Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Зарубежный опыт медико-социальной помощи и реабилитации детей–инвалидов






За последнее столетие в мире произошли существенные изменения в отношении к человеку, ценности человеческой жизни, к инвалидам и детской инвалидности. Основой этому в настоящее время является признание равенства прав инвалидов на полноценную жизнь в обществе и привлечение государств, к созданию достойных условий для комфортной жизнедеятельности, реабилитации и интеграции инвалидов в общественную жизнь.

В развитых странах система социальной защиты детей-инвалидов представляет собой слаженный ряд взаимосвязанных элементов и представлены законодательным закреплением прав данной категории, прав и обязанностей государственных органов. Государство берет детей-инвалидов полностью под опеку, подкрепляя законодательно их права и льготы, в зарубежных странах для детей-инвалидов создают всевозможные условия, в которых дети с ограничениями здоровья, становятся полноправными гражданами и ведут активный образ жизни, несмотря на физические или умственные недостатки [49].

В Великобритании медико-социальная помощь и реабилитация детей-инвалидов, осуществляется в трех организациях:

- частные дома владельцев (обеспечивающие уход за денежную оплату);

- общественный сектор (общественные, благотворительные организации);

- местные власти (обеспечивают наибольшую часть социальных услуг).

В данной стране социальные службы оказывают медико-социальную и реабилитационную помощь детям-инвалидам как на дому, так и в дневных центрах, интернатах или же дневных школах. В перечисленных социальных учреждениях особое внимание уделяется детям-инвалидам, их обучение навыков общения, правилам поведения на улице, в общественных местах, для этого организуются специальные прогулки, походы в музеи, общественные места.

Социальный работник из Департамента социальных служб этой страны играет очень важную роль в медико-социальной работе с данной категорией детей. Важной задачей социального работника является оказание им помощь в виде совета (беседы), поддержки и консультирования по личным делам самому инвалиду и его семье; непосредственно принимает участие в разработке индивидуальных программ реабилитации, которые согласовываются с клиентом и его семьей; так же занимается организацией культурной жизни инвалида вне дома и т.п. [49].

Если ребенка-инвалида воспитывает семья, то эту семью государство берет полностью под опеку. Так же родители могут отдать на обучения своего ребенка либо в закрытый интернате (как правило, в случае тяжелого заболевания), где основной упор делается на физиотерапию и медико-социальную реабилитацию, либо в обычную школе. В принципе, школы совместного обучения – это норма жизни в Англии, дети-инвалиды заканчивают колледжи, университеты, получают работу и становятся полноценными во всех отношениях гражданами своей страны.

Общественные организации инвалидов, их в Англии более 200 – имеют очень большое значение в жизни инвалидов, главная задача этих организаций заключается в предоставлении медико-социальной помощи, предоставление необходимой информации о правах и о средствах реабилитации детей-инвалидов, информации о жилье, учебе, работе, доступном отдыхе. Формируются так называемые группы поддержки, в которых учат детей-инвалидов отстаивать свои права, и которые, например, в случае дискриминации, помогают им получить защиту [52].

Вопросами социальной защиты детей-инвалидов в Германии занимается Министерство труда и социальных дел, а также Федеральный институт страхования, они контролируют реализацию законов и предоставляют финансовые средства на их реализацию [33].

Социальное обслуживание детей-инвалидов в этой стране находится на небывалой высоте. Их развозят на специальных автобусах, целый день социальный работник занимается с ребенком-инвалидом всем, от питания до повторения материала – здесь приоритет ложится на сопровождение ребенка-инвалида социальным работником. В данном случае социальный работник должен иметь множество навыков (оказание первой медицинской помощи, наличие педагогических знаний, оказание психологической поддержки и др.) [33].

В Германии детей-инвалидов отправляют в общеобразовательные школы, но если некоторые по различным причинам не в состоянии заниматься в обычной школе, их обеспечивают особым обучением. Тем самым проводится целая процедура для установления необходимости специальной педагогической помощи. В этой процедуре принимают участие родители, персонал школы, эксперт и врач, который обследовал ребенка, далее решение принимается после тестирования ребенка и беседы с родителями. Тестирование повторяется ежегодно для подтверждения необходимости в особых условиях.

По законодательству Германии, молодые люди-инвалиды должны получить профессиональное образование, которое должно помочь им полноценно участвовать в жизни общества. Для инвалидов предусмотрены специальные учреждения профессиональной интеграции – мастерские для инвалидов финансируются государством и очень часто инвалидам предоставляют не только рабочие места, но также стол и кров [33].

В Германии существуют все материально-технические условия, для получения детьми-инвалидами медико-социальных и реабилитационных услуг, обеспечивающие достойные условия проживания и функционирования детей-инвалидов в обществе:

- жилища без препятствий (отсутствие ступенек, оптимальная ширина дверных проемов, лифтов, коридоров, ванных и туалетных комнат, балконов);

- квартиры для совместного проживания, дома для инвалидов – специальные учреждения, для детей-инвалидов которые нуждаются в постоянном уходе [49].

В США права детей-инвалидов так же закреплены законодательно и включены в общую систему гражданских прав, запрещающую, какую бы то ни было, дискриминацию человека. Закон 1990 года «Об инвалидах» защищает на федеральном уровне права этой социальной группы и запрещает дискриминацию инвалидов во всех отношениях (в трудовых отношениях, в государственных органах власти, в местах общественного пользования, торговле, на транспорте) [52].

Говоря о медико-социальной помощи и реабилитации детей-инвалидов в США необходимо отметить, что детям-инвалидам предоставляются все медико-социальные и реабилитационные услуги: социально-медицинское обслуживание, выплата всевозможных пособий и компенсаций, жилищно-бытовое устройство, доставка в медицинские и учебные заведения, культурно-досуговое развитие, бассейн, лечебно-оздоровительные мероприятия, спорт и т.п. – все это осуществляют социальные службы. В США используется и такой вид социального обслуживания, как надомные услуги, здесь преимущественное значение приобретает роль социального работника, который становится для инвалида (в том числе ребенка-инвалида) помощником, психологом, консультантом и, даже другом [34].

Социальные работники также осуществляют свою деятельность и в медицинских учрежденьях США, они выполняют свои функции в общих и специализированных больницах, где содержат детей-инвалидов с тяжелыми заболеваниями, здесь социальный работник помогает в оказании неотложной медицинской помощи, проводит беседы и консультации. В США очень развита медико-социальная помощь детям-инвалидам в тяжелом состоянии, социальные работники так же предоставляют все услуги и в психиатрических лечебницах для кратковременного и долгосрочного лечения; и в реабилитационных центрах, которые осуществляют долговременный уход за больными и немощными. Так же предоставляются услуги в учреждениях, оказывающих первичную помощь, например в амбулаториях, центрах охраны здоровья и в случае медицинской помощи на дому. Во многих больницах социальные работники объединяют пациентов, имеющих сходные проблемы (заболевания), в группы самопомощи, так же создаются службы защиты с целью образования, поддержки и реабилитации больных и содействия в расширении прав клиентов на получение услуг [34].

В США действуют такие программы, которые подразумевают, что даже ребенок с синдромом Дауна может обучаться с нормальными детьми («инклюзивная» модель). Конечно, для таких детей разрабатывается отдельная программа, с учетом его умственных и физических возможностей, медицинских показаний, ему предоставляются свои облегченные задания, однако, многое в успешности подобного обучения, конечно зависит и от учителя. Основой таких программ является исключение любой дискриминации детей-инвалидов, обеспечение равного отношения ко всем детям, путем создания всех условий для удовлетворения потребностей таких детей. Такие дети зачастую показывают наибольшие успехи в обучении, социальной адаптации, и дальнейшей профессиональной реализации [34].

В США значительную часть медико-социальных и реабилитационных услуг, положенных людям-инвалидам по закону, выполняют специализированные фонды и организации, предоставленные муниципалитетом. Рассмотрим некоторые из подобных учреждений:

1) Центры независимой жизни инвалидов. (ЦНЖ)

В США работает более 300 подобных центров, все они финансируются государством. В данных центрах дети-инвалиды буквально получают путевку в жизнь, обучаются навыкам самостоятельной независимой жизни, социально адаптируются, получают всевозможные услуги, такие, как медицинские, социально-педагогические, социально-психологические, информационные, юридические, трудоустройство, персональный помощник и др.

2) Центры по заочной реабилитации инвалидов.

Суть данных центров заключается в том, что с помощью спутников связи, сети интернет, видеокамер инвалиды напрямую получают новейшие реабилитационные технологии. С помощью этих технологий, дети-инвалиды могут общаться друг с другом, играть, развлекаться, получать информацию не выходя из дома, данные услуги оплачивает специальный фонд. В данных центрах так же существует база данных всех возможностей и талантов инвалидов, что дает возможность обеспечения их работой и привлечение к активной жизни.

3) Ночлежки для инвалидов.

" Ночлежки" помогают инвалидам начать жить самостоятельно, где инвалиды учатся распоряжаться деньгами, пользоваться общественным транспортом, правильно вести себя в обществе, в общественных местах и т.п. В такой ночлежке инвалиды могут пребывать от полугода до года, где им предоставляются все медико-социальные и реабилитационные услуги, их обеспечивают жильем, специальным транспортом, медикаментами, реабилитационной техникой, работой и всевозможными социальными услугами.

4) Детские площадки для игры детей-инвалидов и здоровых детей.

Данные площадки полностью оборудованы, так, что даже дети-инвалиды могут там спокойно играть, покрытие у них мягкое, чтобы не травмировать ребенка при падении, тем более ребенка-инвалида. Дети-инвалиды даже на креслах-колясках могут поиграть со здоровыми детьми на корабле или самолете. Такие площадки очень положительно влияют на развитие ребенка-инвалида, в такой благоприятной среде ребенок спокойно проходит адаптацию в обществе, к тому же подвижный образ жизни дает возможность забыть об увечьях и недостатках и чувствовать себя частью общества [33].

В странах Европы и Америки существуют дома квалифицированного сестринского ухода, особенно их сеть широка в США. Подобные дома сестринского ухода становятся центрами универсальных услуг, включая не только удовлетворение в социальных услугах и бытовых навыков детей-инвалидов, но и достаточно квалифицированное медицинское обслуживание [33].

На основе анализа документов, статей и книг, не сложно убедиться, что в США выстроена отлаженная система оказания социальной помощи детям-инвалидам, которая охватывает все сферы жизнедеятельности, что благоприятно отражается на социальной адаптации ребенка-инвалида и интеграции ребенка в общество, а так же способствует принятию детей-инвалидов обществом. Немаловажную роль при осуществлении социальной работы с детьми-инвалидами играет комплексный поход и участие целого ряда специалистов из различных областей знаний в разработке программ реабилитации детей-инвалидов [49].

Конституция Канады так же законодательно закрепляет равноправие детей-инвалидов и невозможности дискриминации их по принципу физической или умственной неполноценности. В Канаде социальные программы, направлены на решение проблем детской инвалидности. Общую координацию социальной адаптации детей-инвалидов осуществляет министерство развития людских ресурсов (бюро по делам инвалидов). Главными направлениями деятельности подобных бюро являются: соблюдения прав человека (в том числе инвалида), медицинское обслуживание детей-инвалидов, их обучение, трудоустройство, улучшение жилищных условий, решение проблем транспортировки детей-инвалидов, их доступ к всевозможным источникам информации. Министерство так же сотрудничает со спортивно-оздоровительными центрами, с национальными парками, программы которых направлены на доступ детей-инвалидов в парки и рекреационные зоны, а так же развит доступ к путешествиям (для детей-инвалидов) [49].

Опыт зарубежных стран, так же показывает, что создание доступных учреждений социального обслуживания, медико-социальной и реабилитационной помощи, доступность школ и инклюзивное обучение, притом полное обеспечение государством – способствуют социальной адаптации детей-инвалидов, воспитанию у них самостоятельности и независимости, а так же изменяет общественное мнение об инвалидах – обучает «обычных детей» быть лояльными и толерантными к данной категории детей.

В данной главе мы рассмотрели теоретические основы медико-социальной помощи и реабилитации детей-инвалидов. Дети-инвалиды – это категория детей, имеющая стойкое функциональное нарушение организма в связи с заболеванием, травмой или иных дефектов, что ограничивает их жизнедеятельность. Численность детей-инвалидов с каждым годом растет, возникает необходимость решения проблем детской инвалидности, их доступности к социальным услугам. Медико-социальная помощь и реабилитация, в которой особенно нуждаются дети-инвалиды, направлены на восстановление, устранение или полную компенсацию ограничений жизнедеятельности инвалида, вызванных нарушением функций его организма. В Российской Федерации законодательно закреплены права инвалидов, однако на практике встречается множество проблем и препятствий в оказании полной медико-социальной и реабилитационной помощи детям-инвалидам и их семьям, тем самым дети выпадают из социума. А вот в зарубежных странах медико-социальная и реабилитационная помощь очень развита и доступна, в решении проблем детской инвалидности задействовано и государство, и социальные службы и сама общественность – налаженная система социальной помощи детям-инвалидам и их семьям ведет к успешному развитию таких детей, они добиваются успехов и ведут активное взаимодействие в обществе [52].


 

Глава II. Медико-социальная помощь и реабилитация детей–инвалидов (по материалам ОАУСО «Старорусский комплексный центр социального обслуживания населения»)

2.1. Анализ деятельности ОАУСО «Старорусский комплексный центр социального обслуживания населения»

Областное автономное учреждение социального обслуживания «Старорусский комплексный центр социального обслуживания населения» (сокращено ОАУСО «Старорусский КЦСО») создан 12 февраля 2015 года в результате реорганизации областного автономного учреждения социального обслуживания «Старорусский центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов», путем присоединения областного бюджетного учреждения социального обслуживания «Старорусский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» в соответствии с распоряжением Правительства Новгородской области от 01.12.2014 № 397 - рг «О реорганизации областного автономного учреждения социального обслуживания «Старорусский центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов».

Местонахождение и юридический адрес областного автономного учреждения социального обслуживания «Старорусский комплексный центр социального облуживания населения»: Новгородская область, г. Старая Русса, ул. Карла Маркса, д.5, 175200.

Учредителем центра является департамент труда и социальной защиты населения Новгородской области, действующий на основании Положения о департаменте труда и социальной защиты населения Новгородской области, утверждённого постановлением Администрации области от 15.02.2008 № 39 [38]/

Центр является унитарной некоммерческой организацией, созданной для выполнения работ и оказания услуг в целях обеспечения реализации социальной защиты населения предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти Новгородской области.

В своей деятельности комплексный центр социального обслуживания руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными и областными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации и Правительства Новгородской области, другими нормативными правовыми актами и уставом данного учреждения.

Данный комплексный центр имеет свои структурные подразделения (см.рис.9) первые 4 отделения расположены по адресу: Новгородская область, г. Старая Русса, ул. Карла Маркса, д.5, 175200.

Структурные подразделения учреждения
Отделение приема граждан и предоставления срочных социальных услуг
Отделение социального обслуживания на дому
Отделение психолого-педагогической помощи семье и детям
Отделение профилактики безнадзорности несовершеннолетних

 


Рис.9 Структурные подразделения ОАУСО

«Старорусский КЦСО»

Предметомдеятельности комплексного центра является деятельность, непосредственно направленная на достижение цели, ради которой оно создано [38].

Цельюсоздания учреждения является осуществление социального обслуживания и социального сопровождения населения в соответствии с Федеральном законом от 28.12.2013 N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Новгородской области.

Для достижения цели, устава данного центра осуществляются следующие виды деятельности (см.табл.2, приложение 3) [38].

Таблица 2






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.