Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Стадии профессионального становления






Профессиональное становление охватывает длительный пери­од жизни человека (35—40 лет). В течение этого времени меня­ются жизненные и профессиональные планы, социальная ситуа­ция, ведущая деятельность, происходит перестройка структуры лич­ности. Возникает необходимость разделения данного процесса на периоды, или стадии. Закономерно встает вопрос о критериях выделения стадий в непрерывном процессе профессионального становления.

Поскольку на выбор профессионального труда, становление специалиста влияют социально-экономические факторы, то пра­вомерно в качестве основания членения профессионального раз­вития человека избрать социальную ситуацию, которая детерми­нирует отношение личности к профессии и профессиональным общностям.

Следующим основанием дифференциации профессионально­го становления выступает ведущая деятельность. Ее освоение, со­вершенствование способов выполнения приводят к кардинальной перестройке личности. Очевидно, что деятельность, осуществляе­мая на репродуктивном уровне, предъявляет иные требования к

1 См.: Брушлинский А.В. О соотношении биологического и социального в развитии личности // Теоретические проблемы психологии личности. — М., 1974.


личности, чем частично поисковая и творческая. Психологичес­кая организация личности молодого специалиста, осваивающего профессиональную деятельность, вне всякого сомнения, отлича­ется от психологической организации личности профессионала. Следует иметь в виду, что психологические механизмы реализа­ции конкретной деятельности на репродуктивном и творческом уровнях настолько различны, что их можно отнести к разным ти­пам деятельности, т.е. переход с одного уровня выполнения дея­тельности на другой, более высокий, сопровождается перестрой­кой личности.

Таким образом, в качестве оснований для выделения стадий профессионального становления личности оправданно взять со­циальную ситуацию и уровень реализации ведущей деятельности. Рассмотрим влияние обоих факторов на профессиональное ста­новление личности.

Начало данного процесса отсчитывается от зарождения про­фессионально ориентированных интересов и склонностей у детей под влиянием родственников, учителей, сюжетно-ролевых игр и учебных предметов (0—12 лет). Это стадия аморфной оптации.

Затем следует формирование профессиональных намерений, которое завершается осознанным, желанным, а иногда и вынуж­денным выбором профессии. Этот период в становлении личности получил название оптации. Особенность социальной ситуации раз­вития заключается в том, что юноши и девушки находятся на за­вершающем этапе детства — перед началом самостоятельной жиз­ни. Ведущей деятельностью становится учебно-профессиональ­ная. В ее рамках складываются познавательные и профессиональ­ные интересы, формируются жизненные планы. Профессиональ­ная активность личности направлена на поиск своего места в мире профессий и отчетливо проявляется в решении вопроса о выборе профессии.

Следующая стадия становления начинается с поступления в профессиональное учебное заведение (профессиональное учили­ще, техникум, вуз). Социальная ситуация характеризуется новой социальной ролью личности (учащийся, студент), новыми взаимо­отношениями в коллективе, большей социальной независимостью, политическим и гражданским совершеннолетием. Ведущая деятель­ность — профессионально-познавательная, ориентированная на получение конкретной профессии. Длительность стадии професси­ональной подготовки зависит от типа учебного заведения, а в случае поступления на работу сразу после окончания школы ее продол­жительность может быть значительно сокращена (до 1—2 мес).

После окончания учебного заведения наступает стадия профес­сиональной адаптации. Социальная ситуация коренным образом меняется: новая система отношений в разновозрастном производ­ственном коллективе, иная социальная роль, непревычные соци-


ально-экономические условия и профессиональные отношения. Ведущей деятельностью становится профессиональная. Однако уровень ее выполнения, как правило, носит нормативно-репро­дуктивный характер.

Профессиональная активность личности на этой стадии резко возрастает. Она направлена на социально-профессиональную адап­тацию — освоение системы взаимоотношений в коллективе, но­вой социальной роли, приобретение профессионального опыта и самостоятельное выполнение профессионального труда.

По мере освоения профессии личность все больше погружа­ется в профессиональную среду. Реализация деятельности осу­ществляется относительно устойчивыми и оптимальными для ра­ботника способами. Стабилизация профессиональной деятель­ности приводит к формированию новой системы отношений личности к окружающей действительности и к самой себе. Эти изменения ведут к образованию новой социальной ситуации, а сама профессиональная деятельность характеризуется индиви­дуальными личностносообразными технологиями выполнения. Наступает стадия первичной профессионализации и становления специалиста.

Дальнейшее повышение квалификации, индивидуализация тех­нологий выполнения деятельности, выработка собственной про­фессиональной позиции, высокое качество и производительность труда приводят к переходу личности на второй уровень профессио­нализации, на котором происходит становление профессионала.

На этой стадии профессиональная активность постепенно ста­билизируется, уровень ее проявления индивидуализируется и за­висит от психологических особенностей личности. Но в целом каждому работнику присущ свой устойчивый и оптимальный уро­вень профессиональной активности.

Лишь часть работников, обладающих творческими потенция­ми, развитой потребностью в самоосуществлении и самореализа­ции, переходит на следующую стадию — профессионального мас­терства и становления профессионалов. Для нее характерны вы­сокая творческая и социальная активность личности, продуктив­ный уровень выполнения профессиональной деятельности. Пере­ход на стадию мастерства изменяет социальную ситуацию, карди­нально сказывается на выполнении профессиональной деятель­ности, резко повышает уровень профессиональной активности личности. Профессиональная активность выражается в поиске новых, более эффективных способов выполнения деятельности, изменении устоявшихся взаимоотношений с коллективом, попыт­ках преодолеть, сломать традиционно сложившиеся методы уп­равления, в неудовлетворенности собой, стремлении выйти за пределы себя. Постижение вершин профессионализма (акме) — свидетельство того, что личность состоялась.


Таким образом, в целостном процессе профессионального ста­новления личности выделяется 7 стадий (табл. 12). Переход от одной стадии профессионального становления к другой означает смену социальной ситуации развития, изменение содержания ве­дущей деятельности, освоение либо присвоение новой социаль­ной роли, профессионального поведения и, конечно, перестрой­ку личности. Все эти изменения не могут не вызывать психичес­кой напряженности личности. Переход от одной стадии к другой порождает субъективные и объективные трудности, межличност­ные и внутриличностные конфликты. Можно утверждать, что смена стадий инициирует нормативные кризисы профессионального ста­новления личности.

Мы рассмотрели логику профессионального становления в рам­ках одной профессии, однако, по данным Министерства труда Российской Федерации, до 50 % работников меняют в течение трудовой жизни профиль своих профессий1, т.е. последователь­ность стадий нарушается. В условиях возрастающей безработицы человек вынужден повторять отдельные стадии вследствие вновь возникающих проблем профессионального самоопределения, про­фессиональной переподготовки, адаптации к новой профессии и новому профессиональному сообществу.

Т а б л и ц а 12






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.