиться понимать проблематику клиента.

В процессе консультирования психолог может использовать модальности клиента для решения различных задач, среди кото­рых можно выделить следующие:

• установление и поддержание раппорта (контакта) с клиентом;

• диагностика проблемы и общего состояния клиента, понимание проблематики и личности клиента;

• терапевтическое воздействие.

При установлении раппорта консультант должен:

• строить свое поведение и речь в соответствии с используемой клиентом модальностью',

• обращать внимание на предикаты речи, посредством которых клиент выражает свое восприятие мира, и использовать в своей речи те же схемы;

• обращать внимание на невербальные проявления клиента и под­страиваться под них, используя такую же схему поведения;

• ориентироваться на сигналы своих модальностей и использовать их для проявления эмпатии.

При диагностике и понимании проблематики клиента консуль­танту следует:

• обращать внимание на то, как развиты модальности клиента, какая из них является ведущей, а какая — подавленной, из ка­кой модальности клиент говорит чаще всего, а какую вообще не употребляет;

• проанализировать связь проблемы, конфликта или затруднения клиента с его модальностями, пронаблюдать, в какой из модальностей может находиться проблема;

• обратить внимание на паттерны поведения, речь, невербальные и эмоциональные проявления клиента, чтобы понять, как и где именно проявляется проблема или затруднение клиента и как это влияет на него;

• обратить внимание на свои ощущения и то, как сам консуль­тант, находясь в эмпатической связи и глубоком контакте с клиентом, реагирует на проблемы клиента, из какой модально­сти к нему поступает наибольшее количество сигналов и ин­формации;

• обратить внимание на общее физическое состояние, например у кинестетиков часто проблема выражается на соматическом уровне;

• обратить внимание на связь ведущей или подавленной модально­сти и способы взаимодействия клиента и построение отношений с окружающими, если локус его жалобы лежит в области взаи­моотношений со средой, например жалоба клиента на непо­нимание со стороны близкого человека может быть проин­терпретирована с точки зрения преобладания у них разных модальностей;

• использовать специально разработанные методы экспресс-диаг­ностики ведущей модальности.

При терапевтическом воздействии целями консультанта являются:

• подведение клиента к осознанию своих модальностей и умению читать и понимать их сигналы;

• расширение набора модальностей клиента, реабилитация подав­ленных модальностей с целью расширения способов функцио­нирования в среде;

• формирование умения читать и понимать модальности других людей с целью более адаптивного взаимодействия с ними.

В терапевтическом взаимодействии с модальностями клиента консультант может использовать следующие способы работы:

• основной способ работы с модальностью — постепенное изменение одного из параметров восприятия, отслеживая взаимосвязь с эмоциональными изменениями клиента, например на основе спродуцированного клиентом образа менять цвет, яркость, си­лу звука и т. п.;

• усиливать или уменьшать остроту ощущений от работы с обра­зом клиента в зависимости от того, какова цель вмешательст­ва — снизить негативное влияние проблемы или создать ресурсность личности;

• с помощью специально разработанных приемов и упражнений вводить клиента в разные модальности, двигать клиента в его каналах восприятия и отражения, провоцируя на проживание различных состояний в различных модальностях,

• создание образов в ведущей системе клиента (аудиальные, визу­альные, кинестетические образы) и последующая работа с ними:

- перемещение образов из одной системы в другую;

- работа с качественными характеристиками образов;

• применять ассоциированное или диссоцированное восприятие в работе с модальностью в зависимости от целей консультирова­ния и особенностей проблематики клиента.

Ассоциированное восприятие способствует усилению пережива­ний и ощущений, так как предполагает нахождение клиента внутри созданного им визуального, кинестетического или аудиального образа, поэтому часто используется как инструмент для формирования ресурсности личности.

Диссоциированное восприятие направлено на снижение пережи­ваний, так как клиент занимает позицию наблюдателя и участвует в восприятии как бы со стороны, отстранение, поэтому
такое восприятие часто используется для работы с негативными переживаниями и ситуациями и они как бы выталкиваются во­вне, за пределы личности и восприятия клиента.

Используя методы ассоциации/диссоциации или метод усиле­ния/уменьшения образа, консультант может способствовать клиенту в решении многих проблем, например:

• в принятии решений, когда происходит проработка сомнений и неуверенности и усиление ресурсов личности для принятия важного решения;

• коррекции убеждений и установок клиента, используя работу с сомнениями, анализ проблемных убеждений;

• работе с построением целей и формированием будущего, исполь­зуя " экран" образов и путешествие во времени;

• работе с телесными ощущениями, используя кинестетическую модальность.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.