Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Школьный возраст






Младший школьный возраст (7—10 лет). Поступление ребенка в школу ведет к возникновению кризиса семи лет. Изменение социальной ситуации развития, новая система отношений приво­дят к рождению социального Я ребенка. Перестройка всего жиз­ненного уклада, смена ведущей деятельности вызывают у него глубокие переживания по поводу новой социальной роли. Оцен­ки учителей и родителей определяют самооценки детей. Неудачи или успехи формируют устойчивый аффективный комплекс — чувство неполноценности или собственной значимости и компе­тентности. Эти аффективные образования, подкрепляясь соответ­ствующими событиями и оценками, будут фиксироваться в струк­туре личности и влиять на развитие самооценки школьника.

С поступлением в школу у ребенка возникает принципиально новая социальная ситуация. Он впервые начинает выполнять об­щественно важную деятельность, что ставит ребенка в объектив­но новую позицию по отношению к взрослым и сверстникам, меняет его самооценку, определенным образом перестраивает вза­имоотношения в семье.

Значимость учебной деятельности в дальнейшем становлении личности обусловливает ее ведущий характер. При ее выполне­нии развиваются основные психологические новообразования этого возраста: усиливается произвольность психических процессов, воз­никает внутренний план действий, формируется рефлексия.

Учитывая значимость учебной деятельности в психическом развитии младшего школьника, рассмотрим ее структуру в соот­ветствии с представлениями Д.Б.Эльконина:

1) учебно-познавательные мотивы, в основе которых лежат по­знавательная потребность и потребность в саморазвитии;

2) учебная задача, т.е. система заданий, при выполнении кото­рых школьник осваивает наиболее общие способы выполнения учебных действий;

3) учебные операции, входящие в состав обобщенных способов выполнения действий;

4) контроль процесса учебной деятельности, главным образом обобщенных способов ее выполнения;

5) оценка способов решения учебной задачи. При этом важна не столько отметка как таковая, сколько содержательная оценка про­цесса и результата учебной деятельности1.

Учебная деятельность строится таким образом, что в младшем школьном возрасте развивается преимущественно словесно-логи­ческое мышление. К концу этого возрастного периода уже прояв­ляются индивидуальные различия: выделяются группы «теорети-

См.: Эльконин Д.Б. Психология обучения младших школьников. — М., 1974.


ков», «практиков» и «художников» в зависимости от преобладаю­щего типа мышления. Эти различия обнаруживаются в избира­тельном отношении к учебным предметам и инициируют интерес к определенным профессиям и видам трудовой деятельности.

Важным по своим последствиям в будущем профессиональном самоопределении становится развитие чувства компетентности (Э.Эриксон). Формируется это психологическое новообразование на основе переживания ребенком своих успехов в учебной дея­тельности.

Мотивации достижения успеха и избегания неудачи складыва­ются в процессе переживания детьми своей успеваемости. У от­дельных неуспевающих школьников возникает особая компенса­торная мотивация к другим, неучебным видам деятельности: ри­сованию, музыке, спорту, обслуживающему и техническому тру­ду. Можно допустить, что неудачи в учебе побуждают детей само­утверждаться в других общественно полезных видах деятельнос­ти. Эти поиски инициируют профессиональное самоопределение личности в младшем школьном возрасте.

Таким образом, ведущая (учебная) деятельность определяет характер основных психологических новообразований возраста, влияет на самовосприятие. Если чувство компетентности у млад­шего школьника не формируется, то возникает чувство неполно­ценности, которое отрицательно сказывается на его психологи­ческом самочувствии в школе.

Подростничество (11—14 лет). Подростковый возраст — один из самых трудных, сложных для психологического анализа. Это обусловлено разнонаправленностью и многовариантностью раз­вития ребенка в данный период. Социальная ситуация его разви­тия существенно не меняется. Он продолжает ходить в школу. Система социальных отношений и социальная роль прежние. Своеобразие социальной ситуации развития заключается в том, что это переходный возраст. Подросток уже не ребенок, но еще и не взрослый. Промежуточное положение в обществе порождает у подростков чувство неуверенности, нестабильности. Во многом это обусловлено существованием в обществе двойных стандартов поведения для детей и взрослых. А как вести себя подростку?

Учебный процесс несколько изменился, появились новые пред­меты и учителя, но в целом учебная деятельность существенно не перестроилась и перестала выполнять личностно-образующую функцию. Исходя из этого, ряд отечественных психологов не на­зывают учебную деятельность ведущей. Д.И.Фельдштейн предла­гает в качестве ведущей деятельности подростка считать обще­ственно полезную, В.В.Давыдов — интимно-личностное обще­ние, А.В.Петровский — многоплановые виды деятельности.

Вряд ли можно обеспечить целенаправленное и управляемое становление личности в рамках перечисленных ненормативных


видов деятельности. Очевидно, ведущей деятельностью в этом воз­расте остается учебная. Но чтобы продолжать выполнять личност-нообразующую функцию, она должна стать принципиально иной.

С учетом всевозможных траекторий развития личности подро­стков учебная деятельность должна стать вариативной. Очевидно в учебные планы необходимо ввести предметы и дисциплины по выбору, как в вузах. Нужны также новые формы и методы обуче­ния — личностно ориентированные технологии. Оптимальный вариант учебной деятельности, соответствующей психологичес­ким особенностям подростков, — личностно ориентированное об­разование.

Подростковый возраст — это период кардинальной перестрой­ки организма. Интенсивное физическое и физиологическое раз­витие происходит разновременно у девочек и мальчиков и значи­тельно варьируется. Психофизиологическое развитие выражается в половом созревании, обусловленном эндокринными изменени­ями в организме. Скачок в росте, появление вторичных половых признаков, неравномерное развитие сердечно-сосудистой систе­мы порождают эмоциональную нестабильность. Половое созрева­ние усиливает половую идентификацию.

Бурный рост и перестройка организма в этом возрасте резко повышают интерес к своей внешности и инициируют формиро­вание нового образа физического Я. Промежуточное положение подростков в системе «ребенок—взрослый», неадекватная психо­логическому строю личности ведущая (учебная) деятельность, психофизиологическая перестройка организма приводят к подро­стковому кризису, который порождает личностную нестабильность и психическую напряженность.

Своеобразие социальной ситуации развития в этом возрасте обусловливает характер основных психологических новообразо­ваний. К ним в первую очередь относится чувство взрослости. Это особая форма самосознания, представления о себе как о взрос­лом. Специфика данного состояния заключается в том, что под­росток отвергает свою принадлежность к детям, но у него отсут­ствует чувство принадлежности к взрослым. Потребность быть взрослым не удовлетворяется.

Поиск себя, своего места в обществе взрослых побуждает под­ростка обратиться к своему внутреннему миру, инициирует реф­лексию по поводу собственной внешности, выраженности своих способностей, нравственных качеств. Такое пристрастное отноше­ние к себе приводит к росту самосознания и развитию самооценки.

Рассмотрим особенности развития самосознания подростков. Самосознание — целостная совокупность представлений, знаний, оценок и установок человека, относящихся к собственной лично­сти. Оно выполняет две важные роли: регулирующую и защитную. Регулирующая функция выражается в том, что подросток конст-


руирует свое поведение и отношения в соответствии с представ­лением о себе, своих качествах и возможностях. Защитная функ­ция выражается в стрессовых, критических ситуациях, чтобы вос­становить нарушенное равновесие, при помощи особых защит­ных приемов уберечься от психологической травмы.

Самосознание — структурно сложное явление человеческой психики, где в тесном единстве взаимодействуют две подструкту­ры: знание о себе и отношение к себе. Знание о себе накапливает­ся в процессе самопознания и фиксируется в виде Я -концепции, состоящей из конкретных образов Я: телесное Я, реальное Я, иде­альное Я, ролевое Я, будущее Я и т.д. Предметом педагогического осмысления, как правило, выступают два из них: идеальное Я, т.е. какой хочет стать личность в соответствии с ее идеалами, и реальное Я, т.е. каким видит себя человек на данный момент. Эмоционально-ценностное отношение к себе складывается в про­цессе самооценивания своего каждодневного поведения, отноше­ний, результатов труда и фиксируется в виде самооценки1.

Самооценка — эмоционально-оценочное отношение личности к знаниям о себе, это знание, проверенное чувством самоодобре­ния — самопорицания, самоощущением отрицательным или по­ложительным. Самооценка складывается из множества конкрет­ных черточек. Педагогу важно знать те из них, которые наиболее сильно, значимо влияют на успешность учебы, а также обеспечи­вают благоприятное развитие личности. Такими характеристика­ми служат уровень и адекватность самооценки.

Адекватность самооценки — степень ее объективности. Из-за субъективности самооценка никогда или почти никогда не совпа­дает с тем, что собой представляет личность на самом деле. По­этому адекватной признается самооценка, при которой представ­ление личности о своих качествах и возможностях максимально приближено к реальному уровню их развития. Неадекватная са­мооценка — завышенная или заниженная оценка своих качеств и возможностей.

Необходимо иметь в виду, что самооценка подростка не может не зависеть от внешних влияний, каким бы оригинальным и са­мостоятельным он ни стремился казаться. Содержание его идеа­лов и текущих оценочных суждений в значительной степени оп­ределяется моральными нормами общества, одобряющими, осуж­дающими или запрещающими тот или иной тип поведения, оцен­ками окружающих: взрослых и особенно сверстников, товарищей. Именно в области самосознания как нельзя более справедлива крылатая фраза: «Подросток — человек группы». Легко убедиться в том, что старший подросток живет буквально в плену группо­вых стереотипов и стандартов, взяв хотя бы самооценки телесно-

См.: Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание: пер. с англ. — М., 1986.


го Я: толстый, невысокий, неуклюжий, прыщавый — значит, не­красивый; высокий, худощавый, с чистой кожей — красавец. Формируя правильную самооценку, педагог должен учитывать внешнюю социальную заданность самооценки, сформировавшие ее источники: мнения, господствующие в группе, молодежные нормы, ценности, предрассудки сегодняшнего дня.

Итак, мы рассмотрели самосознание в его важнейшей, регули­рующей, роли. Не менее часто педагогу в воспитательной практи­ке приходится иметь дело с самосознанием в его защитной роли. Подросток сталкивается в жизни с различными трудностями, кри­тическими ситуациями. Их преодоление обычно осуществляется через действие, поступок, преобразовательное усилие: интеллек­туальное, эмоциональное, физическое. Однако иногда в особо сложных случаях подросток вместо деятельностного решения при­бегает к защите от психотравмирующего обстоятельства, пережи­вания. Иными словами, вместо преодоления фактора личность приспосабливается к нему на уровне сознания1. Самосознание в этом случае предоставляет более десятка способов защиты: вытес­нение из сознания, забывание неприятного факта, дискредитация жертвы своего проступка, дискредитация цели, сублимация (ког­да человек компенсирует невозможность выполнения привлека­тельного для него вида деятельности выполнением деятельности более доступной).

Какова педагогическая позиция по отношению к защитным механизмам? Некоторые из них (правда, их немного) имеют для личности положительное развивающее значение: утверждение подростка в доступных ему видах деятельности; у части других наличествует психотерапевтический механизм: лечат душу (спо­соб вытеснения). Педагог должен сделать подобные способы за­щиты своими союзниками. Так, физически слабому подростку можно предложить утвердить себя в техническом творчестве.

Вместе с тем отдельные способы защиты скорее тормозит раз­витие подростка, поскольку помогают ему оправдать, и довольно аргументированно, неблаговидный поступок. Таковы, например, приемы дискредитации жертвы и цели. Очень часто аналогичная самозащита опасна тем, что личность уклоняется от каких-либо преобразовательных усилий, волевых или интеллектуальных, пред­почитая пассивно-оборонительный вариант.

Следующее важное психологическое новообразование — нрав­ственная регуляция поведения, выражающаяся в высокой воспри­имчивости к усвоению норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых.

Стремление к эмансипации от взрослых, возросшая самостоя­тельность, неудовлетворенное чувство взрослости, эмоциональ-1 См.: Грановская Р.М. Элементы практической психологии. — Л., 1988.


ная нестабильность инициируют потребность в общении со свер­стниками. В интимно-личностном общении многие психологи­ческие проблемы и трудности снимаются. Полноценное общение обеспечивается в разного рода формальных и неформальных груп­пах. Принадлежность к группе формирует социально значимое качество — корпоративность, под которым понимается групповая идентификация, социальная защищенность и возможность почув­ствовать себя взрослым, равным среди равных.

В подростковом возрасте происходит перестройка взаимоот­ношений со взрослыми. Инициатива их пересмотра принадлежит подростку, который начинает бунтовать против прежней опеки, постоянных нравоучений и запретов. Свидетельством неблагоп­риятных отношений служат следующие поведенческие реакции подростков:

эмансипации (освобождения). Проявляется в стремлении выр­ваться из-под опеки родителей, учителей, взрослых с их поряд­ком, законами, стандартами и ценностями;

группирования со сверстниками. Выделяют смешанные, не­устойчивые группы, возникающие в зависимости от увлечений, обстоятельств; стабильные группы с постоянным лидером, иерар­хией. Последние обладают «своей территорией», свободное время проводят в стычках с подобными группами;

увлечения. Реакция может быть столь сильной, что целиком захватывает подростка, снижает его интерес к учебе. Встречаются увлечения интеллектуальные (музыка, рисование, поэзия, радио­техника); телесные (спорт, культуризм, вождение мотоцикла, ру­коделие); лидерские (поиск ситуаций, компаний, где можно пред­водительствовать); накопительские (коллекционирование); эгоцен­трические (стремление выделиться модной одеждой, внешностью); азартные (пари, карты, поиск ситуаций риска); коммуникатив­ные (болтовня, сплетничание и т.п.);

гиперсексуальности. Возникает повышенный интерес к ли­цам другого пола, сексуальной литературе, порнографии. Влюб­ленность и ухаживание подчас сопровождаются петтингом (ин­тимные ласки), онанизмом, ранним началом половой жизни. Если взрослые воспринимают это с негодованием, то конфликт неизбе­жен. Перестройка отношения к повзрослевшим детям на основе тактичности и терпимости — вот путь к ликвидации конфликта1.

Особенности психического развития подростка заключаются в общем интеллектуальном развитии, в основном воображения и рефлексивного мышления. Особых достижений в области позна­вательных процессов психологи не отмечают. Очевидно, они не столь значимы на фоне других личностных изменений. Подрос­ток рвется во взрослую жизнь, но находит ее преимущественно в

См.: Столяренко Л.Д. Основы психологии. — Ростов-н/Д., 1996. — С. 102.


воображении, с помощью которого он примеривает себя к миру взрослых. А мир взрослых — не только особые взаимоотношения полов, вседозволенность и ненормативность, но и профессиональ­ная принадлежность.

Подростковый возраст завершается в 14—15 лет. Это время приходится на IX класс. Перед подростками встает вопрос, что делать дальше: продолжить обучение в школе, поступить в про­фессиональное учебное заведение или устроиться на работу? По существу, старшему подростку необходимо профессионально само­определиться. Вместе с родителями и учителями он должен разоб­раться в своих интересах, склонностях и способностях, учесть финансовые возможности семьи, востребованность в регионе раз­нообразных видов профессий и способы их получения. Естествен­но, что речь может идти лишь о первоначальном, приблизитель­ном, а подчас вынужденном профессиональном самоопределении. Следует также отметить, что самостоятельный, компетентный и ответственный выбор профессии с учетом своих индивидуально-психологических особенностей подростку не по силам. Большин­ство подростков все же хотели бы продолжить учебу в школе, но слабая успеваемость, отклоняющееся поведение и экономическая несостоятельность семьи вынуждают их покинуть общеобразова­тельную школу. Будущая профессионально ориентированная жизнь вызывает у них тревожность и эмоциональную напряженность.

Одним из направлений модернизации системы образования является профилизация старшей ступени общеобразовательной школы, реализация которой, в свою очередь, вызвала необходи­мость введения дополнительных новаций в школьную практику. Профильная система ориентирована на индивидуализацию обу­чения и социализацию учащихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда, отработки гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждениями началь­ного, среднего и высшего профессионального образования. По­скольку профилизация обучения в старших классах соответствует структуре образовательных и жизненных установок большинства старшеклассников, то именно за счет этого возможно создание в системе образования соответствующих условий для реализации обучающимися своих интересов, способностей и жизненной пер­спективы в целом.

Профильная система делится на предпрофильную подготовку в IX классах и профильное обучение в X—XI-х классах. Предпро-фильная подготовка — система педагогической, психолого-педа­гогической, информационной и организационной деятельности, содействующая самоопределению учащихся старших классов ос­новной школы относительно избираемых ими профилирующих направлений будущего обучения и широкой сферы последующей профессиональной деятельности.


Предпрофильное обучение в IX классах служит подсистемой профильного образования старшей школы, формирует соответ­ствующий запрос учащихся при выборе дальнейшего профиля обучения в X—XI классах.

Учащимся предоставляется возможность пройти предпрофиль-ное обучение в образовательных учреждениях различного типа (колледжи, техникумы, образовательные центры и др.) по инди­видуальным учебным планам в малых группах. Такая организация учебного процесса позволяет использовать очно/заочные и дис­танционные формы обучения посредством сетевого взаимодей­ствия с привлечением различных инновационных методов (мо­дульная технология, метод проектов, исследовательские методы и пр.). Предпрофильное обучение учащихся основной школы осу­ществляется поэтапно.

На пропедевтическом этапе (завершение обучения в VIII клас­се) происходит дифференциация учащихся в соответствии с их намерениями продолжать обучение в предпрофильной школе. С этой целью учащиеся знакомятся с учреждениями муниципаль­ной образовательной сети, на базе которых осуществляется пред-профильная подготовка. Целесообразно использование так назы­ваемой образовательной карты, которая представляет собой схему района с рубрикацией образовательных учреждений по признаку реализуемых программ предпрофильной подготовки (в карте ука­заны полный адрес и контактные телефоны). Также предусматри­вается самостоятельное ознакомление учащихся с информацией на бумажных и магнитных носителях, экскурсии, посещение «Дней открытых дверей» и т.п.

Предварительная диагностика образовательного запроса уча­щихся на данном этапе осуществляется с учетом мнения их роди­телей, основных мотивов предстоящего выбора, а также интере­сов и склонностей.

Основной этап предпрофильной подготовки (обучение в IX классе) предусматривает моделирование видов образовательной деятельности, востребованных в профильной школе, обучение учащихся способам принятия решения о выборе индивидуально­го маршрута образовательной деятельности, психологическую ди­агностику профессиональной направленности.

Учащимся предлагается осуществить пробный выбор профиля на основе выполнения цикла эвристически ориентированных за­даний (если пробный выбор касается гуманитарного направле­ния, учащийся может выступать в роли эксперта книжной, жур­нальной продукции, видеофильма по предложенному алгоритму).

На основном этапе предпрофильной подготовки учащиеся по­сещают пробные элективные курсы (курсы по выбору), цель кото­рых расширить мировоззренческие представления и подготовить к выбору направления дальнейшего обучения. Можно привести сле-


дующие примеры программ пробных курсов по выбору: этногра­фия коренных жителей, компьютерное моделирование, конструи­рование и техническое моделирование одежды, риторика, основы правовых знаний, введение в журналистику (с выпуском школьной газеты), психология делового общения, бытовая техника и ее уст­ройство и пр. Предпрофильная подготовка может осуществляться в виде различных комбинаций курсов предложенных типов.

В IX классе элективные курсы являются пробными по отноше­нию к профильным курсам повышенного уровня и рассчитаны на небольшое количество часов (оптимальная продолжительность 8— 16 ч). Школьникам в течение года предоставляется возможность попробовать себя в различных видах деятельности в соответствии с профилями, предлагаемыми конкретной школой и системой муниципального образования.

На завершающем этапе (окончание IX класса) оценивается соответствие возможностей учащегося и требований выбранного профиля обучения. Основной оценкой служат результаты эврис­тически ориентированных заданий, академические достижения и портфолио. Определить обоснованность выбора учщимися даль­нейшего профиля обучения поможет специально разработанный перечень вопросов (см. Практикум). Результаты прохождения школьниками всех этапов предпрофильной подготовки представ­ляются в резюмирующем документе («дневник выбора профиля», «карта выбора профиля» и т.п.).

Таким образом, основная задача предпрофильного обучения учащихся основной школы — формирование образовательного запроса на основе знакомства с содержанием обучения на стар­шей ступени. Несмотря на перспективность перехода школы к профильному обучению, данное нововведение неизбежно сопро­вождается рядом психологических проблем.

В соответствии с общепринятой возрастной классификацией Д.Б.Эльконина, учащиеся VIII—IX классов относятся к старше­му подростковому возрасту (14—16 лет). Это период перехода к юности, характеризующийся обращенностью в будущее, потреб­ностью в определении жизненных целей и перспектив. Учитывая специфику социальной ситуации и возрастного развития, можно утверждать, что профессиональное самоопределение служит важ­ным механизмом становления личности старшего подростка. Од­нако пробные элективные курсы, характеризующиеся вариатив­ной структурой и содержанием, не всегда позволяют в полной мере способствовать усвоению многих психологических умений и навыков, необходимых для первичного профессионального само­определения. По данным И.О.Артюховой, у большинства подро­стков недостаточно развиты необходимые для успешного выбора профиля такие личностные качества, как способность к самопоз­нанию и самоизменению, доверие к себе, ответственность, само-


стоятельность, целенаправленность, самокритичность, эмоцио­нальная (поведенческая) гибкость1.

По мнению ряда исследователей, ранее профессиональное са­моопределение и связанная с этим узкая специализация знаний учащихся, заканчивающих основную школу, неизбежно сопровож­дается возрастанием избирательной нагрузки на отдельные сторо­ны психики, что может привести к неравномерному интеллекту­альному и личностному развитию подростков2.

Таким образом, можно констатировать наличие противоречия между недостаточным уровнем развития личностных качеств, уме­ний и навыков учащихся, отсутствием зрелых мотивов выбора и необходимостью осуществить первичное профессиональное само­определение при выборе профиля дальнейшего обучения. Разре­шению данного противоречия может способствовать, на наш взгляд, разработка и внедрение в образовательный процесс шко­лы системы психологического содействия в организации пред-профильной подготовки.

Ранняя юность (15—18 лет). Особенность социальной ситуа­ции развития заключается в том, что это возраст, завершающий детство. Общество, казалось бы, уже признает взрослость девушек и юношей: в 14—16 лет им вручаются паспорта, в 18 лет предос­тавляется избирательное право и возможность вступать в брак, они становятся ответственными за уголовные преступления. Часть девушек и юношей в этом возрасте учатся в профессиональных учебных заведениях, а некоторые уже работают. Однако пока они сохраняют статус зависимых от родителей детей. Тем не менее, пройдет немного времени и детство останется позади, юноши и девушки станут полноправными взрослыми. Поэтому свое пре­бывание в этом возрасте они рассматривают как временное. От­сюда их устремленность в будущее. Рефлексия настоящего осуще­ствляется сквозь призму этого желанного будущего. Все важней­шие задачи ранней юности обусловлены будущим: окончание об­щеобразовательной школы, выбор формы профессионального об­разования и профессии, трудоустройство, подготовка к вступле­нию в брак.

Поиск своего места в мире становится весьма актуальным. Ве­дущие потребности данного возраста обусловлены неопределен­ной, проблемной ситуацией. Это потребности в личном, социаль­ном и профессиональном самоопределении. Старшеклассники реша­ют важные задачи: кем и каким быть. Можно сказать, это судьбо­носный возраст, в котором цена ошибки — неудовлетворенность всей своей последующей жизнью.

1 См.: Артюхова К.С. Проблема выбора профиля обучения в старшей школе //
Педагогика. — 2004. — № 2.

2 См.: Логинова Г.П. Психологические аспекты профильного обучения //
Психологическая наука и образование. — 2003. — № 3.


Ведущей деятельностью в ранней юности должна стать учебно-профессиональная. Почему должна стать? И что такое учебно-про­фессиональная деятельность? Это деятельность, составляющая базу для психологически обоснованного и компетентного выбора бу­дущей профессии. Чтобы стать личностнообразующей и профес­сионально ориентированной, ведущая деятельность должна быть вариативной и дифференцированной. Избирательное отношение старшеклассников к учебным предметам обусловливает необхо­димость вариативного обучения. А сформированные к этому вре­мени склонности и способности свидетельствуют о необходимос­ти большей дифференциации школьного образования. Уже появ­ляются гуманитарные гимназии, политехнические лицеи и худо­жественно-прикладные школы. Очевидно, что таких школ долж­но быть больше, так как именно дифференциация образования старшеклассников в наибольшей мере соответствует психологии ранней юности.

Для учащихся средних профессиональных учебных заведений (профессиональных училищ, лицеев) ведущая деятельность имеет четкую профессиональную направленность. Но поскольку выбор специальности профессиональной школы для большинства из них был ситуативно-вынужденным, учебно-профессиональная деятель­ность не выполняет в полном объеме свою личностнообразую-щую функцию.

Ранняя юность — период завершения физического развития. К концу этого возраста девушки и юноши — биологически уже созревшие взрослые люди. Их психофизиологическое и интел­лектуальное развитие позволяет им успешно осваивать и выпол­нять разнообразные виды профессиональной деятельности. И ко­нечно, сексуальное созревание побуждает их к поиску друга/под­руги, с которыми можно было бы удовлетворять потребность в эмоционально-интимном общении. Сексуально окрашенные фан­тазии и переживания — важная сторона внутренней жизни деву­шек и юношей.

В этом возрасте продолжают развиваться познавательные про­цессы. Однако сколько-нибудь существенных, кардинальных из­менений не наблюдается. Отдельные психологи отмечают интен­сивное формирование абстрактного, теоретического мышления. Однако В.В.Давыдов убедительно доказал возможность развития этого вида мышления уже в младшем школьном возрасте. В то же время эмоционально-волевая сфера происходит этап становления достаточно успешно. Эмоциональное развитие инициируется за­вершившимся сексуальным, а формирование воли связано с ак­тивным поиском своего места в жизни. Чтобы обеспечить себе желаемое будущее (поступить в вуз, состояться как личность, быть профессионально успешным), необходимо приложить усилия на завершающей стадии школьного обучения.


В ранней юности закладываются основы мировоззрения: про­исходит формирование ценностных ориентаций, углубление нрав­ственного сознания, рост социального и познавательного интере­са к наиболее общим принципам мироздания, универсальным за­конам развития природы и общества. Центральное место в этом процессе занимает вопрос о смысле жизни и построение жизнен­ного плана. Ранняя юность — это возраст дальнейшего развития самосознания — целостного представления о своей личности, эмо­ционального отношения к себе, собственной внешности, физи­ческим, умственным, моральным и волевым качествам. На основе самооценки возникает потребность в самосовершенствовании, са­мовоспитании и саморазвитии. Девушки и юноши отчетливо об­наруживают стремление критически осмыслить все окружающее, утвердить свою самостоятельность и оригинальность, создать соб­ственные теории смысла жизни, любви, счастья, политики и т.п. Юношеству свойственны максимализм суждений, своеобразный эгоцентризм мышления.

К основным (личностнообразующим) психологическим ново­образованиям ранней юности относится самоуважение — обоб­щенная самооценка, степень принятия или непринятия себя как личности. Уровень самоуважения формируется под влиянием, как оценок окружающих людей, так и собственного восприятия своих внешних данных, психических сил и способностей. Как правило, у девушек и юношей завышенная самооценка, отсюда беспочвен­ная самоуверенность, сверхкритичное отношение к взрослым (ро­дителям, педагогам), нереалистические притязания, переоценка способностей и т.д. Но как ни неприятна юношеская самоуве­ренность, психологически гораздо опаснее пониженное самоува­жение. Девушки и юноши при такой обобщенной самооценке ис­пытывают трудности в общении, внутренне напряжены, тревож­ны, болезненно реагируют на критику, справедливые замечания, часто замыкаются, становятся одинокими. Пониженное самоува­жение сокращает диапазон притязаний личности, побуждает ее довольствоваться малым, делает неконкурентоспособной в соци­альной и профессиональной жизни.

В случае обнаружения у девушки/юноши пониженного само­уважения педагоги (и родители) должны создавать для них ситуа­ции успеха, в которых молодые люди получали бы подтверждение своей ценности, способностей, социально значимых достоинств и внешней привлекательности.

Развитие обобщенной самооценки, определение смысла жиз­ни и своего места в ней, формирование мировоззрения способ­ствуют стабилизации общего представления о себе; завершается начавшийся в подростничестве процесс становления Я-концепции.

В поведении повышается самоконтроль, развивается саморегу­ляция психических процессов и эмоциональных состояний. Ста-


билизация мировоззрения, эмоционально-волевой, интеллектуаль­ной и психофизиологической сфер к 17—18 годам свидетельствует о том, что детство завершилось и наступила новая эпоха, в которую девушки и юноши вступают оптимистично и с надеждой.

Вступление во взрослость побуждает девушек и юношей опре­делить свои жизненные планы. Последний охватывает сферы лич­ностного, социального и профессионального самоопределения. При этом девушки и юноши должны не только представлять свое будущее в общих чертах, но и осознавать способы достижения поставленных целей. На завершающем этапе школьного обуче­ния жизненные планы становятся все более реальными, лишен­ными несбыточных надежд и прожектов.

Подробно анализируя профессиональное самоопределение, Е.А.Климов понимает его: «…как важное проявление психическо­го развития, формирование себя как полноценного участника со­общества «делателей» чего-то полезного, сообщества профессио-налов»1.

Весьма ценна для предмета рассмотрения — профессионально­го самоопределения — мысль Е.А.Климова о том, что выбор профес­сии, кажущийся подчас легким и кратковременным, на самом деле осуществляется по формуле «мгновение плюс вся предшествующая жизнь»2. У личности в предшествующие периоды развития сложи­лось определенное отношение к различным областям труда, пред­ставление о многих профессиях, сформировалась самооценка сво­их возможностей, умение ориентироваться в социально-экономиче­ской ситуации, представление о «запасных вариантах» выбора про­фессии и многое другое, что характеризует состояние внутренней готовности к очередному профессиональному самоопределению.

Обобщая логику рассуждений Е.А.Климова, можно констати­ровать, что профессиональное самоопределение не сводится к од­номоментному акту выбора профессии и не заканчивается завер­шением профессиональной подготовки по избранной специально­сти, оно продолжается на протяжении всей профессиональной жизни.

Профессиональное и личностное самоопределение стало пред­метом глубокого исследования Н.С.Пряжникова. Анализ литера­туры, большая опытно-экспериментальная работа позволили ему существенно обогатить теорию и практику профессионального самоопределения. Постоянно подчеркивая неразрывную связь профессионального самоопределения с самореализацией челове­ка в других важных сферах жизни, Н.С.Пряжников пишет: «Сущ­ностью профессионального самоопределения является самостоя­тельное и осознанное нахождение смыслов выполняемой работы

1 Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. — Ростов н/Д.,
1996. — С. 39.

2 Там же. — С. 40.


и всей жизнедеятельности в конкретной культурно-исторической (социально-экономической) ситуации»1.

Главная забота девушек и юношей — это выбор профессии, а правильнее сказать, выбор формы ее получения: в профессиональ­ном учебном заведении или путем профессиональной подготовки на предприятии, в фирме, организации. На что же ориентируются старшеклассники при выборе профессии? В 1970-е гг. наиболее важны были социальная значимость профессии, качества личности, присущие представителям этой профессии и формы профессиональ­ного поведения. В те годы весьма престижными считались профес­сии естественно-технического профиля: физик, геолог, врач, инже­нер, учитель. Через 20 лет профессиональные предпочтения молоде­жи существенно изменились: престижными стали профессии соци­ально-гуманитарного профиля: экономист, менеджер, юрист и т.д.

Необходимость поиска себя во взрослой жизни приводит к очередному возрастному кризису — кризису идентичности, обус­ловленному противоречием между желаемым личностным, про­фессиональным будущим и реальными достижениями. Личность перестает совпадать с собой, и это приводит к психической на­пряженности, эмоциональной неуравновешенности.

Психологически комфортный выход из данного кризиса воз­можен при наличии у девушек и юношей резервного жизненного плана, альтернативного варианта становления. И конечно, они нуждаются в квалифицированной помощи и поддержке психоло-га-профконсультанта.

Важное значение в профессиональном самоопределении в этом возрасте принадлежит профильному обучению.

Профильное обучение — средство дифференциации и индивиду­ализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса наиболее полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отноше­нии продолжения образования2.

Основные цели, которые предстоит решить в процессе реали­зации профильного обучения:

– обеспечить углубленное изучение отдельных предметов про­граммы полного общего образования;

– создать условия для существенной дифференциации содер­жания обучения старшеклассников с широкими и гибкими воз­можностями построения ими индивидуальных образовательных программ;

1 Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. — М.,
1996. — С. 17.

2 См.: Концепция профильного обучения. Утверждена Приказом Министер­
ства образования № 2783 от 18.07.2002.


– способствовать установлению равного доступа к полноцен­ному образованию разным категориям обучающихся в соответ­ствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями;

– расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образовани­ем, более эффективно готовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.

Проблема выбора профиля достаточно сложна как для учащих­ся, так и для их родителей. Многим впервые в жизни предстоит совершить столь серьезный шаг, от которого во многом будет зави­сеть дальнейшая судьба, в частности — мера подготовленности стар­шеклассников к успешной сдаче единых государственных экзаме­нов и перспективы на продолжение образования после школы.

Профиль обучения рассматривается как некая совокупность базовых, профильных и элективных курсов, отвечающая общим рамочным требованиям к нормам учебной нагрузки: минималь­ным объемам учебного времени (33 ч в неделю) и максимальным лимитам санитарной нагрузки (36 ч в неделю).

Согласно Концепции профильного обучения можно выделить несколько вариантов (моделей) организации профильного обуче­ния:

– модель внутришкольной профилизации — общеобразователь­ное учреждение может быть однопрофильным (реализовывать толь­ко один избранный профиль) и многопрофильный (организовы­вать несколько профилей обучения). И даже если общеобразова­тельное учреждение не ориентировано на конкретные профили, оно может за счет увеличения числа элективных курсов предос­тавлять школьникам возможность в полной мере осуществлять свои индивидуальные профильные образовательные программы;

– модель сетевой организации — профильное обучение осу­ществляется за счет целенаправленного и организованного при­влечения ресурсов других образовательных учреждений. Это воз­можно в двух вариантах: первый — объединение нескольких об­разовательных учреждений вокруг наиболее «сильного», облада­ющего достаточным материальным и кадровым потенциалом, кото­рый будет выступать в роли ресурсного центра; второй вариант — кооперация общеобразовательных и учреждений начального, сред­него, высшего и дополнительного профессионального образования.

Профилизация обучения в старших классах способствует про­ектированию учащимися своего профессионального будущего. И все же выбор профиля — еще не выбор будущей профессии. Профилизация обучения помогает ориентировать учащегося в мно­гообразии видов профессиональной деятельности, конкретизиро­вать соответствующие интересы, и, конечно, готовить к профессио­нальной деятельности в профессиональном учебном заведении.


Эффективность профильного обучения во многом определяет­ся его психологически компетентным сопровождением, которое помогает учащемуся увидеть и осознать возможные проблемы, стимулирует развитие профессионального самосознания, высве­чивает сильные и слабые стороны личности, намечает реальные сценарии будущей профессиональной жизни.

В настоящее время в отечественной психологии накоплен зна­чительный материал, характеризующий разные формы и методы психологического сопровождения профессионального самоопре­деления школьников (Е.А.Климов, Л.М.Митина, Н.С.Пряжни-ков, С.Н.Чистякова и др.). Проанализировав их, мы выделили возможные формы оказания психологического содействия про­фильному обучению (табл. 14).

Таким образом, профилизация обучения способствует профес­сиональному самоопределению старшеклассников и компетент­ному проектированию своего профессионального будущего.

Т а б л и ц а 14






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.