Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности предпринимательской деятельности в сфере сервиса 6 страница






С точки зрения экономического содержания холдинговые компании могут представлять собой конгломераты. Конгломератами признают совокупность организаций, которые не имеют каких-либо общих производственных основ, но объединены организационными или финансовыми связями. Конгломераты являются диверсифицированными корпоративными образованиями, возникающими в результате межотраслевой интеграции. Широкая диверсификация производства снижает производственные риски, позволяет целенаправленно распоряжаться финансовыми потоками в том направлении деятельности, которая может принести наибольшую прибыль. Конгломерат может существовать как в форме холдинга, так и в других формах. Но не каждая холдинговая компания имеет диверсифицированное производство, т.е. является конгломератом и не каждый конгломерат обязательно существует в форме холдинга.

Преимущества организации бизнеса в холдинговой форме условно можно разделить на две группы. Первая группа связана с эффектом интеграции вообще, независимо от формы, в которой она представлена: холдинг, ФПГ, простое товарищество, поскольку понятно, что в период всеобщей экономической глобализации осуществлять деятельность в автономной, некооперированной структуре, как правило, менее выгодно, чем в интегрированной. Вторая группа преимуществ холдинга связана со спецификой именно этой формы предпринимательского объединения.

К недостаткам холдинговой модели организации бизнеса наряду с очевидными преимуществами можно отнести:

- отсутствие внутри холдинга конкуренции, влекущей за собой возможность сохранения нерентабельных производств и снижения экономической эффективности холдинга в целом;

- бюрократизацию управления, сложность иерархической структуры;

- неоптимальное налогообложение участников холдинга, отсутствие " налогового единства" холдинга;

- сложность управления холдинговым объединением: большое количество субъектов корпоративных отношений, имеющих различные интересы; усложненный документооборот;

- сложность и неполнота нормативно-правового регулирования холдингов;

- особенности правового регулирования совершения сделок с заинтересованностью внутри холдинга.

Процедуры образования холдинговых компаний могут осуществляться следующим образом:

- путем скупки акций на вторичном рынке;

- путем обмена акциями, специально эмитированными для этого каждым предприятием;

- путем создания специальной управляющей компании, куда учредители передают пакеты акций предприятий, которые они хотят включить в холдинг, при этом передаваемые акции предприятий обмениваются на эмитированные акции этой компании;

- путем передачи ключевых, для данного бизнеса, патентов, авторских прав, ноу-хау

- путем процедуры банкротства.

Последний, распространенный на западе агрессивный способ получения контроля над компаниями в последние годы стал популярен и в России. Зачастую в уже созданных и успешно работающих холдингах проводятся слияния, разделения и поглощения.

Развитие сервисных сетей в Росси и мире

На основании большого количества самых разнообразных аналитических материалов сети Интернет можно сделать вывод о том, что развитие сетевых форм организации бизнеса началось с сетевого маркетинга, далее эти формы стали активно развивать розничная торговля и финансовые структуры, их опыт был подхвачен традиционными отраслями сферы услуг, а также постепенно на эти принципы работы стали переходить первый и второй сектора экономики, причем наиболее энергично в развивающихся странах, где не были так сильных позиции традиционных корпораций.

Историю развития сетевого бизнеса можно с большой степенью достоверности изучить по истории сетевого маркетинга в Америке[6]. MLM (Multi-Level Marketing, многоуровневый маркетинг, сетевой маркетинг) - это система продвижения товаров и услуг напрямую от производителя к потребителю, использующая для этого разветвленную сеть независимых дистрибьюторов и имеющая особую систему вознаграждения.

Изобретателем сетевого бизнеса считается Карл Ренборг[7], химик по специальности, не имевший ни малейшего отношения к торговле. Идея создания маркетинговой структуры, позволяющей одним независимым предпринимателям привлекать к маркетинговой деятельности других не зависимых предпринимателей и получать доход от торговых сделок последних, согласно легенде, осенила К. Ренборга в 1920 году в лагере для интернированных, куда он был помещен по приказу китайской военной администрации. Главным изобретением доктора Ренборга стала пищевая добавка, которая стала основой создания компании «Nutrilite Products, Inc.».

За минувшие годы сетевой маркетинг стал настоящей школой социального корпоративного предпринимательства. Достаточно сказать, что только за пять лет - с 1979 по 1983 годы - в сетевой маркетинг пришли пять миллионов молодых американцев, которые вышли из подвалов, гаражей и пустующих складов, чтобы превратить сетевой маркетинг в один из наиболее динамично развивающихся видов предпринимательства 20 века. По данным независимых экспертов Института Гэллапа и Wall Street Journal, в сетевом бизнесе занято около 2% населения земного шара и примерно 15% населения США. В мировой экономике с разной степенью эффективности действует более 3000 MLM-фирм. В настоящее время Япония считается безоговорочным лидером по уровню развития маркетинговой сети. Достаточно отметить, что около 90% производства и сбыта товаров и услуг приходится здесь на сетевой маркетинг. Кстати говоря, в США эти показатели выглядят гораздо скромнее, и через маркетинговую сеть здесь проходит «всего» 50% всей продукции.

Активно также развивались сети розничной торговли (ритейл), электронная коммерция.

По рейтингу брендов американских торговых сетей, составленному агенством Interbrand, большим отрывом лидирует Wal-Mart - 129, 8 миллиарда долларов. Для сравнения, капитализация компании на американских биржах составляет 194 миллиарда долларов. Второе место занимает Best Buy с 29, 98 миллиарда долларов, а третье - The Home Depot с 20, 8 миллиарда долларов. Для сравнения в первой тройке европейских торговых брендов указаны шведская сеть магазинов одежды H& M, французская Carrefour и мебельная IKEA, бренды которых оцениваются в 11, 1, 9, 5 и 7, 3 миллиарда евро соответственно.

Электронная коммерция – вид коммерческой деятельности, в котором отсутствует традиционное взаимодействие между продавцом и покупателем, а связь между ними на всех или почти всех этапах процесса купли-продажи осуществляется электронно. Основы электронной коммерции были заложены в США, что неудивительно, так как ее возникновение было бы невозможным без компьютеров, а по уровню развития компьютерных технологий Америка всегда занимала лидирующие позиции в мире. На начальном этапе развития электронная коммерция осуществлялась через компьютеры, связанные между собой локальными сетями, и сводилась к простому обмену информацией о предлагаемых товарах и услугах с возможностью из заказа. Все остальные этапы торговли, такие как оплата и получение товара или услуги проходили по традиционной схеме. Область применения электронной коммерции при этом достаточно узкой, и на начальном этапе ограничивалась пассажирскими авиаперевозками и туристическими услугами. Необходимость серьезных инвестиций в коммуникационную инфраструктуру делала рынок электронной коммерции крайне закрытым для новых участников, а потому не давала возможностей электронному бизнесу отвоевывать позиции у традиционной коммерции. Все изменилось с появлением всемирной сети интернет. Электронная коммерция в интернете быстро стала очень востребованной формой организации бизнеса, как в Америке, так и в Европе, а затем и во всем мире. Что касается нашей страны, то она вошла в сферу электронного бизнеса гораздо позже Америки и Европы, но сегодня по темпам развития электронная коммерция в России занимает достойное место в мире.

Причин этому несколько. Во-первых, это относительно небольшие вложения на начальном этапе бизнеса, так как организация торговой площадки в интернете по затратам не сравнима с открытием обычного магазина, хотя в последнее время стоимость качественного интернет магазина постоянно растет. Во-вторых, это низкие по сравнению с традиционной торговлей текущие накладные расходы за счет экономии на аренде и коммунальных услугах, оплате труда персонала и прочих. Ну и, в-третьих, все возрастающая популярность покупок в интернете у пользователей сети за счет экономии времени на совершение покупок, возможности купить в интернет магазине товары, не представленные в розничной сети региона проживания, скидок, предоставляемых при оплате через интернет и т.п.

Совершенствование информационных технологий привело к тому, что сегодня развитие электронной коммерции идет по пути объединения сбытовой деятельности предприятия, организованной через интернет, с другими процессами в организации. Сегодня продажи в сети часто интегрированы в общую систему автоматизированного учета и управления на предприятии, а понятие электронная коммерция подразумевает под собой не только сбыт, но и логистику, закупки, производство, управление персоналом и др.

В зависимости от участников системы электронной коммерции выделяют несколько ее секторов: B2B (business to business); B2C (business to customer); B2G (business to government); C2C (consumer to consumer); G2B (government to business); G2C (government to citizen). В секторе B2B (бизнес бизнесу) между собой взаимодействуют два бизнеса, один из которых предстает в виде покупателя, другой же является продавцом. B2C (бизнес потребителю) – это самый распространенный вид электронной коммерции – розничные продажи частным лицам. B2G (бизнес государству) и G2B (государство бизнесу) – это два зеркальных сектора электронного бизнеса, где участниками являются бизнес и государство, но в первом случае предприятие продает товары или услуги государству, а во втором – государство предоставляет бизнесу возможность получать государственные услуги через интернет. Этот рынок крайне молодой, но развивается весьма высокими темпами (Таблица 2).

Таблица 2. - Показатели крупнейших интернет-бизнесов [8]

Кампания Чистая норма прибыли (%) Доход за 2006 г. ($M) Рыночная капитализация ($B)
Google   10.604  
Yahoo   6.425 34.5
eBay   5.969  
Amazoon 1.8 10.711 34.7
Cisco   28.484 34.5
Microsoft   51.122  

В Европе в сфере производства все еще сильны холдинговые структуры. Постепенно они трансформируются в сетевые, однако получить реальную информацию о структуре крупных корпоративных фирм Европы достаточно сложно. Однако в сфера сервиса до середины ХХ века в силу своих специфических особенностей услуги как товара в большинстве своем была представлена малым бизнесом. Во второй половине века с развитием интернет-технологий в управленческой деятельности возникновение и развитие сетей происходило лавинообразно

Так концентрация сетевого гостиничного бизнеса в Европе в начале 2010 года составляла 34%.[9] – это 15 тысяч отелей и 1.8 миллионов номеров. На сегодняшний день в странах Европы представлено 800 сетевых брендов. Такие данные приводит в своем исследовании компания Otus Analitycs. Сетевые отели сегодня присутствуют в 49 из 54 европейских стран. В настоящее время на рынке присутствуют игроки трех типов, имеющие практически одинаковые доли гостиничного рынка. Это компании глобального масштаба, к которым исследователи относят Accor, Carlson, Choice, InterContinental, Hilton, Hyatt, Marriott, Starwood и Wyndham. На их долю приходится 32% европейского сетевого рынка. Второй тип игроков — национальные сети, которые расширяются исключительно или преимущественно в одной стране. Сегодня они доминируют в Европе, представляя 36% всего номерного фонда. Все остальные сети компания Otus отнесла к категории «международные бренды» (32% рынка).

Рейтинг 25 наиболее ценных европейских розничных брендов составила компания Interbrand.[10] Это первый подобный рейтинг, приуроченный к проходящему в Барселоне Всемирному конгрессу ритейла (World Retail Congress). Семь компаний в списке – британские, в первой тройке представлены две компании из Швеции.

В Японии деловые группы организованы вокруг фирм с взаимным участием в собственности: горизонтальные сети основаны на межрыночных связях между большими фирмами, а вертикальные сети (кейретсу) построены вокруг большой специализированной индустриальной корпорации, охватывающей большое количество поставщиков. В центре главных вертикальных сетей такие компании, как Toyota, Matsushita, Toshiba и т.д., которые используют сеть взаимных обязательств, финансовой взаимозависимости, рыночных соглашений, обмена персоналом и информацией. Это стабильные сети, они – основа японской экономики. Интегратором скейретсц является Генеральная торговая компания, которая действует как посредник между поставщиками и потребителями, корректирует объемы используемых ресурсов и выпуска продукции.

В корейских сетях (чеболах) все фирмы контролируются центральной холдинговой компанией, которая принадлежит семейному клану. Центральная холдинговая компания поддерживается правительственными банками и контролируемыми правительством торговыми компаниями. Малый и средний бизнес играет второстепенную роль в таких сетях. Большинство фирм чебола – крупные, они работают под жестким управлением центрального менеджмента.

Китайская организация бизнеса также основана на семейных фирмах или кросс-секторных деловых сетях, также обычно контролируемых одной семьей. Основой сделок является личное доверие, которое выше юридических и контрактных правил. Семейные фирмы связаны субподрядами, обменом инвестициями и разделением капитала. Однако большинство фирм в этих сетях небольшие, поэтому как правило неспособны предпринимать крупные стратегические трансформации, требующие вложений в НИОКР, в масштабную технологическую модернизацию или в перенос производства в офшоры. Однако в последние годы можно отметить укрупнение бизнеса, использование европейского опыта проникновения на рынок.

Переход на сетевые формы организации бизнеса – это эволюционный шаг, который предпринимают компании для получения конкурентных преимуществ при увеличении рисков, связанных с переходом экономики от индустриальной фазы к информационной. Это выражается в резком повышении значения инноваций и способности фирм быстро и эффективно их разрабатывать и внедрять. Такая гибкость более свойственна, как правило, небольшим компаниям, а не гигантским, главенствующим в период индустриальной экономики.

В России крупный бизнес пока продолжает укрепляться. Доля малых предприятий в ВВП не превышает 12%, в то время как в развитых странах этот показатель доходит до 50%. В выпуске товаров и услуг на малые предприятия приходится около 30%. Что касается организации крупного бизнеса, то большинство отечественных корпораций имеют холдинговую или унитарную форму. В такой ситуации их переход к сетевой форме организации бизнеса представляется преждевременным, поскольку не созрели необходимые предпосылки внутри фирм, не готовы руководители и персонал, хотя и сегодня есть отрасли и компании, которые развиваются быстрее и более других включены в глобальную экономику.

Большие возможности открываются и перед региональными сетями малых предприятий, объединяющих производственные мощности для оптимизации размещения заказов и повышения среднегодового коэффициента загрузки. Наиболее быстрыми темпами формируются сетевые структуры в сферах традиционных услуг (торговля, бытовое обслуживание, гостиничное хозяйство, общественное питание), финансовых услуг (укрупнение банковских и страховых компаний), а также в области электронной коммерции, которая изначально формировалась во всех странах именно по сетевому принципу.

Современные тенденции развития, например, рынка бытовых услуг в России позволяют полагать, что в значительной мере этот рынок формируют именно сетевые компании, роль которых еще более усилится в будущем. Для российского рынка бытовых услуг актуальны некоторые проблемы, среди которых одной из основных является невысокая рентабельность бизнеса. Одним из основных факторов невысокой рентабельности предприятий бытовых услуг выступают длительные сроки окупаемости инвестиционных проектов. Например, техническое перевооружение фабрики-прачечной обходится в 3 миллиона долларов США, а сроки возврата вложенных средств находятся в пределах 70-ти лет. В первую очередь именно на решение проблемы рентабельности ориентированы сопутствующая и сетевая модели, рекомендуемые экспертами как наиболее эффективные в современных условиях для ведения бизнеса бытовых услуг. Примечательно, что проблема низкой рентабельности и высоких издержек не останавливает инвесторов, развивающих различные виды бытовых услуг. В частности, наиболее быстрыми темпами в настоящее время развивается сегмент клининга, характеризующийся наиболее высокими издержками на рынке бытовых услуг (только в оборудование и подготовку кадров необходимо инвестировать не менее полумиллиона долларов). Ежегодно сегмент клининга увеличивается на 50%, в нем появляется до 20 новых компаний. Сегодня емкость рынка клининга оценивается в 130 млн долларов США. Прогнозируется, что в ближайшие три-четыре года емкость рынка достигнет 800 млн долларов США.

В последние годы в мире и в Росси в частности активно развивается франчайзинга. Большинство руководителей компаний, предлагающих на российском рынке франшизные программы, убеждены: франчайзинг – оптимальный вариант для малого бизнеса. Приобретая франшизу, клиент получает самое главное – раскрученное имя и отточенные технологии. На их создание уходит не только время, но и сотни тысяч долларов В некоторых секторах рынка, по мнению экспертов, сегодня создать собственный бизнес иначе, чем по франчайзинговой схеме практически невозможно.

В качестве примера можно рассмотреть розничный рынок продуктов. «Что такое одиночка на рынке, полностью занятом торговыми сетями? Его не знает ни один поставщик. Если кто-то и согласится с ним работать, то никогда не даст ему больших скидок. Следовательно, цены в магазине бизнесмена-одиночки будут высокими. В итоге, к нему просто не пойдут покупатели.»

Первопроходцами в российском франчайзинге была сеть «Баскин Роббинс», которая продала свою первую франшизу в Москве в 1993 году. Сейчас по этой системе в России работает несколько десятков компаний, предлагающих на рынок программы стоимостью от нескольких сотен долларов(«1С», «Горячие крендели») до нескольких миллионов долларов (супермаркет «Перекресток»). Однако, по мнению специалистов, рынок франчайзинга в России находится лишь в зачаточном состоянии. Так, в Америке, откуда, собственно говоря, и пришли к нам первые франчайзеры, почти непосредственно в области франчайзинга сосредоточено 60% малого бизнеса.

По мнению главного менеджера Российской ассоциации франчайзинга Вадима Перкова, этот механизм можно внедрять в любой сфере бизнеса, которая поддается систематизаци: «У нас франчайзинг развивается пока только в 8-10 отраслях. При этом те рынки, которые почти на 80% за границей заняты франчайзинговыми сетями, у нас вообще не охвачены. Это автосервисы, автомойки, бытовые услуги. Активно развивается в Америке даже франчайзинговая сеть, предоставляющая услуги по заполнению налоговых деклараций. У нас же этот механизм лучше всего работает в тех отраслях, которые на данный момент имеют наиболее высокую норму прибыли. Ведь сначала компания должна сама стать успешной, а уж потом думать о развитии сети франчайзинга. Так, большинство франчайзинговых предприятий приходятся на фаст-фуд и рестораны быстрого обслуживания, которые появляются сегодня в крупных российских городах как грибы после дождя.»

Проанализировав информацию из сети интернет, можно сделать также вывод о том, что к развитию франчайзинговых сетей в России постепенно растет интерес у большого количества зарубежных компаний. Многие франчайзеры уже предпринимают усилия для выхода на российский рынок.

Подводя итог, можно сделать вывод, что современный бизнес в сфере сервиса имеет ярко выраженную тенденцию к интеграции с производственными структурами и концентрации по сетевому принципу.

Формирование и функционирование сетевых структур

Под сетевой структурой бизнеса обычно понимается наличие постоянного, устойчивого круга независимых, самостоятельных фирм (зачастую узкоспециализированных), выполняющих функции, необходимые для обеспечения деятельности центральной фирмы. Центральной называется та фирма, ключевые компетенции которой обеспечивают реализацию профильного для данной сети бизнеса. Сети – это гибкие горизонтальные управленческие структуры, функционирующие за счет общей ресурсной базы, в которой ключевым является информационный ресурс, и наиболее удачно сочетающие формальные и неформальные процедуры для координации деятельности фирм-участников сети.

Мелкие предприятия, создавая и используя общую ресурсную базу, могут быстро реагировать на изменение потребностей потенциальных клиентов. Для крупной корпорации перестройка внутренней структуры в сетевую означает введение рыночного механизма внутрь организации. Теперь корпоративные единицы не получают гарантированных заказов из центра, а конкурируют на равных с существующими альтернативными поставщиками таких же услуг. Если бывшие подразделения корпорации не справляются, то они могут быть заменены на других партнеров. При этом корпорация должна сохранить свои ключевые компетенции, которые ни при каких условиях не отдаст на аутсорсинг (например, НИОКР в главной сфере).

Можно выделить следующие предпосылки развития сетей:

- усложнение деловой среды (глобализация);

- изменение поведения потребителя - нестабильность потребностей вынуждает переходить к производству изделий по индивидуальным заказам, что требует большей гибкости технологий, быстрой адаптации к изменению спроса, что неэффективно в условиях сложной иерархической структуры;

- рост конкуренции на рынке и унификация технологий требуют обеспечения более высокого уровня компетенций, что вынуждает компании обмениваться компетенциями, кооперироваться, развивать долгосрочные взаимоотношения и создавать партнерства;

- основной ресурс рынка – информация, для доступа к которой нужно стать участником сети, постоянно генерирующей, передающей, обрабатывающей и использующей информацию;

- быстрые изменения внешней среды ведут к росту бизнес-рисков, снизить которые можно совместными услиями, привлекая партнеров, обладающих знаниями, снижающими риски.

Отсюда вытекают основные цели создания сетей:

- формирование общей ресурсной базы для снижения издержек ее эксплуатации и воспроизводства;

- создание общей базы знаний, обмен необходимыми компетенциями и предложение рынку более привлекательной ценности;

- распределение рисков между партнерами;

- максимизация совокупных доходов за счет возникновения сетевого синергетического эффекта (системного эффекта).

Сеть является нестабильной, постоянно трансформирующейся структурой, чтобы обеспечить ее устойчивость и эффективность необходимо соблюдение следующих условий:

- устойчивость информационных связей (наличие общего сетевого оперативно пополняющегося информационного ресурса);

- согласованность действий участников сети (в случае объединения компаний, имеющих равный вес на рынке, обычно создаются координационные советы для решения наиболее важных вопросов или нанимается сетевой брокер, осуществляющий координацию их деятельности);

- наличие и исполнение внутрисетевых стандартов (должны быть четко прописаны и контролируемы бизнес-процессы, связанные с обслуживанием клиентов, переработкой информации, принятием решений, мотивацией, внедрением инноваций и т.п.);

- доверие между участниками сети или внутрисетевая корпоративная культура (этот фактор часто является ключевым для достижения успеха).

Особенность сетевой структуры – ее ориентация на использование активов партнеров по созданию потребительской ценности вместо сосредоточения всех необходимых активов внутри одной фирмы. При этом взаимодействие с партнерами строится на использовании рыночных механизмов, а не административных процедур. Р.Майлза и Ч.Сноу предложили классификацию сетевых структур, в которой выделили 3 основные формы: внутреннюю, стабильную и динамическую.

Внутренние и стабильные сети наиболее приемлемы в зрелых отраслях, где требуются высокие капитальные вложения, а динамические сети более подходят для низкотехнологичных отраслей с короткими циклами разработки продуктов и для развивающихся высокотехнологичных отраслей. Внутренняя сеть предполагает, что корпорация сохраняет свои размеры, границы и число входящих в нее компаний, однако вводит во внутрифирменную среду рыночные механизмы, т.е. внутренние подразделения компании начинают работать по рыночным ценам и могут продавать продукцию фирмам, не входящим в корпорацию. Эффективность их деятельности растет, так как они ориентированы на самостоятельный бизнес, а не на стабильный заказ от материнской компании. В качестве примера авторы приводят внутренние сети компании General Motors и корпорации ABB.

Стабильная сеть отличается тем, что центральная фирма контролирует несколько наиболее важных активов, которые определяют конкурентоспособность компании, а остальные активы она получает за счет тесного сотрудничества с дистрибьюторами, поставщиками и т.п. Например, в BMW любой внутренний вид деятельности – кандидат на замену сторонним заказом, а компания контролирует лишь разработку новых материалов, технологий, электроники и фундаментальные исследования в смежных областях. Преимущество этого типа сети – в стабильности, согласованности, ориентации на единую цель благодаря сильной взаимозависимости партнеров. Её недостаток – минимальная гибкость, невозможность быстрой замены партнера и переориентации на производство другого продукта.

Динамическая сеть построена на максимальном выносе активов за пределы основной фирмы, которая контролирует один-два важных актива, а иногда только координирует информационные и денежные потоки. Всю деятельность по созданию продукта и его реализации брокер передает своим партнерам, которые могут оперировать не только на данном рынке, но и на смежных рынках. Такая сеть достигает максимальной гибкости, участники могут легко переориентироваться на другие рынки, а фирма-брокер может найти новых партнеров. Такие сети распространены в отраслях, для которых характерно кардинальное изменение спроса в течение короткого промежутка времени (как правило, это отрасли, на которые влияет мода).

Варианты динамической сети:

- брокер контролирует один-два наиболее важных вида деятельности, что дает возможность контролировать весь бизнес, а партнеров можно постоянно менять;

- брокер располагает денежными средствами, поэтому он создает и финансирует проект, привлекая к исполнению партнеров, обладающих важными компетенциями; когда проект заканчивается, сеть перестает функционировать.

Организации сетевых бизнес-структур на принципах франчайзинга

Термин " франчайзинг" происходит от французского слова " frachise", что означает " льгота, привилегия, право участия" - это возможность использовать уже отработанные технологии, уже известную торговую марку, возможность обучиться и получать по ходу дела необходимые консультации.

Эта организационная форма позволяет использовать опыт, знания, технологические секреты (ноу-хау) тех, кто уже создал себе определенный имидж в мире бизнеса и у потребителей. Это капитал зрелых предпринимателей, он не материален, но весьма ценен и эффективен при организации самого процесса бизнеса. Сама по себе идея франчайзинга заключается в передаче одной компанией (франчайзером) прав на использование своего товарного знака, имени другой компании (франчайзи) на определенных условиях. При этом на практике речь идет, как правило, не просто о передаче прав на использование торговой марки или продукта, а о предоставлении возможности использовать всю бизнес-систему, которая включает в себя рекламную политику, процесс производства товара и его продвижение на рынок, различные технологии ведения бизнеса. Таким образом, франчайзи получает в свое распоряжение уже утвердившуюся и проверенную концепцию ведения бизнеса в совокупности с методологической, консультационной и рекламной поддержкой. Вполне естественно, что при этом ему придется поделиться с франчайзером частью своей прибыли и независимости, поскольку работа под именем уже известной торговой марки предполагает соблюдение определенных сложившихся правил ведения бизнеса.

Статистика говорит, что в 1990-х годах в 12-ти европейских странах было зарегистрировано 1600 франчайзинговых систем и 8500 франчайзи., на начало 2000-х в Европе действовало более 4500 франчайзинговых систем и приблизительно 180000 франчайзи. В США, лидирующей стране по развитию франчайзинга, в 2001 году насчитывалось 767483 франчайзинговых предприятий, на которых задействовано 9, 8 млн работников, что составляет 7, 4% рабочих мест в частном секторе.[11]

Фирмы, работающие по франшизе, следует отличать от фирм, имеющих свои собственные сети. Например, магазины крупнейшей в мире розничной торговой сети Wal-Mart принадлежат одной материнской компании и, таким образом, не имеют ничего общего с системой франчайзинга. Такая же ситуация и с кофейнями Starbucks – они открыты во многих странах, но не через франчайзинг, а посредством создания совместных предприятий. Правда, иногда торговые марки одновременно выступают как в качестве франчайзера, так и в качестве собственников своих розничных точек. Яркий пример – McDonald’s, один из крупнейших в мире франчайзеров, который изменил своей практике в России и странах СНГ, где McDonalds работает самостоятельно.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.