Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психологические классификации профессий






Профессии принято объединять в группы в соответствии с установленными критериями: отрасль экономики, цель труда, характер труда, уровень образования и т.д. В профориентации используются классификации, объединяющие профессии по психологическим признакам.

 

Психологическая классификация профессий Климова Е.А. Наиболее известной в нашей стране является четырехъярусная обзорная классификация профессий Е.А. Климова, разработанная для профориентационной работы со школьниками. В этой классификации каждая профессия представляется как многопризнаковый объект. В качестве классификационных признаков (оснований классификации) используются такие характеристики профессий как предмет труда, цель труда, средства труда и условия труда. Основания классификации формируют уровни – ярусы: предмет труда (первый ярус), цели труда (второй ярус), средства труда (третий ярус) и условия труда (четвертый ярус).

На первом ярусе выделяется пять типов профессий по предметному содержанию труда (Ч – человек, П – живая природа, Т – техника и неживая природа, З – знак, X – художественный образ) (см. Табл. 4). Второй уровень представлен классами профессий. Классы различаются по преобладающей цели трудовых задач (П – преобразовательные, Г – гностические, И – изыскательские). На третьем уровне выделяются отряды профессий, различаемые по используемым орудиям труда (Р – ручные, М – механизированные, А – автоматизированные, Ф – функциональные).

Последний, четвертый ярус включает группы профессий, классифицируемых по условиям труда и их требованиям к человеку (Б – бытовые условия труда, О – работа на открытом воздухе, Н – необычные условия труда, связанные с наличием факторов вредности для здоровья, опасности, М – особые требования профессии к моральным качествам субъекта труда).

 

Таблица 1. Классификация профессий Е.А. Климова

Тип профессии ПРЕДМЕТ ТРУДА Примеры профессий
Человек – живая природа Растительные и животные организмы, микроорганизмы и условия их существования Мастер-плодоовощевод, агроном, зоотехник, ветеринар, микробиолог).  
Человек – человек Социальные системы, сообщества, группы населения, люди разного возраста Продавец, парикмахер, инженер-организатор производства, врач, учитель, социальный работник).
Человек – техника Технические объекты (машины, механизмы), материалы, виды энергии. Слесарь-сборщик, техник-механик, электрослесарь, инженер-электрик, техник-технолог
Человек – знаковая система Естественные и искусственные языки, условные знаки, символы, цифры, формулы Оператор фотонаборного автомата, программист, чертежник-картограф, математик, редактор издательства, языковед
Человек – художественный образ Явления, факты художественного отображения действительности Художник-декоратор, концертный исполнитель, артист балета, актер

 

Большинство профессий достаточно сложно отнести однозначно к одному из пяти типов. По этой причине для каждой профессии определяют, какие предметы труда и в какой степени ей больше всего соответствуют. Может быть выделено до 3-х предметов труда. Подобный результат можно получить, анализируя принадлежность профессии к отряду, группе и классу. Рассматривая конкретную профессию по указанным основаниям, можно составить ее «формулу». Зеер приводит пример формулы для профессии водителя пассажирского такси.

 

Таблица 2. Формула профессии водителя пассажирского такси

I ярус II ярус III ярус IV ярус
Т2Ч2 32 П3 Г2И1 P1М3 Ф2 О2 Н3 М2

 

Цифровой индекс справа внизу от буквы означает степень сходства. Он может принимать значения от 3 – максимальное сходство, до 1 – минимальное). Анализ содержания формулы предоставляется читателю.

На практике из-за сложности классификации профессий по критериям целей, средств и условий труда используется только один классификационный признак – предмет труда, позволяющий выделять пять типов профессий.

Соломин с коллегами (Степанов А.Н., Соломин И.Л., Калугин С.В., 1994,) добавили к классификации профессий по предмету труда деление профессий по критерию характера труда: алгоритмический (исполнительский) и эвристический (творческий). Результатом такой модификации стала карта профессий, включающая в себя десять профессиональных групп (Табл. 3)

 

 

Рис.1. Соломин И.Л.

 

Таблица 3. Карта профессий

Типы профессий по предмету труда Классы профессий по характеру труда Задачи труда Способности работника
Алгоритмический, исполнительский (А) Эвристический, творческий (Б)
«Человек-человек» (1) Медицинская сестра, Официант, Охранник, Продавец, Фельдшер Воспитатель, Врач, Менеджер, Психолог, Социальный работник, Учитель, Юрисконсульт Медицинское обслуживание, обучение и воспитание, бытовое обслуживание, торговля, правовая защита, управление людьми Установление и поддержание контактов, понимание людей, влияние на других, выдержка и доброжелательность, речевые способности
«Человек-техника» (2) Бетонщик, Водитель, Каменщик, Кондитер, Маляр, Машинист, Швея Инженер, Пилот гражданской авиации, Техник Обработка материалов и изделий, сборка и наладка технических устройств, эксплуатация и ремонт техники, промышленность, транспорт, связь, строительство Наглядно-образное мышление, пространственные представления, техническая осведомленность и сообразительность, хорошие двигательные навыки, ловкость
«Человек- «информация» (3) Кассир, Корректор, Налоговый инспектор, Почтальон Логистик, Маркетолог, Переводчик, Программист, Экономист Работа с текстами, таблицами, схемами, сигналами, информация и связь, финансы Отвлеченное мышление, оперирование числами, длительное и устойчивое сосредоточение внимания, усидчивость
«Человек-искусство» (4) Закройщик, Парикмахер, Повар, Портной Архитектор, Дизайнер, Журналист, Модельер, Музыкант Создание и воспроизведение художественных произведений, создание чувства удовольствия, искусство Художественный вкус, эстетическая чувствительность, богатое и яркое воображение
«Человек-природа» (5) Животновод, Зоотехник, Плодоовощевод, Фермер Агроном, Ветеринарный врач, Геолог, Метеоролог, Фармацевт, Химик Изучение живой и неживой природы, уход за растениями и животными, профилактика и лечение заболеваний растений и животных Наблюдательность, ориентирование в условиях непредсказуемости и отсроченности результатов, выносливость и терпеливость
Задачи труда Выполнение решений, работа по заданному образцу, соблюдение имеющихся правил и нормативов, следование инструкциям, стереотипный подход к решению проблем Анализ, исследование, испытание, контроль, планирование, организация и управление, конструирование, проектирование, разработка новых образцов, принятие нестандартных решений  
Способности работника Стандартное мышление, практичность, исполнительность Независимое и оригинальное мышление, высокий уровень умственного развития

 

Карта профессий может быть использована для того, что познакомить клиента с классификацией профессий, требованиями, которые предъявляются профессиями к человеку. Каждая группа включает несколько сходных между собой по психологическим признакам профессий. Некоторые профессии могут быть отнесены к двум и более типам и классам в зависимости специализаций.

Конкретные названия профессий, помещаемые в клетки таблицы, могут меняться в зависимости от региона по усмотрению консультанта. В этом случае карта может использоваться для беседы о возможностях трудоустройства и профессионального обучения.

Классификация профессий Дж. Голланда. Широко используемая в США и других странах классификация Джона Голланда (J. Holland) была разработана в 1966 г. В основе – психологическая концепция, объединившая теорию личности с теорией выбора профессии. Голланд полагал, что из всех составляющих структуру личности компонентов наиболее значимой подструктурой является направленность. Направленность включает в себя такие качества как ценностные ориентации, интересы, установки, отношения, мотивы. Именно направленность в первую очередь определяет успешность профессиональной деятельности.

 

 

Рис.2. Голланд Дж.

 

Устойчивые сочетания компонентов направленности образуют шесть профессионально ориентированных типов личности: реалистический, интеллектуальный, социальный, конвенциональный (ориентированный на общепринятые нормы и традиции), предпринимательский и артистический. Для удобства типы часто обозначаются первыми буквами их названий, английскими или русскими. Отсюда одно из названий теории – теория RISCEA (в английской версии).

Модель (описание) каждого типа личности по Голланду строится по следующей схеме: цели, ценности, интересы, способности, предпочитаемые профессиональные роли, возможные достижения и карьера.

Каждому типу личности соответствует определенная профессиональная среда. Тип профессиональной среды определяется кругом выполняемых задач и особенностями людей, образующих профессиональное сообщество схожими ценностями, нормами, эмоциональные предпочтениями, профессионально значимыми качествами и поведением. Реалистическая среда связана с созданием материальных ценностей, обслуживанием техники и технологических процессов, интеллектуальная – с умственным трудом, социальная – с предоставлением социальных услуг (обучение, медицинская помощь и т.п.), конвенциональная – с четко структурированной деятельностью, предпринимательская – с бизнесом и управлением людьми, артистическая – с творческой активностью.

Согласно теории Дж. Голланда, успех в профессиональной деятельности и удовлетворенность трудом зависят во многом от степени соответствия типа личности и типа профессиональной среды.

Голланд создал схему оценки приспособленности различных типов личности к разным профессиональным средам, изобразив ее в виде шестиугольника, а также в виде таблицы. В таблице представлены примерные соотношения типов личности и типов профессиональной среды (Табл.4).

 

Таблица 4. Соотношения типов личности и типов профессиональной среды

Тип личности Тип профессиональной среды
  Р И С К П А
Р ++ + -- + - -
И + ++ -- + - -
С -- - ++ - + +
К + - - ++ + --
П - -- + + ++ -
А - + + -- - ++

Плюсами и минусами отмечена степень соответствия: «++» – сильно соответствует, «+» – соответствует, «-» – не соответствует, «--» – сильно не соответствует.

Для анализа соответствия типов личности типов среды также может быть использована фигура шестиугольника (Рис. 3). В шестиугольнике каждый из углов обозначает один из 6 типов личности и среды. Типы личности (и профессий), расположенные на соседних углах шестиугольника, имеют между собой определенное сходство. Наиболее далекие по своим характеристикам типы находятся друг напротив друга.

 

Рис. 3. Шестиугольник профессиональных типов Д. Голланда

Таблица 5. Описание типов личности по Дж. Голланду

Тип Психологические характеристики, особенности личности, способности Ориентация, направленность, предпочтения Профессиональная среда Примеры конкретных профессий
1. Реалистичный (Р) Активность, агрессивность, деловитость, настойчивость, рациональность, практическое мышление, хорошие двигательные навыки, пространственное воображение, технические способности Конкретный результат, настоящее, вещи, предметы и их практическое использование, занятия, требующие физического развития, ловкости, отсутствие ориентации на общение Техника, сельское хозяйство, военное дело. Решение конкретных задач, требующих подвижности, двигательных умений, физической силы. Социальные навыки нужны в минимальной мере и связаны с приемом-передачей ограниченной информации. Механик, электрик, инженер, фермер, зоотехник, агроном, садовод, автослесарь, шофер и т.д.
2. Интеллектуальный (И) Аналитический ум, независимость и оригинальность суждений, гармоничное развитие языковых и математических способностей, критичность, любознательность, склонность к фантазии, интенсивная внутренняя жизнь, низкая физическая активность Идеи, теоретические ценности, умственный труд, решение интеллектуальных творческих задач, требующих абстрактного мышления, отсутствие ориентации на общение в деятельности, информационный характер общения, Наука. Решение задач, требующих абстрактного мышления и творческих способностей. Межличностные отношения играют незначительную роль, хотя необходимо уметь передавать и воспринимать сложные идеи. Физик, биолог, программист и др.
3. Артистический (А) Воображение и интуиция, эмоционально сложный взгляд на жизнь, независимость, гибкость и оригинальность мышления, хорошие двигательные способности и восприятие Эмоции и чувства, самовыражение, творческие занятия, избегание деятельности, требующей физической силы, регламентированного рабочего времени, следования правилам и традициям Изобразительное искусство, музыка, литература. Решение проблем, требующих художественного вкуса и воображения Музыкант, художник, фотограф, актер, режиссер, дизайнер и т.д.
4. Социальный (С) Умение общаться, гуманность, способность к сопереживанию, активность, зависимость от окружающих и общественного мнения, приспособление, решение проблем с опорой на эмоции и чувства, преобладание языковых способностей Люди, общение, установление контактов с окружающими, стремление учить, воспитывать, избегание интеллектуальных проблем. Образование, здравоохранение, социальное обеспечение, обслуживание, спорт. Ситуации и проблемы, связанные с умением разбираться в поведении людей, требующие постоянного личного общения, умения убеждать. Врач, педагог, психолог и т.п.
5. Предприимчивый (П) Энергия, импульсивность, энтузиазм, предприимчивость, агрессивность, готовность к риску, оптимизм, уверенность в себе, преобладание языковых способностей, хорошие организаторские качества Лидерство, признание, руководство, власть, личный статус, избегание занятий, требующих усидчивости, большого труда, двигательных навыков и концентрации внимания, интерес к экономике и политике Решение неясных задач, общение с представителями различных типов в разнообразных ситуациях, требующее умения разбираться в мотивах поведения других людей и красноречия Бизнесмен, маркетолог, менеджер, директор, заведующий, журналист, дипломат, юрист, политик и т.д.
6. Конвенциальный тип (К) Способности к переработке числовой информации, стереотипный подход к проблемам, консервативный характер, подчиняемость, зависимость, следование обычаям, конформность, исполнительность, преобладание математических способностей Порядок, четко расписанная деятельность, работа по инструкции, заданным алгоритмам, избегание неопределенных ситуаций, социальной активности и физического напряжения, принятие позиции руководства Экономика, связь, расчеты, бухгалтерия, делопроизводство, требующие способностей к обработке рутинной информации и числовых данных Бухгалтер, финансист, экономист, канцелярский служащий и др.  





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.