Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Личности. Личность — это интегративное качество, поэтому ее продук­тивное становление зависит от жизнедеятельности человека






Личность — это интегративное качество, поэтому ее продук­тивное становление зависит от жизнедеятельности человека. Жиз­недеятельность определяется, прежде всего, окружающей природ­ной средой: географическими и климатическими условиями. Ста­новление личности в горных или равнинных районах, на Юге или на Севере будет существенно отличаться, поскольку природная среда оказывает влияние не только на характер и способности человека, но и на темп и траекторию психического развития, оп­ределяя сценарий становления личности. Природная среда опос­редованно определяет традиционные для данной местности виды трудовой деятельности и особенности культуры коренного насе­ления, обусловливая содержание этнотехнологий.

Существенным фактором становления личности является ее биологическая организация. Необходима нормальная наследствен­ность, чтобы стало возможным психическое развитие. Мозг как биологическое образование — предпосылка появления сознания. Нервная система обладает врожденными органическими предпо­сылками для отражения окружающего мира. Природной предпо­сылкой развития способностей является наличие задатков — не­которых врожденных анатомо-физиологических особенностей мозга и нервной системы. Конечно, они еще не гарантируют раз-80


вития способностей, происходящего под влиянием условий жиз­ни и деятельности, обучения и воспитания человека.

Биологические особенности влияют на становление личности. Во-первых, они обусловливают разные пути и способы развития психических свойств. Сами по себе свойства нервной системы не определяют психических качеств. Ни один нормальный ребенок не рождается «природно предрасположенным» быть смелым или трусливым, настойчивым или безвольным, трудолюбивым или ленивым, дисциплинированным или недисциплинированным. На базе любого типа нервной системы при должном воспитании мож­но выработать все общественно ценные черты характера. Напри­мер, выдержку и самообладание нужно и можно воспитать у пред­ставителя как безудержного типа нервной системы (по И.П.Пав­лову), так и у уравновешенного типа. Только в первом случае это будет труднее сделать, да и к тому же придется прибегнуть к иным путям и способам воспитания. Во-вторых, биологические особен­ности влияют на уровень достижений человека в какой-либо об­ласти. Существуют врожденные индивидуальные различия в за­датках, в связи с чем одни люди могут иметь преимущество перед другими применительно к овладению определенной деятельнос­тью и одновременно уступать им же в отношении возможностей овладения иной деятельностью. Так, ребенок с благоприятными природными задатками развития музыкальных способностей бу­дет при прочих равных условиях быстрее развиваться в музыкаль­ном отношении и добьется гораздо большего, нежели тот, у кого нет таких задатков. В этом смысле люди не равны.

Благоприятные условия для полноценного становления лич­ности — хорошее физическое здоровье и внешние данные. И ко­нечно, огромно влияние пола. Гендерные различия и нормальное психосексуальное развитие определяют своеобразие становления личности.

Личность по своей природе социальна, следовательно, источ­ники развития ее психических свойств, творческой активности находятся в окружающей среде, в обществе.

Социальная среда (в широком смысле слова), целенаправлен­ное обучение и воспитание формируют психические особенности человека, а не служит условием для проявления чего-то изначаль­но данного, генетически строго обусловленного. Особо подчерк­нем решающую роль, которую играют обучение и воспитание как сознательный, целенаправленный процесс взаимодействия стар­шего поколения с младшим для формирования определенных ка­честв личности, отвечающих запросам общества.

Следует также отметить, что личность — это активное, дея­тельное существо, а не пассивный объект влияния среды. Поэто­му условия жизни, внешние воздействия определяют становление личности не прямо, а через процесс взаимодействия человека со


средой, его деятельность в данной среде. И правильнее говорить не о воздействии среды, а о процессе активного взаимодействия человека с окружающей средой.

Становление личности лишь в конечном счете обусловлено внешними условиями и воздействиями. Они всегда опосредуются жизненным опытом, преломляются через индивидуальные пси­хические особенности. Человек как активное существо может и должен сам сознательно изменять свою личность, т.е. заниматься саморазвитием, самовоспитанием. Но и тогда этот процесс моти­вируется средой. Так что и здесь опосредованно сказывается ее влияние. Таким образом, социально организованная и стимули­рованная деятельность человека — основа, средство и условие ста­новления личности.

К социальным факторам становления личности следует также отнести социально-экономические условия жизнедеятельности, систему образования и семью. Достаточный уровень экономичес­кого развития общества благоприятно сказывается на полноцен­ном становлении всех его членов. Вариативное общее образова­ние — важное условие дифференциации траектории становления личности. Нормальные семейные отношения создают благопри­ятный фон для ее бесконфликтного развития.

Важное значение в становлении личности принадлежит ей са­мой, ее активности, проявляющейся в стремлении выйти за рам­ки нормативных требований и предписаний, в феноменах надси-туативной и надролевой активности, в реальных вкладах в других людей1. Вкладывая себя в других, человек вносит изменения в собственные личностные характеристики. Запечатлевая, продол­жая себя в других людях, он удовлетворяет потребность быть лич­ностью, потребность в саморазвитии.

Рассматривая факторы, инициирующие становление личнос­ти, следует также иметь в виду случайные обстоятельства, значи­мые, критические события.

Становление личности имеет два взаимосвязанных измерения. Одно, вертикальное, отражает изменение места человека в социу­ме (социальный статус, роли, достижения, неудачи, потери и др.); другое, горизонтальное, представляет собой временное измере­ние как определенную последовательность стадий личностного развития с характерным для каждой стадии ограничением воз­можных способов реализации, осуществления себя.

Рассмотренные факторы могут иметь разнополярную детерми­нацию, инициируя нормативное и отклоняющееся становление личности (табл. 11).

1 См.: Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии: учеб. пособие. — М., 1998.


Т а б л и ц а 11






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.