Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Современное состояние профориентации в России






 

В 90-е годы в стране сложилась система профориентационной поддержки населения, ориентированная на разные категории населения от школьников до взрослых людей. Создаваемые центры и службы хорошо финансировались, активно осваивались хорошо себя зарекомендовавшие на практике зарубежные технологии, велась научно-методическая работа, оригинальные диагностические и активизирующие методики разрабатывались отечественными специалистами, была создана система подготовки и повышения квалификации профконсультантов.

В начале XXI века в связи со значительным сокращением финансирования из государственного бюджета многие психологические центры и центры профессиональной ориентации были закрыты или вынуждены перейти на оказание платных услуг. Это привело к значительному сворачиванию профориентационной работы. Государство практически сняло с себя всякую ответственность за профориентацию и психологическую поддержку населения, хотя в отдельных регионах, например, в Москве и Московской области сохранились и в целом успешно развиваются отдельные центры профориентации, находящиеся на содержании региональных бюджетов.

В настоящее время профориентационные услуги наряду с помощью в поиске места работы и трудоустройстве оказывают подразделения (департаменты, службы) Министерства труда и занятости РФ. В последнее время профконсультанты Минтруда стали проводить работу и со школьниками (мониторинг профессиональных предпочтений и планов, ярмарки профессий, индивидуальнее и групповые консультации), однако достаточно часто имеющиеся средства расходуются нерационально, масштабность проводимых мероприятий оборачивается их низкой эффективностью. Профориентационные услуги предоставляются также на платной основе в коммерческих центрах (например, Лаборатория «Гуманитарные технологии» – https://www.ht.ru/cms/). Проводится профориентационная работа в образовательных учреждениях и профессиональных учебных заведениях.

В обязанности школьной психологической службы вменены обязанности заниматься профориентацией, однако эта работа выполняется формально, часто по собственной инициативе или по инициативе администрации, хотя реально в школе гораздо больше возможностей для систематической, глубокой профориентационной работы с учащимися. Отмечается, что педагоги-психологи мало обеспечены необходимыми средствами, методиками и информационными материалами, необходимыми для полноценной профориентационной работы. В силу этих обстоятельств профессиональное самоопределение выпускников школ происходит стихийно, без участия специалистов.

В обязанности специалистов служб занятости в настоящее время входит также проведение профориентационной работы со школьниками, однако стоит признать, что сложнейшие проблемы самоопределения приходится решать в спешке и часто специалисты не имеют достаточной квалификации для работы со школьниками.

Профессиональные учебные заведения только в последнее время стали проявлять заинтересованность в профориентации в условиях обостряющейся конкуренции профессиональных учебных заведений между собой за привлечение к поступлению абитуриентов с высокими баллами ЕГЭ и мотивированных на получение профессии. Повысился и интерес вузов в эффективном трудоустройстве и успешной карьере своих выпускников в связи с новыми требованиями к показателям эффективности работы учебных заведений. Благополучие, а зачастую и выживание вуза, финансирование и количество преподавательских ставок зависит от того, сколько студентов принято на обучение.

Перспективы развития школьной профориентации связываются с появлением Концепции модернизации российского образования. Приоритетным направлением Концепции является введение профильного обучения в старшей школе. Цель профильного обучения – профессиональная ориентация учащихся, подготовка к получению профессионального образования. Ожидается, что реализации положений концепции сделает востребованным весь арсенал методических средств профессиональной ориентации (психодиагностика, профессиональное консультирование, тренинги, активизирующие методы) и позволит организовать профориентационную работу в школе на систематической основе, позволяющей обеспечивать постоянное сопровождение процесса самоопределения школьников.

 

Вопросы по теме

1. Каковы основные достижения профориентации в России в 20–30 годы? Каким образом развитие профориентации в этот период было связано с государственной идеологией?

2. Какой вклад в развитие профориентации в нашей стране внесли труды Е.А. Климова?

3. Дайте краткую характеристику развитию профориентации в нашей стране в 70-е, 80-е и 90-е годы.

4. Каким образом переход к рыночной экономике повлиял на развитие системы профориентации в России?

5. Какие периоды в истории развития профориентации в нашей стране были наиболее благоприятными для ее развития? Какие наименее благоприятными?

6. Каким образом была организована работа региональных центров профориентации в 80-е годы XX века в нашей стране?

7. Каковы особенности организации профориентационной работы со школьниками в США и Японии? В других развитых странах. Для ответа на вопрос используйте Интернет источники.

8. Охарактеризуйте состояние профориентации в России на современном этапе. Каким образом изменения в системе образования связаны с развитием профориентации?

 

Литература по теме

 

1. Климов Е.А., Носкова О.Г. История психологии труда в России: Учебное пособие. – М.: Изд-во МГУ, 1992.

2. Пряжников Н.С. Теория и практика профессионального самоопределения. Учебное пособие. – М.: МГППИ, 1999.

3. Соломин И.Л. Современные методы психологической экспресс-диагностики и профессионального консультирования. М., Изд-во: Речь, 2006.

Вопросы для самопроверки

(??)История возникновения и развитие профориентации(??)

(??)Возникновение профориентации связывают с именами

(!)А.Х. Мюнстерберг

(!)Б.Ф. Парсонс

(?)В.Д. Сьюпер

(?)Г.Д. Голланд

(??)Постановление ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе Наркомпросов», запретившее психотехнику и педологию вышло

(?)в 1946 году

(?)в 1930году

(?)в 1926 году

(!)в 1936 году

(??)Возрождение профориентации в СССР в 70-х годах связано с именем

(!)Климова Е.А.

(?)Пряжникова Н.С.

(?)Гуревича К.М.

(?)Забродина Ю.М.

(??)В 80-е годы в качестве обязательного предмета для школьников был введен курс:

(?)«Технология поиска работы»

(!)«Основы производства. Выбор профессии»

(?)«Профориентация»

(?)«В поисках себя»

(??)Содержание курса «Развитие карьеры», который преподается в школах США направлено (исключите неверный вариант)

(?)Самопознание

(?)Знакомство с возможностями образования и профессиями

(!)Профессиональные пробы

(?)Планирование карьеры

(??)К развитию профориентации в нашей стране имеет отношение возникшие в начале двадцатого века области психологического знания:

(?)Психологика и педагогика

(?)Психотехника и психомеханика

(!)Педология и психотехника

(?)Педография и психотехника

 

 

Тема для дискуссии: «Специалист современности»

Посмотрите видеозапись лекции Алтухова В.В.

Согласны ли вы с лектором? Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать «специалист современности»?

 

https://univertv.ru/video/psihologiya/socialnaya_psihologiya/lekciya_proforientaciya_vzglyady_tehnologii_koncepcii/istoriya_razvitiya_proforientacii_lekciya_proforientaciya_vzglyady_tehnologii_koncepcii_ch1/

Алтухов В.В. психолог-консультант, руководитель научно-методического Центра тестирования «Гуманитарные технологии» История развития профориентации. В.В. Алтухов рассказывает о том, как в обществе появилась необходимость выбирать профессию, как выглядит современный специалист и о роли профориентации в современном обществе.

1. Каким образом профориентация связана с развитием общества?

2. Какими чертами обладает «специалист современности»?

3. Что определяет выбор профессии в жизни современного человека?

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.