Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






О взаимодействии индивидного, личностного и профессионального развития человека






Характеристика человека как индивида определяется его био­логическими свойствами: наследственностью, особенностями орга­низма, состоянием здоровья, физической и психической энерге­тикой. Индивидные качества влияют на темп и уровень развития человека и как личности, и как профессионала. К ведущим лич­ностным характеристикам человека относятся его отношения, мотивы, интеллект, эмоционально-волевая сфера. Они косвенно, опосредованно влияют на индивидное развитие и в основном обус­ловливают профессиональное становление. Уровень профессио­нальных достижений человека определяется и индивидными осо­бенностями, и личностными характеристиками.

Реальные сценарии жизни человека отличаются большим раз­нообразием. В зависимости от соотношения темпов различных


видов развития А.А.Бодалев выделяет несколько сценариев раз­вития взрослого человека.

Индивидное развитие значительно опережает личностное и профессиональное. Такое соотношение характеризует слабовыра-женное развитие человека и как личности, и как работника, ибо отсутствуют интересы, склонности и способности к какой-либо деятельности, профессиональная подготовленность не выражена, низкий уровень трудоспособности.

Личностное развитие человека идет более интенсивно, чем индивидное и профессиональное. Это проявляется в бережном отношении к окружающей среде, людям, предметам материаль­ной и духовной культуры, в привязанности к семье и др. Физи­ческое здоровье, профессиональные достижения находятся на вто­ром плане.

Профессиональное развитие доминирует над двумя другими «ипостасями» человека. Приоритет профессиональных ценностей, тотальная погруженность в работу — особенности, так называе­мых, трудоголиков.

Относительное соответствие темпов индивидного, личностно­го и профессионального развития — оптимальное соотношение, обусловливающее реализацию, «выполнение» человеком себя1.

На индивидное развитие решающее влияние оказывают био­логические факторы, на личностное — психические особенности и ведущая деятельность, на профессиональное — социально-эко­номические факторы и ведущая (профессиональная) деятельность. Все три перечисленные вида взаимосвязаны, и если учесть, что развитие идет неравномерно, то у каждого человека складывается своя уникальная его траектория. Большое влияние на индивиду­альные сценарии профессионального становления оказывает со­держание профессиональной деятельности. Профессиональные достижения, удовлетворяя потребности в самоутверждении, ведут к перестройке профессионального самосознания, влияют на сис­тему мотивов, отношений и ценностных ориентаций и в конеч­ном счете инициируют перестройку всей структуры личности. В отдельных случаях хорошее физическое развитие становится ус­ловием и побудителем высокой профессиональной активности и основой успешного личностного роста.

Обобщая вышеизложенное, можно констатировать, что инди­видное, личностное и профессиональное развитие человека в ин­дивидуальной жизни взаимодействуют и порождают широкий спектр сценариев профессиональной жизни. Вершинные дости­жения человека располагаются на разных стадиях профессиональ­ного становления личности. В самом общем виде детерминация

1 См.: Бодалев А.А. Вершина в развитии человека: характеристики и условия достижения. — М., 1998.


Противоречия между личностью и внешними условиями жизнедеятельности


Внутриличностные противоречия


Факторы, детерминирующие развитие


Внешние

Социально-экономические условия

Ведущая учебно-профессиональная и профессиональная деятельность

Технико-технологический уровень деятельности

Система стимулирования профессионального роста

Случайные обстоятельства и жизненно важные события


Внутренние

Биопсихические и физиологические особенности

Социально-профессиональная активность

Мотивы и смыслы профессиональной деятельности

Потребности в реализации своего

профессионально-психологического

потенциала

Потребность в самореализации

Кризисы профессионального становления

Иррациональные тенденции развития


Личностное и профессиональное развитие

Самоактуализация профессионального становления

Рис. 5. Детерминация становления личности

индивидного, личностного и профессионального становления личности представлена на рис. 5.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.