Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Славянофилы и западники в духовной жизни России начала 19-го века.






Николай I – произвел множество реформ, одна – касалась образования. Появились студенты, которые после 1–2 курсов учиться не хотели, их называли интеллигентами.

Интеллигент – это настрой души. Первым интеллигентом можно назвать Радищева. До начала 19 века российской философии не было, но, возникнув, за небольшой отрезок времени она сделала грандиозный рывок. К началу 19 века стала формироваться русская философская проблематика. Одна из причин связана с войной 1812 года, с восстанием декабристов. Два направления: славянофильство и западничество.

Славянофильство, яркими представителями которого были Алексей Степанович Хомяков (1804–1860) и Иван Васильевич Киреевский (1806–1856). В центре их внимания находились судьбы России и ее роль в мировом историческом процессе. Тем более что западная культура, по их мнению, уже завершила круг своего развития и клонится к упадку.

Славянофилы развивали основанное на религиозных представлениях учение о человеке и обществе, проявившееся в учении о «внутреннем средоточии духа» (Киреевский). Достижение целостности человека славянофилы усматривали в идее общины, духовной основой которой является русская православная церковь. Первоначало всего сущего, согласно Хомякову, – «водящий разум», или Бог.

славянофилы объективно были выразителями перехода России от феодально-крепостнического строя к буржуазной монархии. Идея – Россия, возвратив утраченные ценности, должна оказаться впереди всех, миссионерская роль.

Западники. «В России победит социализм не потому, что он прав, а потому что неправы его противники».

В России, при всей привлекательности развития западной культуры, существовали недостатки: атеизм, преступность и т.д., должна взять все лучшее и тогда она сможет оказаться впереди всей планеты

К западникам относятся выдающиеся мыслители – В.Г. Белинский (1811–1848), Н.Г. Чернышевский (1828–1889), Н.А. Добролюбов (1836–1864), Д.И. Писарев (1840–1868), А.И. Герцен (1812–1870)

Чернышевский, испытавший влияние Л. Фейербаха, уделял большое внимание антропологической философии, дополняя ее социальными, этичес­кими, экономическими аспектами. области этики Чернышевский проповедовал знаменитую идею «разумного эгоизма», и поныне рождающую споры. Согласно Чернышевскому, «прекрасное – это жизнь». Поэтизация самого факта жизни во всем ее разнообразии – существенный аспект в философских воззрениях мыслителя.

Герцен основоположник утопичной идеи социализма. За лучшее будущее народа. Кровавая ревлюция ему не нравится, он выбирает путь реформ. Идея о переходе к социальзму, минуя капитализм

Соловьев (1853–1900) - первый профессиональный философ, который приобрел мировую известность. До него проводниками русской идеи были поэты и писатели.

В 12 лет стал материалистом, решил отказаться от бога. Философия Соловьева – философия всеединства; тяжело переживал разорванность русского общества, мировой цивилизации, считал, что Россия является частью Европейской культуры. Общественно–историческая задача философии - спасти падшего человека и человечество. Свою философию строит как нравственную философию. Одна из основных работ – «Оправдание добра» – этический трактат.

Цель исторического процесса – приблизить реальность к божественному миру. Можем назвать Соловьева идеалистом, но он признавал материальность мира. Мир – хаос, но не всегда. Человек – центр мира, должен стать источником гармонии мира. Истинный источник и предмет человеческой любви – это понятие вечной женственности, которое сопоставимо с образом Софии. Работы: «Теократическая философия», «Чтение о Богочеловеке».

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.