Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






История профориентации в России






 

Первые исследовательские работы по профессиональной ориентации были проведены Педагогическим музеем при Московском Учительском доме (1912–1917 гг.). В результате ряда исследований учащихся различных типов школ, выяснялось, какие профессии привлекают наибольшее внимание, ставились вопросы о причинах, побуждающих юношей выбирать те или иные профессии.

Активно вопросами профориентации в России стали заниматься в середине 20-х годов. Создаваемая по образцу западной советская психотехника включала в себя отрасли, разрабатывающие проблемы оказания помощи в выборе профессии. В Центральном институте труда (ЦИТ), основанном в 1921 г. была создана особая лаборатория, занимавшаяся профориентацией.

В 1927 г. В.М. Бехтеревым было основано Бюро профконсультации Наркомтруда. Основная задача бюро заключалась в рациональном распределение рабочей силы. За несколько лет своего существования в бюро прошли обследования более 7 миллионов человек. С открытием в последующие годы подобных учреждений в Ленинграде, Перми, Свердловске, Ярославле, Твери сформировалась целая сеть бюро профконсультаций.

 

 

Рис.4. Бехтерев В.М.

 

В соответствии с основополагающими идеями марксистско-ленинской педагогики в задачи школьного обучения включалась подготовка детей к активной трудовой деятельности. Советская школа должна была давать общеобразовательную и политехническую основу, на которой строилась подготовка человека к любой профессии. Соединенный с обучением произвольный труд выступал как мощный фактор воспитания и подготовки учащихся к выбору своего жизненного пути.

Программа подготовки «хорошего работника» в школе, разработанная одним из основателей трудовой политехнической школы П.Т. Блонским, обосновывала необходимость проведения профориентационной работы уже с начальных классов.

 

 

Рис.5. Блонский П.Т.

 

В 1924 г. с целью создания кадрового резерва для различных отраслей народного хозяйства и культуры, старшие классы школы-девятилетки были профессионализированы. Были созданы школы с кооперативно-торговым, производственно-техническим, административно-хозяйственным, культурно-просветительным уклонами, организованы школы крестьянской молодёжи и фабрично-заводские семилетки, в которых давались общеобразовательные знания, прививались конкретные навыки и умения.

Практической профориентационной работой в школах занимались преимущественно педологи. В своей работе педологи использовали психологические тесты, дающие основания дифференцировать школьников в зависимости от уровня развития способностей. Абсолютизация результатов тестирования, ведущая к тому, что на основе исключительно только тестовых баллов принимались серьезные решения, касающиеся судьбы школьника, наравне с некритическим использованием созданных на западе («буржуазных») тестов, привели к обоснованной критике педологии и психотехники. Однако на фоне идеологических перегибов 30-х годов, вместо научных дискуссий, постановлением коммунистической партии «О педологических извращениях в системе Наркомпросов» педология и психотехника были запрещены. Идеология социального равенства, проповедуемая коммунистической партией, оказалась несовместимой и с фактом существования индивидуальных различий. Массовые стройки социализма нуждались в людях рабочих профессий, где производительность труда определялась, прежде всего, трудовым энтузиазмом, а не способностями. Печальным итогом этого этапа истории профориентации в СССР стало то, что многие известные педологи и психотехники в конце 30-х годов были подвергнуты репрессиям.

После окончания Великой Отечественной войны, на XIX съезде КПСС был снова поставлен вопрос о политехническом обучении молодёжи. Принятый в 1958 г. «Закон об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР» может рассматриваться как один из этапов в развитии профориентации учащихся в нашей стране. Тем не менее, полноценное возрождение профориентации в СССР началось только в 70-х годах во многом благодаря работам Евгения Александровича Климова, в то время сотрудника Института профессионально-технического образования. Е.А. Климов внес значительный вклад в разработку теоретических и методических основ профессиографии и психологии выбора профессии. Классификация профессий Климова известна каждому специалисту, занимающемуся профориентационной работой, как и популярная методика ДДО (дифференциально-диагностический опросник), разработанная для выявления профессиональных интересов, которая помогла многим школьникам определиться с выбором будущей профессии.

 

 

Рис.6.Климов Е.А.

 

80-е годы можно назвать золотым веком в истории российской профориентации. Было издано постановление «О реформе общеобразовательной и профессиональной школы» (1984), которое дало значительный импульс для развития профессиональной ориентации. Основной акцент был сделан на работе со школьниками. В школах стали открываться кабинеты профориентации, был введен обязательный для всех учащихся предмет «Основы производства. Выбор профессии». Одним из создателей этого профориентационного курса была Чистякова Светлана Николаевна.

 

 

Рис.7. Чистякова С. Н.

 

Во многих областных центрах СССР были созданы региональные центры профориентации молодежи, финансируемые министерством образования и министерством труда. В Центры профориентации пришли на работу высококвалифицированные психологи. Многие центры отрывали консультационные пункты в своем регионе. Выделились отдельные центры, которые стали разрабатывать новые подходы в организации и методике профконсультирования. Ленинградский, Таллиннский, Тартуский центры профориентации проводили исследовательскую работу, была создана система повышения квалификации для психологов-профконсультантов. Позднее роль лидера занял Ярославской областной центр профориентации «Ресурс» (https://resurs-yar.ru/psihologiya_obrazovaniyu/). Центр был создан в 1987 г. и до настоящего времени предоставляет широкий спектр услуг разным категориям населения: школьникам, студентам, безработным, работающему населению.

Именно Ярославский центр профориентации стал новой моделью организационно-методического обеспечения профориентации и психологической поддержки населения. Центр известен своими научными публикациями, методическими разработками, на базе центра проводились учебно-методические семинарами и курсы повышения квалификации.

Переход на рыночную экономику в 90-е годы после распада СССР, отказ от государственного планирования и утрата гарантированного трудоустройства, привели к появлению массовой безработицы. В целях оказания содействии трудоустройству граждан была создана государственная служба занятости, основные функции которой заключались в профессиональном переобучении, профориентации и психологической поддержке взрослых людей, потерявших работу. Бюджетное финансирование центров профориентации значительно уменьшилось. Центры стали обслуживать службу занятости, переключившись на предоставление профориентационных услуг безработным взрослым.

В 1996 году Министерство труда и социального развития, в которое вошла Федеральная государственная служба занятости населения, выпустило «Положение о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации». Авторы постановления исходили из того, что эффективное проведение кадровой политики и управление трудовыми ресурсами государства определяется во много качеством и масштабами профориентационной работы с молодежью.

Становление системы профориентации молодежи и взрослых людей в службе занятости во многом связано с работой коллектива психологов Санкт-Петербургской городской службы занятости под руководством М.А. Бендюкова и И.Л. Соломина, заложивших нормативные, организационные, кадровые и методические основы психологического профконсультирования. На базе службы занятости были разработаны новые эффективные методики профессиональной психодиагностики, индивидуального и группового консультирования; подготовлены методические пособия и популярные издания для школьников и других категорий населения, озабоченных проблемой профессионального самоопределения, сняты видеофильмы для профориентации молодежи.

Значительный вклад в развитие современной системы профориентации в нашей стране внесли работы Н.С. Пряжникова, активно занимающегося разработкой проблемы активизации профессионального самоопределения. Н.С.Пряжников известен как автор многих активизирующих профориентационных методик и активных методов профконсультирования.

 

 

Рис.8. Пряжников Н.С.

 

В конце 2003 года было прекращено бюджетное финансирование центров профориентации, большинство центров было ликвидировано.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.