Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Факторы, детерминирующие становление личности






 

Фактор Нормативное развитие Отклоняющееся развитие
Природная среда Благоприятные географи­ческое местожительство и климатические условия Неблагоприятные геогра­фическое местожительство и климатические условия
Биологиче­ский фактор Нормальная наследствен­ность, фиксированный пол, хорошее здоровье Отягощенная или обога­щенная наследственность, недостаточная дифферен­циация пола, задержка психического развития, ак­центуации характера, сек­суальные расстройства
Социаль­ный фактор Достаточный уровень эко­номического благосостоя­ния семьи, стимулирова­ние развития личности и повышения уровня ее образованности, психоло­гически комфортные се­мейные отношения, диф­ференцированное общее и вариативное профессио­нальное образование Низкий уровень экономи­ческого благосостояния семьи, неполная или со­циально неблагополучная семья, слабодифференци-рованное обучение в шко­ле, отсутствие профессио­нального образования, игнорирование уровня профессионализма, отсут­ствие системы аттестации, социально-этническое неравенство
Активность личности Активная позиция, сверх­нормативная профессио­нальная активность, не­прерывное образование, самоорганизация, само­образование, саморазвитие и самоактуализация Депрессивная пассивность, социальная инертность, лень, равнодушие, социаль­ная дезадаптивность
Случайные события и обстоя­тельства Чувствительность к благо­приятному стечению об­стоятельств и случайных знаковых событий Неблагоприятная судьба, иррациональные тенденции в развитии, бессознатель­ное влечение к разруше­нию своего Я

На разных стадиях становления личности влияние этих факто­ров неоднозначно. В дошкольном возрасте и в старости большую роль играют биологические факторы и природная среда, в школь­ные годы — социальные; система образования и семья, в период


взрослости — социально-экономические условия, собственная активность личности и случайные обстоятельства. Конечно, в индивидуальной жизни человека значение этих факторов также неоднозначно. Неповторимое сочетание данных факторов опре­деляет траектории и сценарии становления личности в онтогене­зе.

Важное значение в становлении личности имеют потребности как источники активности. Общепринятой классификации потреб­ностей нет. Одну из основательных попыток классификации по­требностей предпринял американский психолог А.Маслоу1. Он выделил 5 б а з о в ы х у р о в н е й п о т р е б н о с т е й и произвел прикидочную оценку степени их удовлетворения, ориентируясь на американский образ жизни.

1. Физиологические потребности: в пище, отдыхе, движении, жилье, сексе, защите от стихийных бедствий, сил природы и др. Любая из них, по мнению А.Маслоу, может стать главенствую­щей. В среднем данные потребности удовлетворяются на 85 %.

2. Потребности в безопасности: защищенности, защите от на­силия и угроз, стабильности. Степень удовлетворения — около 70 %.

3. Потребности в общении, привязанности и любви, присое­динении и принятии. Отчетливо проявляются лишь при удовлет­ворении потребностей первых двух уровней. Удовлетворяются в среднем на 50 %.

4. Потребности в уважении, самоуважении, т.е. в высокой ре­путации, признании компетентности, профессиональном прести­же, добром имени, достаточном уровне образования. В среднем удовлетворяются на 40 %.

5. Потребности в самоактуализации, в реализации своего по­тенциала, в творчестве. Степень удовлетворения этих потребнос­тей — всего лишь около 10 %.

А.Маслоу утверждал, что если человеку не удается удовлетво­рить потребности более высоких уровней, то он стремится как можно полнее «отвести душу» на удовлетворении простейших потребностей. Удовлетворение потребностей, находящихся внизу иерархии, делает возможным осознание потребностей, располо­женных на более высоких уровнях, и их участие в мотивации. Таким образом, физиологические потребности должны быть в достаточной степени удовлетворены, прежде чем возникнут по­требности в безопасности; физиологические потребности и по­требности в безопасности и защите должны быть обеспечены до некоторой степени, прежде чем появляется и будут требовать удовлетворения потребности в принадлежности и любви. По А.Маслоу, такое иерархическое расположение основных потреб-

См.: Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб., 1977.


ностей — главный принцип, лежащий в основе организации мо­тивации человека.

А.Маслоу допускал, что могут быть исключения из этого иерар­хического расположения мотивов. Он признавал, что творческие личности способны развивать и выражать свой талант, несмотря на серьезные трудности и социальные проблемы. Также есть люди, чьи ценности и идеалы настолько сильны, что они готовы скорее переносить голод и жажду или даже умереть, чем отказаться от них.

Можно допустить, что на разных стадиях становления личнос­ти значение потребностей как источников активности меняется. Очевидно, что в младенчестве решающее значение имеют физио­логические потребности и потребность в принадлежности (эмо­ционально-телесном контакте), в дошкольном возрасте — потреб­ность в общении и присоединении, в юности — потребность в самоуважении, в зрелом возрасте — потребность в самоактуализа­ции. Сказанное не означает, что другие потребности утрачивают свою актуальность. Нет, конечно. Но не они определяют основ­ной вектор становления личности.

Среди существующих т е о р и й п с и х о л о г и ч е с к о г о р а з-в и т и я можно выделить две теории, по-разному трактующие ис­точники становления личности.

Первая рассматривает становление личности как вполне само­стоятельный процесс, который имеет собственные внутренние закономерности, в принципе не зависящие от воспитания и обу­чения человека. Признавая ускоряющее влияние обучения и вос­питания на развитие личности, сторонники данной концепции считают, что изменить внутреннюю последовательность и психо­логические особенности стадий этого процесса нельзя. Характе­ризуя данную концепцию, Л.С.Выготский писал, что обучение и развитие мыслятся как два независимых друг от друга процесса. Развитие ребенка представляется как процесс, подчиненный при­родным законам и протекающий по типу созревания, а обучение понимается как чисто внешнее использование возможностей, ко­торые возникают в процессе развития.

Вторая концепция, развиваемая научной школой Л.С.Выготс­кого, исходит из того, что в основе психического развития лежит специфический процесс присвоения индивидом достижений пред­шествующих поколений, в результате чего происходит воспроиз­ведение в человеке исторически сформировавшихся способнос­тей и функций. С этой точки зрения весь процесс становления личности имеет конкретно-исторический характер. Каждому типу общества присущ вполне определенный путь развития личности, стихийно или целенаправленно определяемый сложившейся в данном обществе системой воспитания и народного образования. Л.С.Выготский подчеркивал, что обучение призвано опережать


развитие, вести его за собой, только тогда оно будет эффектив­ным. Развивающее обучение учитывает не только то, что доступ­но личности в процессе самостоятельной деятельности (зона ак­туального развития), но и то, что она может сделать в сотрудниче­стве с педагогами (зона ближайшего развития).

Завершая рассмотрение вопроса о факторах становления лич­ности, следует подчеркнуть, что решающее значение имеют соци­альные условия (обучение и воспитание); важная роль отводится собственной активности личности, самовоспитанию; биологичес­кие факторы выполняют функции предпосылок, возможностей психического развития.

Движущими силами становления личности являются противоре­чия двоякого рода: между личностью и внешними условиями жиз­недеятельности и обусловленные внутриличностными образова­ниями. Основное диалектическое противоречие находится между сложившимися свойствами личности и объективными требовани­ями ведущей деятельности. Для каждой стадии становления лич­ности характерны свои специфические противоречия. Снятие их приводит к переходу личности на следующую стадию. Детерми­нация становления личности в психологических школах тракту­ется по-разному. Социально-психологические теории рассматри­вают развитие как результат социальной селекции и социализа­ции. Большое значение придается случайности. Психодинамичес­кие теории в качестве детерминант развития рассматривают ин­стинктивные побуждения и эмоционально окрашенный опыт, приобретенный в раннем детстве. Важную роль играет реальная ситуация, которую наблюдает личность в детстве и ранней юнос­ти. Представители психологии развития факторами становления считают психическое развитие ребенка, дошкольное и школьное образование.

Исследование закономерностей становления личности в оте­чественной психологии привело к определению детерминации этого процесса, объективных и субъективных факторов. Актив­ным, производящим началом признаются социальные условия, а следствием отражения этих условий — изменения в субъектах.

Положение о первичности социальной детерминации разви­тия личности не означает полного игнорирования биологических особенностей человека. В отечественной психологии признается влияние биологической сущности человека на личностное разви­тие. Особо подчеркивается ее воздействие на темп и уровень раз­вития.

В какой мере биологическое развитие определяет становление личности? На этот вопрос отечественные психологи отвечают по-разному. Одни придают наследственности в детерминации психи­ческих свойств большее значение, другие — меньшее. А.В.Бру-шлинский, специально проанализировавший проблему предпосы-


лок психического развития личности, пришел к выводу, что на ран­них стадиях онтогенеза биологическое выступает в качестве внут­ренних условий развития. По мере становления личности усилива­ется влияние внешних (социальных) факторов. При этом внешние причины действуют опосредованно через внутренние условия1.

Профессиональное становление специалиста в основном обус­ловлено внешними воздействиями. Однако его нельзя непосред­ственно выводить из внешних условий и обстоятельств, так как они всегда преломляются в жизненном опыте человека, индиви­дуальных психических особенностях, психическом складе. В этом смысле внешнее влияние опосредуется внутренними условиями, к которым и относится своеобразие психики личности, ее соци­альный и профессиональный опыт.

В процессе становления профессионала, увеличения масштаба личности субъект все более выступает фактором своего развития, изменения, преобразования объективных обстоятельств в соот­ветствии со своими личными свойствами. Другими словами, че­ловек может сам сознательно изменять свою профессиональную биографию, заниматься саморазвитием, самосовершенствовани­ем, но и в данном случае этот процесс мотивируется социальным окружением, экономическими условиями жизнедеятельности.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.