Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Философия Т.Гобса. Его социальное учение.






В лице Т.Гоббса (1588 – 1679) английский материализм 17 века общими успехами механики и других точных наук физико-математической группы, с непосредственным влиянием на философа Галилея. Он почитал также знаменитого древнегреческого математика Евклида – автора «Начал», состоящих из 15 книг по математике

в 1651 году вышел в свет основной труд философа о государстве, - «Левиафан». А в 1682 году книга была публично сожжена в Оксфордском университете. Помимо «Левиафана» это такие работы, как «Элементы законов», «О гражданине», «О теле», «О человеке».

Материя – вечная субстанция. полагал мир в качестве единой материальной субстанции. Природа, наряду с человеком, изучается философией и наукой. материя представляет собой совокупность качественно однородных, но в количественном отношении различных тел, имеющих особую геометрическую конфигурацию.

Материя выступает как протяженность, имеющая три геометрических измерения: длину, ширину и высоту, и как форма с е натуральным наполнением. Многокачественность материи, ее свойства, иные формы движения, помимо механического, и что особенно важно – источники самодвижения материального мира у философа не получили самостоятельного теоретического осмысления. Тем самым его материализм оставался механическим и метафизическим.

Теория познания. Гоббс исходил из принципиальной познаваемости мира. Познающий субъект черпает сведения об окружающей действительности в ней самой посредством органов чувств. На этой основе у человека возникают образы определенных предметов, или идеи. В теории познания он в большей степени выступал как рационалист, чем эмпирик. Философию Гоббс трактовал как теоретическое знание о природе и государстве. В свою очередь в учение о государстве он включал этику, или науку о нравах, и политику.

Государство – зло, необходимое и неизбежное. Гоббс исходил из того, что государство имеет не божественное, а земное происхождение. Оно создано людьми в процессе общественной эволюции. В догосударственном общежитии люди не знали собственности, находились в «естественном состоянии». В социальном плане они были равноправны. Но поскольку люди фактически не равны (есть сильные и слабые, трудолюбивые и ленивые и т.п.), то между ними шла борьба за жизненные блага, по существу, за выживание. Сама жизнь заставила людей создать институт, который должен был умерить человеческие страсти и тем самым обеспечить их физическое существование. Так, по Гоббсу, вследствие необходимости и в результате общественного договора возникло государство.

Но в процессе своего функционирования оно встало над обществом как всесильное и непобедимое чудовище – мифический Левиафан. Следовательно, государство – зло, но необходимое и неизбежное; без него общество вновь вернулось бы в состояние всеобщего хаоса. Для того, чтобы государство могло существовать для общего блага, оно должно устанавливать законы, которые обязаны исполнять все. Естественные права, воплощенные в государственные, трансформировались в гражданские права. государство – самое высокое и ценное, что создало человечество. Благодаря ему оно сохранило себя. Значит, государство не только зло, но и добро – внутри общества, но не вовне, где по-прежнему все воюют против всех. Из трех возможных форм государственного устройства (монархия, аристократия и демократия) Гоббс предпочитал монархию.

 

11. Б.Спиноза – голландский философ-материалист, пантеист и атеист.

Бенедикт Спиноза (1632–1677) – голландский мыслитель. Жил в буржуазной стране, имел юридическое и филологическое образование. В 1956 году был изгнан из общины за критический анализ Библии

Своим учением о несотворении материи наносит удар религии. Растворяет Бога в природе (пантеизм). Критиковал христианство, иудаизм, высмеивал несостоятельность религ-ых взглядов в целом.

Космологическая теория. В системе мира в центре вселенной находится Земля. пытается рассматривать мир как целое и единое: Всей природе присущи один и тот же порядок. Это привело его к выводу о бесконечности мира во времени и пространстве, вечности Вселенной природа вечна, она одна и та же, в ней нет саморазвития (ошибка). Т.о С. дал блестящие образцы диалектики. однако его учение осталось метафизическим.

 

Изучив взгляды Декарта, не согласился с учением о субстанциях. Субстанция – причина самой себя и всего, значит она одна. Ее создал Бог, значит, он и есть эта субстанция. Это идея пантеизма (всебожия). Человек–часть Бога, себя нельзя почитать, следовательно - противоречие с церковью. Атрибуты отражают сущность субстанции и их очень много, но главные из них два: 1. протяженность.. 2. мышление необходимо и неизменно, оно свойство всей природы, присуще всему материальному (ошибочно).Спиноза назвал то, что Декарт считал субстанциями, модусами (видами субстанции: духовная и материальная). Спиноза не согласился с врожденными идеями (их нет).

Четыре способа познания:

§ Из общения с другими людьми

§ Из беспорядочного опыта

§ Логическое познание причин и следствий

§ Прямое постижение истины – интуиция

Ступени познания(степени) – (снизу вверх)

§ Стремление к истине (это процесс, истина развивается)

§ Рассуждения разума, которые с помощью наблюдения приводят к «опосредованным» истинам.

Восприятие чувственного опыта (это – высшая ступень)

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.