Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Профессиональное разделение труда






Понятие профессии является основным в профессиональной ориентации. Так, школьников знакомят с миром профессий, специалисты оценивают профессиональную направленность, студенты осваивают азы профессии и т.д. В истории человечества профессии возникли в связи с общественным разделением труда и появлением рыночных отношений. Появилась специализация по видам труда. Люди стали обмениваться между собой продуктами своего труда. Со временем возникла сеть профессиональных учебных заведений, осуществляющих подготовку к профессиональной деятельности.

В настоящее время насчитывается более 50 тысяч профессий, каждый год появляются новые профессии и перестают существовать устаревшие. Характеристики профессий отражают содержание деятельности, определяемое местом работников в системе разделения труда в обществе. Профессиональное разделение труда также связано с особенностями организации и технологией производства (горизонтальное распределение труда), организацией управления данным видом деятельности (распределение труда по вертикали).

Понятия профессии, специальности и должности. Профессиональное разделение труда определяет распределение работников по профессиям и специальностям. Профессией принято называть обусловленный разделением труда вид трудовой деятельности человека, требующий определенной подготовки и являющийся источником доходов. Под профессией также понимается сообщество людей, занимающихся определенным видом профессиональной деятельности. Т.о. полагается, что человек владеющий профессией, обладает специальными знаниями и навыками, которые он приобрел в процессе профессионального обучения (и этим он отличается от дилетанта), он получает за свой труд материальное вознаграждение (отличаясь тем самым от любителя) и вместе с другими людьми, имеющими данную профессию, образует профессиональное сообщество («мы – педагоги»), отличающееся от других профессиональных сообществ (например, экономистов).

Профессиональные сообщества имеют свои особые нормы поведения, традиции, ценности, свою «профессиональную картину мира», сквозь призму которой представители профессии воспринимают окружающий мир. Интересно высказывание Бернарда Шоу, известного английского писателя и драматурга: «Все профессии – это заговор специалистов против профанов».

Родственными к понятию профессия являются понятия специальность и должность. Специальностью принято называть специализацию или разновидность деятельности в рамках одной профессии. Профессия учителя может иметь специальности учитель физкультуры и учитель музыки. Несмотря на очевидные различия между этими двумя специальностями, между ними также имеется и много общего: предмет труда, используемые средства труда и т.д.

Специальностью также называют отдельную отрасль науки, техники или искусства, по которой осуществляется подготовка в учреждениях высшего или среднего профессионального образования. Название специальности указывается в дипломе. В последнее время в связи с появлением новых Федеральных образовательных программ появились термины «направление подготовки» и «профиль». Например, у выпускника педагогического вуза (факультета, института) в документе об окончании бакалавриата (первая ступень высшего образования) указывается направление профессиональной подготовки. У выпускников учреждений начального профессионального образования (профессиональных училищ, лицеев и некоторых колледжей), в документе о завершении обучения указывается название профессии.

Должность – это совокупность трудовых обязанностей, которые работник выполняет на определенном рабочем месте. В названии должности часто используются такие прилагательные или приставки как главный, ведущий, старший, дежурный, ответственный, исполнительный, генеральный, вице-. Например, ведущий специалист, главный врач, младший научный сотрудник. Руководители занимают руководящие должности директора, заведующего, начальника и т.п.

Несмотря на то, что приведенные термины широко используются в различных нормативных документах (например, «Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР)», сами эти документы не содержат точных определений. Это приводит к путанице в их употреблении.

Время, которое тратится на профессиональную подготовку, зависит от сложности профессии: в процессе обучения в профессиональном учебном заведении закладываются основы владения профессий, профессиональное мастерство, обеспечивающее высокий уровень профессиональных достижений, достигается с опытом и требует времени.

Выполнение человеком своих профессиональных обязанностей называется трудовой деятельностью. То, на что направлен труд, получило название предмета труда. Результатом трудовой деятельности является преобразование предмета труда. Преобразованный предмет труда приобретает полезные свойства и становится материальной или культурной ценностью. Благодаря новым свойствам предметы труда удовлетворяют потребности человека.

В процессе трудовой деятельности человек использует средства труда. Средства труда требуются для оказания воздействия на предметы труда. К средствам труда относят орудия труда (машины, механизмы, инструменты, другие приспособления), а также здания и сооружения, обеспечивающие необходимые условия для эффективного использования орудий труда.

Определить предмет труда для конкретной профессии не всегда легко, однако это важно, например, для разработки программ профессионального обучения. Например, предмет труда водителя по Климову Е.А. – ситуация неопределенности при перемещении груза.

Средства труда – это любая реальность, дающая возможность взаимодействовать с предметом труда сообразно его цели. К средствам труда относятся: вещественные средства, орудия труда (средства познания и средства воздействия на предметную ситуацию); внешние функциональные средства труда (выразительные средства поведения и речи, организм человека); внутренние функциональные средства труда (невербальные и вербальные). Характеризуя трудовую (профессиональную) деятельность говорят также о содержании труда, характере и условиях труда (см. глоссарий).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.