Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Стратегические ориентиры развития профессионального образования






В материалах Правительства РФ, определяющих приоритетные направления модернизации образования до 2010 года, сформули­ровано требование опережающего развития профессионального образования. Для выполнения этого фундаментального положе­ния прежде всего необходимо рассмотреть стратегические ориен­тиры развития профессионального образования в современном обществе. Анализ и изучение психолого-педагогической литера­туры по инновациям позволили определиться с основными стра­тегическими ориентирами.

1. В сентябре 2003 г. Россия подписала Болонскую деклара­цию, опирающуюся на следующие критерии:

1) 3—4 года бакалавриата;

2) 1—2 года магистратуры;

3) создание системы зачетных единиц;

4) общепризнанная система контроля качества1. В России уже начался процесс перехода на многоуровневую

систему высшего образования в рамках Болонского процесса.

Введение многоуровневого образования позволяет студенту спроектировать индивидуальную траекторию своего последующе­го образования и альтернативные (возможные) маршруты про­фессионального будущего.

Сегодня многие выпускники не работают по первоначально полученному профессиональному образованию, что нужно при­знать нормальным явлением. Поэтому степень бакалавра — под­готовительная ступень дальнейшего профессионального образо­вания. Бакалавриат не рассматривается не как законченная про-

См.: Давыдов Ю.С. Болонский процесс и российские реалии. — М., 2004.


фессиональная подготовка, а главным образом как методологи­ческая, цель которой — научить человека учиться всю его после­дующую жизнь, ибо того требует современная экономика знаний.

Переход на многоуровневую подготовку специалистов приве­дет к новому качеству результатов — признанию отечественного высшего образования в открытом европейском научно-образова­тельном пространстве, повышению конкурентоспособности вы­пускников вузов, привлекательности самих вузов, мобильности студентов и профессорско-преподавательского состава. Подобная работа не может быть осуществлена привычным способом призы­вов и деклараций, косметической правкой образовательных про­грамм профессиональной подготовки, учебников в рамках «со­вершенствования». Она должна быть организована как масштаб­ный проект, опирающийся на конкретную методологию образова­тельной деятельности, концепцию и технологии ее реализации.

2. В условиях усиливающейся неопределенности постиндуст­риального общества от человека (специалиста) требуется принци­пиально иная профессиональная подготовка. В 60-е гг. ХХ в. Д.МакГрегор обосновал две модели профессиональной деятель­ности, обозначив их модель Х и модель У. В модели Х работник предстает простым исполнителем нормативной (жестко регламен­тированной) деятельности, строго иерархического подчинения. Организация труда предусматривает тотальный контроль. Инициа­тива и ответственность не востребованы. Модель У предусматри­вает предоставление работнику самостоятельности и ответствен­ности, при снижении уровня контроля. Организация труда — гиб­кая, руководители выполняют функции наставников, консультан­тов. Материальное вознаграждение — не решающий (единствен­ный) стимул профессиональной активности.

В 70-е гг. ХХ в. А.Маслоу обосновал новую модель професси­ональной деятельности — модель Z, выделив ее смыслообразую-щие положения:

– стремление к самореализации, что стимулирует выдвижение инновационных предложений и освоение принципиально ново­го;

– максимальная ответственность, что обеспечивает возможность отказа от постоянного контроля;

– утверждение корпоративной культуры, сотрудничества, чув­ства сопричастности и лояльности;

– сочетание индивидуального стиля деятельности и команд­ной работы;

– стремление к нововведениям.

Этим трем моделям деятельности соответствуют следующие модели профессиональной подготовки:

– адаптационная, ориентированная на подготовку специалис­та выполнять конкретные профессиональные функции;


– профессионального развития, нацеленная на подготовку со­циально и профессионально активного специалиста, способного принимать решения и нести ответственность за выполняемую ра­боту;

– динамической профессиональности, ориентированная на подготовку специалиста, способного выполнять широкий радиус социально-профессиональных функций, обладающего «универ­сальными» способностями.

Каждой модели соответствует образовательная концепция, по­зволяющая их реализовать в профессиональной школе: когнитив­но, деятельностно и личностно ориентированные концепции, а также личностно-развивающая концепция образования (табл. 18).

Т а б л и ц а 18






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.