Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Старость






Старость — период геронтогенеза. Она начинается с 60 лет и имеет три градации: пожилой возраст — до 75 лет, старческий — до 90 лет и долгожители — после 90 лет. Старость — это борьба со смертью, которая присутствует теперь в стареющем организме и обнаруживается в уходе из жизни сверстников: родственников, дру­зей, коллег, знакомых. Страх смерти — предельная по своей насы­щенности отрицательная эмоция, обусловленная инстинктом со­хранения жизни. К 70 годам этот инстинкт еще не угас, человек продолжает испытывать потребность быть живым существом.

Деструктивные изменения в период геронтогенеза зависят от степени зрелости конкретного человека как личности и субъекта деятельности. Имеются многочисленные данные о сохранении высокой жизне- и работоспособности человека не только в пожи­лом, но и в старческом возрасте. И.П.Павлов создал «Двадцати­летний опыт» в 73 года, а «Лекции о работе больших полушарий головного мозга» — в 77 лет (всего он прожил 87 лет); Л.Н.Толстой написал в 71 год «Воскресение», в 72 — «Живой труп», а в 76 — «Хаджи Мурата»; актер Малого театра Н.Анненков в 100 лет иг­рал на сцене. Многие великие ученые, музыканты, художники сохраняли ясность ума и способность к творчеству, создавая вы­дающиеся произведения в глубокой старости: Микеланджело Бу-онарроти, Пабло Пикассо, Сальвадор Дали, Джузеппе Верди, И.Ф.Стравинский, Гиппократ, Платон и др.

Старость может быть разной, но она обязана быть достойной. Унизительны гигиеническая запущенность, беспомощность, опа­сения одиночества и страх смерти, пессимизм, эгоцентризм, ак­центуированное внимание к своему здоровью, мелочность и ску­пость. Конечно, жить в старости трудно: сужается сфера обще­ния, нарушается привычный режим дня и ритм жизни, сжимается социальное пространство, снижается уровень материального бла­госостояния. Сильным стрессором является одиночество, непо­нимание и безразличие со стороны окружающих. Особенно ре­альным одиночество становится для человека, живущего долго.

Положительную роль в преодолении этих негативных момен­тов играет множество факторов: природная среда, наследствен­ность, здоровье, уровень образования, профессиональная принад­лежность, творческий характер деятельности и др. Однако инво­люционные процессы так или иначе отражаются на профессио­нальной деятельности, постепенно снижая ее продуктивность. Общая трудоспособность при этом сохраняет еще долго. В от­дельных видах профессий возможна продуктивная деятельность до 70 лет.

Наряду с инволюционными процессами в старости происходят изменения и прогрессивного характера, которые позволяют пре-129


одолевать деструкции возраста. К ним относятся социальные ак­тивность (общественная, бытовая, религиозная) и любознатель­ность, мудрость, осознание смысла прожитой жизни, новая социаль­но-бытовая идентификация.

Продуктивным психологическим новообразованием в пожилом возрасте может и должно стать саногенное мышление, которое спо­собствует оздоровлению психики, снятию внутренней напряжен­ности, устранению тягостных воспоминаний, застарелых обид, комплексов и многого другого деструктивного и инфернального. Особенности саногенного мышления заключаются в том, что оно тесно связано с воображением, нацелено на решение внутренних проблем человека, выполняет защитную функцию, направляется осознанной целью преодолеть неприятные, травмирующие пси­хику переживания1.

Саногенное мышление предполагает интроспекцию, или раз­мышление, направленное внутрь самого себя, и осуществляется на фоне глубокого внутреннего покоя. В процессе этой внутрен­ней работы над обидами, допущенными ошибками, неудачами человек снимает их травмирующее воздействие на психику.

Отсутствие или низкий уровень развития саногенного мышле­ния приводит к тому, что деструктивные переживания непроиз­вольно возникают в свободное от дел время, перед сном. Погру­жаясь в это тягостное состояние, человек начинает переживать различные отрицательные эмоции, испытывая иррациональную удовлетворенность. Возникает потребность в астенических эмо­циях. Вследствие этого консервируется отрицательный жизнен­ный опыт: обиженный становится обидчиком, агрессивный — еще более агрессивным, ревнивый превращается в патологического ревнивца, а в результате возникает глубокое чувство неполноцен­ности. Но это уже особенности патогенного мышления, для кото­рого характерна тенденция лелеять и сохранять в себе деструк­тивные образования: обиду, ревность, страх, стыд, зависть, неуда­чи и многие другие астенические эмоции. Преодоление тягост­ных эмоциональных состояний требует собственных усилий че­ловека, знания элементарных основ психогигиены, а чаще всего помощи психотерапевта.

Многие психические и физические недомогания связаны с де­структивными изменениями сенсорной и опорно-двигательной систем, являющихся основой человеческого опыта, с сенсорно-моторной амнезией. Снижение физической активности приводит к утрате способности действовать. Следует помнить, что предмет-но-манипулятивные действия — условие обогащения психики в раннем детстве. В старости сенсомоторные действия — способ поддержания, сохранения психических функций. И те пожилые

См.: Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. — М., 1991.


люди, которые заняты активным физическим трудом: садовод­ством, хозяйственно-бытовой деятельностью, имеют больше шан­сов сохранить свое психическое здоровье, чем те, которые «заслу­женно» отдыхают от социально значимых видов труда. Т.Ханна разработал программу соматических упражнений, позволяющих справиться с негативными последствиями сенсорно-моторной амнезии, т.е. потери памяти на ощущения, восприятия и движе­ния, которая позволяет не стареть1.

У этого возраста есть преимущества. Пожилые люди открыва­ют для себя новые радости жизни: общение с людьми своего воз­раста, внуками, возможность путешествовать, посещать театры, выставки, отдыхать в домах отдыха и санаториях, заниматься лю­бимым делом (садоводством, рыбалкой, сбором грибов и т.п.).

В пожилом возрасте переживается очередной кризис, обуслов­ленный необходимостью подведения итогов жизни. Неизбежность ухода из жизни побуждает пожилого человека найти личностный смысл своей индивидуальной жизни, последний раз самоопреде­литься. И если он приходит к мысли, что оставил после себя мно­го доброго и социально значимого, то возникает особое эмоцио­нальное состояние умиротворенности и, как следствие, спокой­ное ожидание и даже желание смерти. В случае, если возникают сомнения относительно того, нравственно ли прожита жизнь, че­ловек испытывает чувства вины и раскаяния. В заключение сле­дует сказать, что старость итожит жизнь человека: достойная жизнь, как правило, залог полноценной, эмоционально благоприятной старости.

В табл. 17 приведена обобщенная психологическая характери­стика старости.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Назовите стадии становления личности в дошкольном детстве.

2. Перечислите основные психологические новообразования в млад­шем школьном возрасте, подростничестве и ранней юности.

3. В чем заключается смысл введения профильной подготовки и про­фильного обучения старшеклассников?

4. Назовите кризисы взрослости. Объясните психологические причи­ны кризисов взрослого человека.

5. Назовите основные психологические характеристики личности
взрослого человека.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.