Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности предпринимательской деятельности в сфере сервиса 5 страница






3. В середине 90-х годов ускоряются изменения рыночной среды и возрастает конкуренция на фоне резкого качественного развития информационных технологий. Крупные структуры не успевали адекватно реагировать на эти изменения; поэтому появляются сетевые формы организации бизнеса, предполагающие полную самостоятельность и юридическую независимость фирм, включенных в сеть, используя при этом единую информационную и ресурсную базу (С-форма).

Формирование корпоративного предпринимательства

Реорганизация российской экономики в конце 20 века продемонстрировала активные процессы формирования корпоративных предпринимательских организаций. Этимология термина «корпорация» в буквальном смысле этого слова означает союз, объединение, группу лиц, объединяемую общностью профессиональных или сословных интересов хозяйствующего субъекта, капитал которого образован долевым участием юридических и/или физических лиц; как интегрированная предпринимательская организация, особым образом упорядочивающая имущественные отношения участников при совместном ведении предпринимательской деятельности; или как предпринимательская общность, организационно-оформленная в виде концерна, холдинга, группы компаний, альянса и т. д., концентрирующая права собственности и контроля над деятельностью многих предприятий, имеющих ограниченную самостоятельность.

Все корпорации по признаку объединения, функционирующих в современной рыночной экономике, можно разделить на три основные классификационные группы (Таблица 6).

Таблица 6- Основные классификационные группы и виды корпораций

Критерий группировки Виды компаний, входящий в группу
Первая группа
Члены объединения сохраняют свою независимость и права в полном объеме, а сама структура в силу равных прав ее участников носит симметричный характер Союз, лига, гильдия, общество, палата, коллегия, картель, консорциум, сетевая организация
Вторая группа
Объединение частично зависимых предприятий, когда участники взаимодействуют друг с другом по неполному объему своей деятельности и сохраняют автономию в сфере управления. Структура симметрична Синдикат, альянс, пул, финансово-промышленная группа национального, транснационального и международного содержания
Третья группа
Объединение зависимых друг от друга участников с передачей части функций управления от одних другим. Структура не симметрична Трест, концерн, комбинат, комплекс

В экономической науке традиционно под понятием «корпорация» понимается, прежде всего, юридическое лицо, функционирующее в организационно-правовой форме акционерного общества. Эта форма получила наибольшее распространение как в мировой, так и российской экономической и правовой системах, так как акционеров привлекают самостоятельность корпорации как юридического лица, ограниченная ответственность инвесторов, возможность передачи другим лицам акций.

Существует также взгляд на корпорацию как на деловую организацию. В рамках данного подхода корпорация рассматривается как организация, поставившая перед собой определенные цели и действующая ради общественного блага, таким образом, подчеркивая социальную значимость этого рода организации.

Будем считать корпорацией объединение юридических лиц и/или физических лиц в организацию, имеющую организационную структуру, в рамках которой участники данного союза вступают в согласованные экономические и управленческие отношения по поводу формирования и использования акционерной собственности для достижения совместно поставленных целей путем интеграционного взаимодействия. Это позволяет не ставить знак равенства между акционерным обществом и корпорацией, а подчеркнуть значение согласования и координации отношений участников для совместной реализации их целей и интересов, причем первичным является условие достижения целей корпоративной организации, так как именно этим достигается синергетический эффект как следствие единого направления действий участников.

Любая корпорация обслуживает интересы многих организованных групп людей (акционеров, менеджеров, потребителей, поставщиков, государственных органов, профсоюзов и т.п.), между которыми возникают взаимные обязательства, что делает их заинтересованными в развитии корпорации. При этом объем обязательств отражает всю глубину социальной ответственности корпорации перед любой из групп заинтересованных лиц. Поэтому цели корпорации с учетом возможности их реализации сосредотачивается на служении всем корпоративным участникам путем увеличения их возможностей добиваться своих целей все более и более эффективно.

Согласно институциональной теории, развитие внутренних контрактов как формальное следствие укрупнения организации, в частности за счет интеграции, снимает многие проблемы внешних соглашений и потому обеспечивает снижение трансакционных издержек. Однако возможность добиваться такой экономии ограничена потребностью увеличения издержек организации на осуществление сложной схемы властных отношений, чтобы достигать единства интересов растущего числа членов-участников организации, с одной стороны, и издержек контроля над поведением, а также интенсивностью и результатами деятельности каждого производственного звена в рамках крупной организации — с другой. Поэтому, для того чтобы корпорация могла выживать, расти и развиваться, она должна постоянно преодолевать ограничения, накладываемые как трансакционными издержками, так и издержками контроля. Верхнюю границу задает «предельная эффективность менеджмента», нижнюю — «предельная эффективность рыночных трансакций».

Отношения организации и рынка - это два противостоящих и соперничающих механизма координации распределения ресурсов. При этом организацию от рынка с его характерными отношениями по горизонтали отличает властный порядок и способность воспринимать и использовать информацию, делающие возможным в результате рыночных взаимодействий снижать трансакционные издержки. Этому препятствуют ограничивающие и искажающие информацию монополизация рынка и структурные диспропорции. Стремление преодолеть дисфункции рынка приводит к замене рыночного обмена внутриорганизационной кооперацией, снижающей информационные издержки на идентификацию продавцов и цен. С этой точки зрения корпорация, с жесткими процедурами принятия управленческих решений и ограничениями свободы действий управляющих, является более эффективной структурой, если она использует эти организационные преимущества для усиления ее способности пользоваться наиболее рациональным процессом принятия решений для реализации наиболее эффективных рыночных стратегий.

Также она может быть эффективна и в отношениях с экономическими институтами, в которых корпорация обладает потенциалом быть активной структурой экономики, способной не только приноравливаться к обстоятельствам конкретной среды, но и воздействовать на нее.. Если создаются условия, провоцирующие ущемление прав хозяйствующих субъектов, то их провоцируют на образование корпораций, экономический потенциал которых может оказаться достаточным, чтобы спровоцировать нужные изменения институтов (порядок регулирования ставок налогообложения, уровня таможенных пошлин и квот, размера выделения государственных субсидий, принятия исключений из антимонопольных законов и т. д.).

Из этого следуют следующие характеристики корпорации:

- корпоративную организацию образуют капиталы, принимающие форму инвестиционных ресурсов, и социальные группы, способные служить одной общей цели;

- корпорация — это социальная, открытая и управляемая организация, состояние и способность которой выполнять определенные функции предопределяется управляющим органом (корпоративным центром), который своими действиями обеспечивает такую внутреннюю структуру, при которой все входящие в нее элементы используются эффективнее, чем в прежней структуре

- основной задачей управляющего органа корпорации является повышение устойчивости организации к изменениям внешней среды и приобретение новых качеств организации путем подбора источником ресурсов.

При подборе элементов и ресурсов происходит упрочение организационной системы, что является фактически платой, которая локально должна компенсироваться усилением активности функционирующей организации. Понятно, что величина синергетического эффекта не только должна покрывать цену подбора, но и превосходить ее, чтобы мог создаваться потенциал развития организации. Таким образом, корпорация представляет собой форму организации предпринимательской деятельности, которая развивается, следуя определенным закономерностям развития национальной экономики и общества.

Анализ корпорации как экономического института требует учитывать такие факторы организационного и социального развития, как социальные нормы и правила. Для того чтобы, корпоративные нормы и правила обеспечивали эффективное достижение целей всех участников, необходимы следующие институциональные условия:

- специфицированы права собственности на акционерный капитал, т.е. когда узаконены право частной собственности и система добровольного обмена прав на имущество, а также работает механизм оперативного перераспределения легальных прав собственников; это обеспечивает снижение рисков если требуется перераспределить права владения в пользу наиболее эффективных собственников, функции контроля между администрацией, внешними инвесторами, трудовым коллективом для мобилизации ресурсов и эффективного выполнения обязательств, или решить проблемы конфликта целей и интересов собственников и управляющих, используя правомочия совета директоров, общего собрания акционеров, статусных прав высших менеджеров, систем участия наемного персонала в капитале компании.

- формализованы (договорами, соглашениями, уставами, законодательными актами) и поставлены под контроль государства правила корпоративного поведения в отношениях между держателями корпоративных интересов; необходимость этого обусловлена отсутствием полной достоверной информации о планируемых и совершаемых на рынке сделках, поэтому возникает расхождение во мнениях, однако наличие единых норм и правил поведения снижает конфликтность взаимоотношений;

- под воздействием этих норм и правил складывается система идеалов, ценностей, духовных традиций, неформальных норм и правил поведения людей, обобщенно определяемая понятием корпоративная культура, которая рассматривается как мощное средство внутриорганизационной интеграции, оказывающее влияние на реализацию корпорацией ее целей.

С помощью анализа вышеперечисленных условий возможно охарактеризовать ту или иную корпорацию, определить особенности ее корпоративного построения. Управленческие отношения, возникающие между участниками корпорации при этом осуществляются на трех уровнях:

- нормативный - формальные и неформальные нормы, регулирующие взаимодействия между акционерами, менеджерами и государством отражаются в федеральном законодательстве, отраслевых нормах федеральной комиссии по финансовым рынкам, нормах, заложенных в кодексе корпоративного поведения и т. д.;

- организационный - совокупность организаций, осуществляющих практическую деятельность по осуществлению контроля над корпорацией, процессами реструктуризации и реорганизации компаний, защиты прав акционеров и т. д.;

- функциональный - состав инструментов, необходимых для осуществления корпоративной деятельности в доступных формах, при помощи определенных методов и средств, что находит максимальное отражение в моделях корпоративного управления.

Характер взаимодействия участников корпорации по всем трем уровням определяется:

- национальными особенностями экономики и корпоративного сектора; системами собственности и контроля, проявляющимися как наличие доминирующих собственников и уровня концентрация контроля;

- интересами, превалирующими в деятельности корпораций;

- источниками финансирования инвестиций;

- преобладающим типом корпораций, корпоративных конфликтов и способов их разрешения;

- традиций управления, связанных в первую очередь с реализацией и защитой интересов акционеров, выработкой целей и задач деятельности корпорации, осуществлением эффективной кадровой политики, ориентированной на приращение кадрового потенциала корпорации; признанными обществом нормами и регуляторами деятельности участников корпорации;

- национальными тонкостями обеспечения взаимоотношений с государственными органами власти и управления.

Интеграция капитала в корпорации представляет собой совокупность последовательно выполняемых действий:

1. Мобилизация денежных средств физических и юридических лиц для образования акционерного капитала.

2. Материализации акционерного капитала в факторы производства.

3. Концентрация капитала (увеличение его размеров в результате капитализации части прибыли).

4. Централизация капитала (объединение капиталов отдельных хозяйствующих субъектов в единый капитал группы субъектов).

5. Концентрация производства (нарастание массы средств производства и рабочей силы на крупных предприятиях в результате концентрации и централизации капитала).

Между концентрацией капитала, ростом размеров предприятий (концентрацией производства) и централизацией капитала существует взаимосвязь. В случае, если концентрация капитала обгоняет возможности роста размеров предприятия, то свободный капитал направляется на создание новых аналогичных организаций или в другие отрасли производства. В случае, когда рост размеров предприятия имеет высокие потенциальные возможности и может идти темпами, обгоняющими темпы концентрации капитала, концентрация капитала должна дополняться за счет его централизации. При этом следует иметь в виду, что существуют объективные факторы, ограничивающие рост размеров предприятия. К таким факторам относятся:

- емкость рынков сбыта,

- естественные условия производства,

- соотношение между размером производства и управляемостью предприятия, его эффективностью.

По мере роста размеров предприятия показатели эффективности его работы, как правило, растут, а затем снижаются, ограничивая область его рациональных размеров при соответствующем сочетании факторов. Поэтому повышение эффективности достигается за счет концентрации капитала и образования объединений (интегрированных корпоративных организаций) в форме картелей, синдикатов, комбинатов, трестов, конгломератов, транснациональных компаний и т. д.. Каждая такая корпорация включает в себя мелкие, средние и крупные предприятия. Это позволяет лучше использовать преимущества специализации, кооперирования и комбинирования, экономить на управленческих расходах. Кроме того, компания, объединяющая ряд предприятий, захватывает значительную долю отраслевого или регионального рынка и за счет его монополизации увеличивает объемы продаж и, следовательно, прибыли, часть которой идет в капитализацию, обеспечивая процесс расширенного воспроизводства. Параллельно идут процессы диверсификации, обусловленные отраслевой концентрацией производства; стремлением снизить степень риска в предпринимательской деятельности путем перенесения его на большее количество видов деятельности; нивелированием уровня спроса и высокими конъюнктурными колебаниями при многопродуктовой деятельности.

Причины, порождающие интеграционные процессы, имеют двойственный характер: одни из них связаны с теми внутренними преимуществами, которые возникают в результате интеграции, другие — с появлением внешних закономерностей рыночного хозяйствования. Так, одной из внутренних причин промышленной интеграции стал эффект масштаба, позволивший в условиях крупносерийного и массового производства значительно сократить внутренние издержки производства и увеличить объем научно-исследовательских разработок и конструкторских работ.

В настоящее время данная тенденция ярко проявляется в сфере сервиса, где возрастающая конкуренция приводит к автоматизации и механизации как процессов обслуживания, так и процессов управления, при этом все бизнес-процессы, напрямую не связанные с клиентом (снабжение, маркетинг, подготовка кадров, содержание помещений и т.п.) также могут быть укрупнены и стать базой для интеграции.

Увеличение масштабов (до определенных пределов в виде оптимального объема) производства позволило более эффективно использовать имеющиеся в наличии ресурсы. Кроме того, неустойчивое положение производителя, когда в отрасли присутствует большое число фирм с высокими издержками, каждой из которых не удавалось реализовать преимущества массового производства из-за небольших размеров, также способствовало концентрации капитала. Стремление фирмы к сокращению издержек приводит к активизации процессов слияний и поглощений, когда расширение рынков сбыта происходит за счет конкурентов.

Формирование и функционирование холдинговых структур

Английское слово " Hold", от которого и произошло слово " холдинг", переводится на русский язык как " владеть, вмещать, содержать в себе, удерживать». Предприятия холдингового типа впервые появились в США в конце XIX века как разновидность компании финансового типа, создаваемой для владения контрольными пакетами акций других компаний в целях контроля и управления их деятельностью. Организация трестов, являвшихся на тот момент крупными монополистическими корпорациями, в форме холдинговых структур позволяла этим объединениям обходить антитрестовский закон Шермана, поскольку предприятия, входящие в холдинг, сохраняли формальную самостоятельность от головной компании. Новая форма объединения корпоративных компаний оказалась очень жизнеспособной и стала расти быстрыми темпами. В Англии и США, принадлежащих к англо-саксонской системе права, такие объединения так и называются холдингами. В Германии они получили наименование связанных предприятий например, концерны. Первые холдинговые компании в России появились после принятия 3 июля 1991 года Закона РФ «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации». Холдинговая структура адекватно подходила для разгосударствления крупных предприятий, концернов, объединений при сохранении технологических и кооперационных связей между входящими в их организационную структуру единицами.

Корпорации холдингового типа с долей государственного участия сложились в России преимущественно в отраслях, относящимся к естественным монополиям, либо к демонополизированным отраслям, в которых утрата государственного контроля была нежелательна по соображениям стратегического характера. В условиях рыночной экономики холдинговые компании в России возникли не только в процессе приватизации, но и в результате интеграции нескольких организаций одной отрасли или в результате межотраслевой интеграции.

Реализуя " систему участия" в холдинге, можно подчинить формально независимые компании, располагающими капиталами, намного превосходящими капитал самого холдинга. Холдинг называют чистым, если головная компания выполняет только финансовые и контрольные функции, или смешанным, если в дополнение к вышеупомянутым функциям головная компания самостоятельно участвует в бизнесе. В последнее время в России холдингами называют любые конгломератные объединения коммерческих структур, в которых отношения между управляющей компанией и дочерними подразделениями регулируются не только и не столько правом собственности или мерой участия в уставном капитале, сколько посредством тех или иных форм договорных отношений, определяемых действующим законодательством.

Можно выделить три основания для построения холдинга:

1. вид товара или услуги - предприятия различаются видом производимого товара или оказываемой услуги, а координация их деятельности из центра ориентирована на помощь участникам в реализации продукции на рынках.

2. группа потребителей, на которую ориентировано то или иное предприятие группы - эта модификация чаще используется финансово-кредитными структурами (банками, инвестиционными, страховыми, пенсионными и т.п. организациями)

3. местоположение - крупная компания открывает свои подразделения на различных территориях.

Классификацию холдингов можно проводить по следующим критериям.

1. Исходя из типов зависимости, установленных законодательством, холдинги следует подразделить на:

- имущественные - основанные на преобладающем участии в уставном капитале или наличии контрольного пакета акций;

- договорные - когда холдинговые отношения возникают в силу, в рамках и на срок заключенного договора;

- организационные - холдинговые отношения, которые складываются в связи с иными обстоятельствами, непосредственно не названными в законодательстве.

2. В зависимости от того, является ли головная компания холдинга исключительно только держателем акций дочерних обществ, не занимаясь при этом самостоятельной производственной, торговой, банковской или иной коммерческой деятельностью, или же она занимается также и какой-либо коммерческой деятельностью, выделяют два вида холдингов:

- чистые холдинги (головная компания никакую коммерческую деятельность не проводит, а, владея преобладающим долевым участием иных участников холдинга, осуществляет только контрольные и управляющие функции по руководству и координации деятельности других участников холдинга);

- смешанные холдинги (головная компания, помимо контрольных и управленческих функций по отношению к другим участникам холдинга, осуществляет также самостоятельную коммерческую, предпринимательскую деятельность).

3. В зависимости от характеристики собственников можно выделить следующие разновидности холдингов:

- государственный холдинг (в котором участие государства или муниципального образования в уставном капитале основного общества позволяет контролировать такое объединение);

- частный холдинг (в котором уставный капитал основного общества сформирован из вкладов частных лиц - коммерческих организаций и граждан, его разновидность - семейные холдинги).

Семейным холдингом является, например, известная корейская фирма " Daewoo", крах которой в 1999 г. вызвал шок у многих корейцев. Жители Южной Кореи в течение многих десятилетий твердо верили в неуязвимость огромных многопрофильных семейных холдингов, которые определяют лицо корейской экономики и которые до того времени пользовались безусловной поддержкой правительства.

4. В зависимости от характера производственных и экономических отношений между участниками холдинга и способа организации холдингового объединения различают:

- горизонтальные (или сбытовые - это объединение обществ, действующих на одном рынке, представляют собой объединение однородных бизнесов в филиальные, например территориальные, структуры, которыми управляет головное хозяйственное общество; главной целью такого объединения является создание единой системы поставщиков и много рассредоточенных дочерних обществ, выполняющих функции сбыта; дочерние общества, входящие в холдинг, рассредоточены; это позволяет создать единую политику в отношении конкретного вида товара, реализуемую в виде скидок, подарков для клиентов и т.д.);

- вертикальные (концернового типа или производственные - объединение предприятий в одной производственной цепочке, например добыча сырья, переработка, выпуск продукции, сбыт);

- диверсифицированные холдинги (форма объединения различных бизнесов, действующих на разных рынках, их создание связано с распространением хозяйственной деятельности холдинговой компании на новые сферы, при этом компании не идут на полное слияние, а создают механизм взаимодействия, позволяющий им сохранить статус юридического лица и при этом сотрудничать с другими предприятиями; широко используют форму диверсифицированной холдинговой компании международные холдинги с целью контроля и руководства дочерними АО, выделяемыми по национальному или отраслевому признаку).

5. С точки зрения функционального наполнения деятельности выделяют:

- финансовый (имеет в качестве преобладающей функции формирование портфеля долевого участия основного общества в дочерних, основное общество не осуществляет управленческой деятельности по руководству объединением);

- управляющий (основное общество осуществляет единое экономическое руководство дочерними)выделяют

- стратегический управляющий холдинг, когда основное общество ограничивается только разработкой стратегии дочерних обществ, обеспечивая таким образом синергетический эффект объединения, и не вмешивается в оперативную производственную деятельность,

- оперативный управляющий холдинг, когда основное общество контролирует текущую производственно-хозяйственную деятельность дочерних обществ.

- смешанный финансово-управляющий холдинг (сочетает в себе функции финансового и управляющего)

6. С точки зрения наличия " системы участия" структурной сложности выделяют:

- основной холдинг

- промежуточный холдинг (существует в многоуровневых холдинговых объединениях, когда дочерние общества основного холдинга составляют промежуточный холдинг, являясь материнскими обществами в отношении своих дочерних обществ, выступающих по отношению к основному холдингу как " внучатые");

- субхолдинг - участник холдинга находится под непосредственным (участник первого уровня) или опосредованным (субхолдинги последующих уровней) контролем основной компании и создан над множеством дочерних фирм для сосредоточения усилий основной компании на стратегических задачах развития холдинга в целом, что обеспечивается снижение предпринимательских рисков);

7. В зависимости от дислокации деятельности предприятий холдинга можно выделить:

- транснациональный холдинг (холдинг, хозяйственные общества которого дислоцируются в различных государствах, головные компании часто регистрируются в государствах, которые наряду с особыми налоговыми преимуществами облегчают доступ к международным финансовым рынкам и особым инструментам финансирования);

- национальный холдинг (участники дислоцируются в одном государстве).

8. С позиции отраслевой принадлежности различают отраслевые и межотраслевые холдинги.

9. В зависимости от функций дочерних обществ различаются такие холдинги, как:

- контрольный холдинг (головная компания владеет контрольными пакетами акций других участников холдинга, благодаря чему оказывает определяющее влияние на их деятельность);

- холдинг на основе менеджмента,

- холдинг ценных бумаг,

- холдинг долевого участия (головная компания холдинга имеет решающее участие в капитале других хозяйственных обществ, причем между головной компанией и ее обществом с долевым участием возникают вертикальные финансовые, правовые и директивно-правовые или управленческо-организационные отношения, а также отношения услуг; в данном случае возможна такая ситуация, когда холдинговая компания с относительно небольшой долей участия может оказывать существенное влияние на управление акционерной компанией, входящей в соответствующий холдинг, это происходит при сильно рассеянном капитале или слабых интересах в управлении других акционеров);

- холдинг капитала.

Цели объединений могут быть реализованы путем образования определенной правовой формы: холдинга, финансово-промышленной группы, ассоциации (союза), некоммерческого партнерства, простого товарищества. В форму холдинга воплощаются, как правило, отличающиеся жесткой централизацией концерны и синдикаты; диверсифицированный холдинг представляет собой конгломерат.

Концерн был известен советскому законодательству дорыночного периода и ещё в Законе РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» 1991 г.[5] рассматривался как добровольное объединение предприятий, обладающее статусом юридического лица. В концерне создавалась система управления, при которой его участники добровольно передавали часть своих полномочий и функций, в том числе по представлению своих интересов во взаимоотношениях с министерствами и ведомствами, другими организациями и учреждениями, включая вопросы размещения государственного заказа, получения централизованно выделяемых материальных ресурсов и капитальных вложений. В настоящий момент концерны понимают как способ организации взаимодействия самостоятельных субъектов предпринимательской деятельности путем централизации производственных, научно-технических, внешнеэкономических функций, финансовой и инвестиционной деятельности, а также сервисного, коммерческого обслуживания.

Концерн представляет собой экономическое единство с жестко централизованной структурой. Правовой основой централизации управленческих функций может быть наличие между юридическими лицами отношений экономической зависимости. Сервисные, лизинговые центры, маркетинговые и торговые службы, обретают в концернах формы хозяйственных обществ со специализированными функциями. Организация, доминирующая в концерне, может быть основным по отношению к другим структурам концерна обществом. Важно то, что концерн отражает производственно-экономическое содержание деятельности организации, а холдинговые компании являются организационно-правовыми формами этого содержания.

В правовую форму холдинговых компаний могут также «облачаться» синдикаты, под которыми в современной практике понимают предпринимательское объединение картельного типа, участники которого сбывают свои товары через единую торговую контору (обычно создаваемого в виде хозяйственного общества), которая также может осуществлять для участников синдиката закупки сырья. Синдикат не является юридическим лицом, его участники сохраняют юридическую и производственную самостоятельность. Синдикаты могут существовать в правовых формах холдингов, создаваться на базе простого товарищества. Таким образом, отдельные холдинговые компании по своему экономическому содержанию могут быть синдикатами.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.