Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Философия Средневековья.






Специфика философской мысли в средневековье.(1-17 века, наиболее ярко 5-15)

Главная специфика этой философии в том, что движение фил. мысли было пронизано проблемами религии. Проблемы периода:

1.Сотворен ли мир богом или он существует от века в век

2.какого место человека в этом мире и его роль в истории

3.как сочетается свобода воли человека и божественная необходимость

4.Если бог- истина, добро и красота, то откуда в мире зло и почему бог его терпит.

главная задача фил - обосновывать церковные догмы, доказывать их истинность и непоколебимость. Центральное место- внутренний мир человека.

Два этапа:

1.этап патристики(1-6 в нашей эры)

2.этап схоластики(11-15 в)

Этап патристики: Представитель Августин Блаженный(354-430). интеллектуальное оформление христианской догматики и философии. Определяющая роль -идей Платона.

Этап схоластики: Представитель Фома Аквинский (1223-1274). систематическая разработка христианской догматики, под влиянием идей Аристотеля.

Специфика фил. средневековья:

1.Традиционализм. Самым древним истинным произведением является библия. Утверждаются идеи единого бога, и единой сущности мира.

2.Экзегетика- искусство правильного толкования и разъяснения положений ветхого и нового завета. Критерий истины- соответствие духу и букве библии. Существует иерархия: 1 место- тексты евангелие, 2 место- тексты апостольских посланий, 3 место-послание библейских пророков.

3.ф. средневековья присуще тенденциям учительству. Главное качество учителя- виртуозное знание текстов, священного писания и правил формальной логики Аристотеля. Задача привести ученика от неверия к вере, а под наукой понималось содержание библии.

В средневековой ф. много внимания уделялось общим понятиям.

Реализм: реально существует лишь вечный единый Бог, который выступает как всеобщая сущность. общие понятия имеют реальное существование и предшествуют существованию единичных вещей (вильгельм)

Номинализм Общие понятия – это лишь слова, имена, Реально существуют лишь отдельные вещи.. Номинализм был связан с материальными тенденциями в признании первичности вещи и вторичности понятия.

Сторонники номинализма выступают представителями материалистических тенденций. (Росцелин, Дунс, Скотт, Оккам)

Крайности свойственные и тем и др. попытался преодолеть Фома Аквинский (1225-1276). Основатель направления томизма. Первопричиной всего сущего он считает Бога и общественные понятия существуют до реального бытия вещей, но в то же время он пытался и оправдать номиналистов, заявляя что если иметь в виду идеи которые присутствуют в человеческом разуме, то они не могут существовать до вещей и не могут их определять.. Основная задача – разработка догматов христианства в категориях здравого смысла.. Со 2-ой половины 19 в. система взглядов Фомы А. стало основой неотомизма - официальной философской доктрины современной католической церкви.

 

 

8. Ф.Бекон – основоположник английского материализма и методологии опытной науки.

Первым философом, сознательно поставившим перед собой задачу разработки научного метода на основе материального понимания природы, был Ф.Бэкон (1561-1626). Естествознание - истинная наука, а физика, опирается на чувственный опыт - важнейшая часть естествознания. Чувства непогрешимы и есть источник всякого знания. Наука есть опытная наука, и состоит в применении рационального метода к чувственным данным. Индукция, анализ, сравнение, наблюдение, эксперимент суть главные условия рационального метода. Главный труд - “Новый Органон”. В этом произведении Бэкон сознательно противопоставляет свое понимание науки и ее метода тому пониманию, на которых основан “Органон” Аристотеля.

Бэкон различает 2 вида опытов: 1. “плодоносные” - цель - принесение непосредственной пользы человеку 2. “светоносные” - цель познание законов и свойств вещей.

Предпосылка преобразования науки - критика всей сущности схоластики и сомнение в истинности всего, что до сих пор казалось истиной. Однако сомнение лишь средство нахождения дороги к истине. Первым условием реформы науки является усовершенствование методов обобщения - индукции. Следующим шагом должно быть очищение разума от заблуждений. Бэкон различает 4 вида таких заблуждений или идолов - рода, пещеры, рынка, театра.

Идолы рода - препятствие, обусловленное природой человека. Человек судит о природе по аналогии с собственными свойствами. ошибки, проистекающие из несовершенства человеческих чувств, под влиянием различных желаний

Пещеры - ошибки, возникающие вследствие субъективных предпочтений ученых. Одни склонны верить в непогрешимый авторитет древности, другие, наоборот, отдают предпочтение только новому.

Рынка - препятствия, возникающие вследствие общения между людьми посредством слов. Но во многих случаях значения слов были установлены не на основе познания сущности предмета, а на основе совсем случайного впечатления

Театра - препятствия, порождаемые некритически усвоенными ложными мнениями, идолы, т.е. не врожденные нашему уму, они возникают вследствие подчинения ума ошибочным мнениям.

Знание видов препятствий позволяет избежать ошибок. Однако это знание лишь отрицательная сторона заданного создания научного метода. Необходимо также положительное учение о методе исследований. В истории науки четко выступают 2 пути или метода исследований: догматический и эмпирический. Догматический метод начинается с общих умозрительных положений и стремится вывести из них все частные случаи.

Ученый, следующий эмпирическому методу похож на муравья, который беспорядочно тащит все, что ни попадется ему на пути.

До сих пор открытия делались случайно. Их было бы больше, если бы исследователи. были вооружены правильным методом. Метод - главное средство исследования. Науку расширяет не пассивное созерцание, а эксперимент, т.е. активное испытание природы.

Главное условие прогресса - знания - совершенствование способности умозаключения, важнейшей формой которого является правильная индукция.

 

9. Р. Декарт – представитель классического рационализма Нового времени.

дуализм Декарта допускает 2 независимых друг от друга первоначала: мыслящую субстанцию и материальную “протяженную субстанцию”. материя представляет собой единственное основание бытия и познания. В то же время в психологии, теории познания, в учении о бытии Декарт - идеалист. В теории познания Декарт объявляет самой достоверной истиной истину о существовании сознания, мышления: “Я мыслю, следовательно, Я существую”.

В учении о бытии он не только признает существование духовной субстанции, но и утверждает, что над ними обеими в качестве высшей субстанции пребывает Бог.

Декарт - творец аналитической геометрии, ввел метод координат, владел понятием о функции. От Декарта ведет начало система алгебраических обозначений. В механике Декарт указал на относительность движения и покоя, сформулировал закон действия и противодействия

Декарт отождествлял материю с пространством, считая, что чувства - воспринимаемые качества предметов сами по себе, т.е. объективно не существуют. Выводы из этого: мировая материя (= пространство) беспредельна, однородна, не имеет пустот и бесконечно делима. Сводит все качественное разнообразие природных явлений: 1)материи, тождественны с пространством и 2) к ее движению. Движение возникает в результате толчка. Первоначальный толчок дал Бог.

Идеализм Декарта усугубился религиозными предпосылками его системы.

Возможность истины обусловлена существованием врожденных идей или истин (предрасположения ума к известным аксиомам и положениям), к которым он относит, прежде всего, материальные аксиомы.

В познании главную роль играет разум - рационализм. Декарт полагал, что источником достоверности знания может быть только сам разум.

В процессе познания исключительное место отвел дедукции. Исходные положения - аксиомы. В логической цепи дедукции, следующей за аксиомами, каждое следующее звено достоверно. Однако для ясного и отчетливого представления всей цепи нужна сила памяти.

Вооружившись интуицией и дедукцией разум может достичь достоверного знания, в случае если будет вооружен методом. Метод Декарта состоит из 4 требований:

1)допускать в качестве истинных только такие положения, которые представлены уму ясно и отчетливо, не могут вызвать никаких сомнений;

2)расчленять каждую сложную проблему на составляющие ее частные проблемы;

3)методически переходить от известного и доказанного к неизвестному и недоказанному;

4)не допускать никаких пропусков в ограниченных звеньях исследования.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.