Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психологическая поддержка профессионального самоопределения личности






 

Необходимость в психологической поддержке возникает в том случае, когда решение задач профессионального развития сталкивается с трудностями, которые могут вести к появлению отклонений в личностном и профессиональном развитии. Психологическая поддержка осуществляется путем оптимизации психологического состояния человека в результате разрешения или снижения актуальности психологических проблем, препятствующих трудовой, профессиональной, социальной самореализации на каждом из этапов жизни. Помощь может оказаться отдельному человеку или группе людей.

Основными направлениями психологической поддержки являются: психологическая профилактика, психологическое консультирование и психологическая коррекция. Психологическая профилактика включает в себя мероприятия, направленные на предупреждение возникновения проблем неблагополучия личности и коллектива. Психологическое консультирование с целью психологической поддержки направлено на оказание личности помощи в преодолении неблагоприятных (кризисных) ситуаций, адаптации, создании условий, способствующих личностному росту и саморазвитию. Психологическая коррекция предполагает осуществление активного психолого-педагогическое воздействия, направленного на устранение отклонений в психическом и личностном развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений. Для оптимизации используются также методы психотерапии и психологической коррекции.

В психологической поддержке в решении вопросов профессионального самоопределения нуждаются в первую очередь подростки и юноши из неблагополучных семей, воспитанники детских домов, инвалиды, люди, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации.

В работе со взрослыми безработными гражданами одной из распространенных в нашей стране формой работы (психологической поддержки) являются Клубы ищущих работу, организуемые центрами занятости населения. На встречах в клубе безработные получают информацию о рынке труда, обучаются навыкам поиска работы и получают помощь в практическом применении полученных навыков. Клубная форма дает возможность осуществлять психологическую поддержку безработных, основанную на коррекции неблагоприятного психологического состояния и формировании у безработных качеств, способствующих успешному преодолению ситуации безработицы и обеспечению занятости (уверенности в своих силах, адекватной самооценки и т.п.). Основным средством психологической поддержки является социально-психологический тренинг, в ходе которого используются приемы, направленные на снятие тревоги и напряженности, осознание своих потенциальных возможностей, овладение умениями и навыками, необходимыми для обеспечения трудоустройства, моделируются трудные ситуации, связанные с трудоустройством и определяются варианты эффективного поведения. В результате занятий оптимизируется психическое состояние клиента, повышается его самооценка и самопринятие, появляется чувство уверенности.

 

Вопросы по теме

1. Дайте определение понятию «профессиональное самоопределение».

2. Сравните определения понятия профессиональное самоопределение у разных авторов? В чем различия и в чем сходство между этими определениями?

3. Сравните между собой понятия самоопределение, самодетерминация, самореализация и самоактуализация.

4. Назовите основные факторы, оказывающие влияние на выбор профессии?

5. Опишите основные разновидности вариантов самоопределения.

6. Какие ошибки могут быть допущены при выборе профессии школьником?

7. Чем профессиональное самоопределение отличается от личностного и жизненного самоопределения?

8. Что такое психологическая поддержка? В каких случаях возникает необходимость в психологической поддержке? Что является основным результатом помощи в форме психологической поддержки?

 

Литература по теме

1. Большой психологический словарь. Под ред. Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П. М.: 2003.

2. Зеер Э.Ф. Психология профессионального самоопределения в ранней юности: Учеб. Пособие / Э.Ф. Зеер, О.А. Рудей. – М.: Издательство МПСИ; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2008.

3. Климов Е.А. Как выбирать профессию. М.: Просвещение, 1991.

4. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.

5. Поваренков Ю.П. Психологическое содержание профессионального становления человека. – М.: Изд-во «УРАО», 2002.

6. Пряжников Н.С. Теория и практика профессионального самоопределения. Учебное пособие. – М.: МГППИ, 1999.

7. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М.: 1996.

8. Соломин И.Л. Современные методы психологической экспресс-диагностики и профессионального консультирования. М., Изд-во: Речь, 2006.

 

Вопросы для самопроверки

(??)Профессиональное развитие личности(??)

(??)Критерии эффективности профессионального самоопределения: степень учета (исключите неверный вариант ответа)

(?)Интересов и склонностей

(?)Способностей и возможностей

(!)Профессий родителей

(?)Потребностей рынка

(??)В каком из вариантов стадии профессионального развития по Климову Е.А. расставлены по порядку?

(!)Оптант, адепт, адаптант, интернал

(?)Адепт, оптант, адаптант, интернал

(?)Оптант, адаптант, адепт, интернал

(?)Оптант, адаптант, интернал, адепт

(??)Высшая стадия профессионального развития человека как субъекта профессиональной деятельности

(?)Профессиональное самосовершенствование

(?)Профессиональная адаптация

(!)Профессиональная самореализация

(?)Профессиональное самоопределение

(??)Человек, способный самостоятельно принимать решение в ситуациях профессионального самоопределения

(?)Адепт профессионального самоопределения

(?)Фактор профессионального самоопределения

(?)Объект профессионального самоопределения

(!)Субъект профессионального самоопределения

(??)В периодизации Е.А. Климова стадия ____________ – высший уровень работы любого специалиста.

(!)Наставника

(?)Мастера

(?)Гуру

(?)Профессионала

(??)Ивану нравиться читать книги о новейших достижениях в области техники, технических устройствах, механизмах и приспособлениях. Это означает, что у Ивана есть

(!)Интерес к технике

(?)Склонность к технике

(?)Технические способности

(?)Техническая одаренность

 

 

Тема дискуссии: Самоопределение в современном мире: вызовы самоопределяющейся личности.

 

https://www.youtube.com/watch? v=19hpl9JiEmA

Пряжников Н.С. Сущность профессионального самоопределения. Фрагмент дистанционного видеокурса «Психология профессионального самоопределения» факультета дистанционного обучения МГППУ.

1. Как понимает Пряжников Н.С. сущность профессионального самоопределения?

2. Каким образом самоопределение связано с поиском смысла?

3. Что значит самоопределиться? Ответ на какой вопрос является ключевым для самоопределения?

4. Сравните определение Пряжникова Н.С. с другими определениями.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.