Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Инаугурационная речь Б. Обамы






Вашингтон. 20 января 2009 г.

 

…Мы переживаем кризис, и это сегодня осознают все. Наша страна находится в состоянии войны против тех, кто всюду сеет насилие и ненависть. Наша экономика значительно ослаблена в результате жадности и безответственности некоторых людей, а также из-за того, что мы оказались не в состоянии сделать решительный выбор и подготовить нашу страну к новой эпохе. Люди теряют жилье и работу, закрываются предприятия. Система здравоохранения обходится нам слишком дорого, наши школы не дают достаточных знаний многим учащимся, и каждый день приносит новые доказательства того, что наши методы использования энергии укрепляют наших противников и угрожают нашей планете… Я говорю вам сегодня: стоящие перед нами проблемы реальны. Они серьезны, и их много. Их не удастся решить легко и быстро. Будут ошибки, и я буду ошибаться. Но я хочу, чтобы Америка знала: мы с ними справимся.

…Величие (страны) не дается даром. Его необходимо заслужить. На своем пути мы никогда не искали легких дорог и не довольствовались малым. Это был путь не для слабых духом и тех, кто труду предпочитал праздность и удовольствия, которые приносят богатство и слава. Это был путь для тех, кто умел рисковать и действовать, кто умел делать дело. Иногда эти люди получали признание, чаще оставались в безвестности. Но именно благодаря их труду мы с честью прошли по длинной и тернистой дороге к процветанию и свободе.

Ради нас они собрали свои нехитрые пожитки и пустились в путь через океан в надежде начать новую жизнь. Ради нас они гнули спины в потогонных цехах и осваивали Запад, выносили удары кнута и распахивали целинные земли.

Ради нас они сражались и гибли…

Снова и снова эти мужчины и женщины боролись и жертвовали собой, работая до мозолей на руках в стремлении к лучшей жизни. Для них Америка представляла собой нечто большее, чем амбиции каждого в отдельности, нечто более важное, чем различия в происхождении, состоянии или политических взглядах.

…Начиная с сегодняшнего дня, мы должны подняться на ноги, стряхнуть с себя пыль и начать перестраивать Америку.

Состояние экономики требует смелых и быстрых действий, и мы будем их предпринимать — не только ради создания новых рабочих мест, но и для закладки фундамента нового экономического роста. Мы построим дороги и мосты, линии электропередач и современные телекоммуникации, питающие экономику страны и связывающие нас воедино. Мы вернем науке ее достойное место в обществе и применим достижения технического прогресса для поднятия качества здравоохранения и снижения его стоимости. Мы добьемся того, что энергия солнца, ветра и земли будет приводить в движение наши автомобили и питать оборудование наших предприятий. И мы преобразуем наши школы, колледжи и университеты для того, чтобы они удовлетворяли требованиям новой эпохи. Все это нам по силам. И мы это сделаем.

Кое-кто, правда, ставит под вопрос масштаб наших амбиций, считая, что наша система не выдержит такого количества крупных планов. У этих людей короткая память. Они забыли, чего нашей стране уже удалось достигнуть, чего могут добиться свободные мужчины и женщины, объединенные общей целью, способные мечтать и совершать мужественные поступки.

Для нас не существует вопроса о том, что такое рынок, — добро или зло. Ему нет равных в создании богатства и расширении границ свободы, однако нынешний кризис напомнил нам, что без надлежащего надзора рынок может вырваться из-под контроля, что страна не может богатеть, если она создает благоприятные условия лишь для богатых. Успех нашей экономики всегда зависел не только от размера валового внутреннего продукта, но и от того, доходит ли благосостояние до всех слоев общества, от нашей способности открыть возможности перед каждым, кто стремится к успеху, причем не из благотворительности, а потому, что это самый верный путь к общему благополучию.

…Наши отцы-основатели перед лицом невообразимых опасностей составили хартию, обеспечивающую власть закона и права человека, хартию, написанную кровью поколений. Заложенные в ней идеалы продолжают оставаться маяком для людей всего мира, и мы не откажемся от них ради сиюминутных выгод. И поэтому мы заявляем народам и правительствам всего мира, которые смотрят на нас сегодня всюду, от крупнейших столиц и до деревушки, в которой родился мой отец: знайте, что Америка — друг всех народов, всех мужчин, женщин и детей, стремящихся к мирному и достойному будущему, и она готова снова стать лидером. Вспомните, что предыдущие поколения победили фашизм и коммунизм не только с помощью ракет и танков, но также благодаря прочным союзам и твердым убеждениям. Они понимали, что сила сама по себе не способна нас защитить и не дает нам права делать все, что мы пожелаем. Они сознавали, что наша мощь растет, если пользоваться ею осмотрительно; источником безопасности является справедливость нашего дела, сила примера, скромность и способность к самоконтролю.

…Мы начнем ответственный процесс ухода из Ирака, оставляя страну иракцам, и доведем до конца трудную работу по достижению мира в Афганистане. Вместе со старыми друзьями и бывшими противниками мы будем неустанно трудиться над уменьшением ядерной угрозы и принимать меры по борьбе с глобальным потеплением.

Лидерам, которые стремятся посеять семена конфликта или обвиняют Запад в проблемах, существующих в их обществах, мы говорим: знайте, ваши народы будут судить вас по тому, что вы построите, а не по тому, что вы разрушите. Тем, кто держится за власть с помощью коррупции, лжи и обмана, за счет подавления несогласных, мы говорим: чтобы не остаться за бортом истории, разожмите кулак, и мы протянем вам руку.

Народам бедных стран мы обещаем работать вместе с ними, чтобы их сельскохозяйственные угодья приносили урожаи, чтобы у людей был доступ к чистой воде, чтобы накормить голодных и дать свободу изголодавшимся по ней.

Тем государствам, которые, как и наша страна, живут в относительном достатке, мы говорим, что более не можем позволить себе безразличие к страданиям людей за пределами наших границ и не можем потреблять мировые ресурсы, не заботясь о последствиях. Ибо мир изменился, и мы должны измениться вместе с ним…

Что от нас требуется сейчас — это новая эра ответственности, означающая, что каждый американец должен осознать свой долг перед самим собой, перед страной и миром…

В этом долг и право каждого гражданина.

В этом источник нашей уверенности — в осознании того, что Бог призывает каждого из нас определить свою судьбу. [Новое время]

 

 

XXX. Германия в 1990‑ е гг. – начале XXI в.

1. Договор об окончательном урегулировании в отношении Германии
Москва. 12 сентября 1990 г.

Германская Демократическая Республика, Федеративная Рес­публика Германия, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, Соединенные Штаты Америки, Союз Совет­ских Социалистических Республик и Французская Республика,

представленные своими министрами иностранных дел, которые в соответствии с заявлением от 13 февраля 1990 года, принятым в Оттаве, встречались 5 мая 1990 года в Бонне, 22 июня 1990 года в Берлине, 17 июля 1990 года в Париже с участием министра иностран­ных дел Республики Польша, 12 сентября 1990 года в Москве

договорились о нижеследующем:

Статья 1

1. Объединенная Германия будет включать территории Германской Демократической Республики, Федеративной Республики Германии и всего Берлина. Ее внешними границами окончательно станут грани­цы Германской Демократической Республики и Федеративной Респуб­лики Германии со дня вступления в силу настоящего Договора. Под­тверждение окончательного характера границ объединенной Германии является существенной составной частью мирного порядка в Европе.

2. Объединенная Германия и Республика Польша подтвержда­ют существующую между ними границу в договоре, имеющем обя­зательный характер. В соответствии с международным правом Объединенная Германия не имеет никаких территориальных претензий к другим государствам и не будет выдвигать таких пре­тензий также и в будущем.

3. Правительства Германской Демократической Республики и Федеративной Республики Германии обеспечат, чтобы в конститу­ции объединенной Германии не содержалось каких‑ либо положений, противоречащих этим принципам. Соответственно это относится к положениям, изложенным в преамбуле, во второй фразе статьи 23 и в статье 146 Основного закона Федеративной Республики Германии…

Статья 2

Правительства Германской Демократической Республики и Федеративной Республики Германии подтверждают свои заявления о том, что с немецкой земли будет исходить только мир. Согласно конституции объединенной Германии действия, могущие и пресле­дующие цель нарушить мир между народами, в особенности подго­товка к ведению наступательной войны, являются антиконституционными и наказуемыми. Правительства Германской Демократиче­ской Республики и Федеративной Республики Германии заявляют, что объединенная Германия никогда не применит оружие, которым она располагает, иначе как в соответствии с ее конституцией и Уста­вом Организации Объединенных Наций.

Статья 3

1. Правительства Германской Демократической Республики и Федеративной Республики Германии подтверждают свой отказ от производства, владения и распоряжения ядерным, биологическим и химическим оружием. Они заявляют, что объединенная Германия также будет придерживаться этих обязательств. В частности, права и обязательства, вытекающие из Договора о нераспространении ядерного оружия от 1 июля 1968 года, продолжают действовать в отношении объединенной Германии.

2. Правительство Федеративной Республики Германии в пол­ном согласии с правительством Германской Демократической Рес­публики сделало 30 августа 1990 года в Вене на переговорах по обычным вооруженным силам в Европе следующее заявление.

«Правительство Федеративной Республики Германии обязуется сократить вооруженные силы объединенной Германии в течение 3–4 лет до численности 370 000 человек (сухопутные войска, военно‑ воздушные и военно‑ морские силы). Это сокращение должно начаться с момента вступления в силу первого договора об обычных вооруженных силах в Европе. В рамках этого совокупного верхнего пре­дела не более 345 000 человек будут входить в сухопутные войска и военно‑ воздушные силы, которые в соответствии с согласованным мандатом одни являются предметом переговоров по обычным воору­женным силам в Европе. Правительство Федеративной Республики Германии видит в своем обязательстве о сокращении сухопутных и военно‑ воздушных сил значимый немецкий вклад в дело сокраще­ния обычных вооруженных сил в Европе. Оно исходит из того, что в последующих переговорах другие их участники также внесут свой вклад в упрочение безопасности и стабильности в Европе, включая меры по ограничению численности войск».

Правительство Германской Демократической Республики пол­ностью присоединилось к этому заявлению…

Статья 4

1. Правительства Союза Советских Социалистических Респуб­лик, Германской Демократической Республики и Федеративной Республики Германии заявляют, что Союз Советских Социалистических Республик и объединенная Германия урегулируют в договорном поряд­ке условия и сроки пребывания советских войск на территории ны­нешней Германской Демократической Республики и Берлина, а также осуществление вывода этих войск, который будет завершен к концу 1994 года, во взаимосвязи с реализацией обязательств правительств Германской Демократической Республики и Федеративной Республи­ки Германии, изложенных в пункте 2 статьи 3 настоящего Договора…

Статья 5

3. После завершения вывода советских войск с территории ны­нешней Германской Демократической Республики и Берлина в данной части Германии могут размещаться также формирования немецких вооруженных сил, приданные военным союзническим структурам та­ким же образом, как и формирования на остальной германской тер­ритории, но без носителей ядерного оружия. Это не распространяет­ся на системы обычных вооружений, которые могут обладать други­ми способностями, помимо обычных, но которые в данной части Германии оснащены для обычной роли и предназначены только для таковой. Иностранные войска и ядерное оружие или его носители не будут размещаться в данной части Германии и развертываться там.

Статья 6

Право объединенной Германии на участие в союзах со всеми вытекающими из этого правами и обязательствами настоящим До­говором не затрагивается.

Статья 7

1. Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ир­ландии, Соединенные Штаты Америки, Союз Советских Социали­стических Республик и Французская Республика настоящим пре­кращают действие своих прав и ответственности в отношении Берлина и Германии вцелом. В результате прекращают свое действие соответствующие связанные с ними четырехсторонние соглашения, решения и практика, и распускаются все соответствующие институ­ты четырех держав.

2. В соответствии с этим объединенная Германия обретает пол­ный суверенитет над своими внутренними и внешними делами... [27. С. 344–347]

 

4. Договор о добрососедстве, партнерстве и сотрудничестве
между Федеративной Республикой Германией
и Союзом Советских Социалистических Республик
Бонн. 9 ноября 1990 г.

Статья 3

Федеративная Республика Германия и Союз Советских Социалистических Республик подтверждают, что они будут воздержи­ваться от применения силы или угрозы силой как против территори­альной целостности или политической независимости другой Сторо­ны, так и каким‑ либо иным образом, несовместимым с целями и принципами Устава Организации Объединенных Наций или Заклю­чительного акта СБСЕ.

Они будут разрешать свои споры исключительно мирными средствами, никогда не применять свое оружие любых видов, кроме как для целей индивидуальной или коллективной самообороны. Они никогда и ни при каких обстоятельствах не используют первыми свои вооруженные силы друг против друга или против третьих госу­дарств. Они призывают все остальные государства присоединиться к этому обязательству о ненападении.

В случае если одна из Сторон станет объектом нападения, другая Сторона не будет оказывать нападающему какой‑ либо военной по­мощи или иного содействия и примет все меры к улаживанию кон­фликта с использованием принципов и процедур Организации Объе­диненных Наций и других структур коллективной безопасности…

Статья 6

Федеративная Республика Германия и Союз Советских Социалистических Республик условились проводить регулярные консуль­тации с целью обеспечения дальнейшего развития и углубления сво­их двусторонних отношений, а также согласования позиций по меж­дународным вопросам.

Консультации на высшем политическом уровне будут прово­диться по мере необходимости, по меньшей мере один раз в год.

Министры иностранных дел проводят встречи не реже двух раз в год.

Будут проводиться регулярные встречи министров обороны.

Между другими министрами обоих государств по мере необхо­димости будут проводиться встречи по тематике, представляющей взаимный интерес.

Существующие совместные комиссии изучат возможности интенсификации своей работы. Новые смешанные комиссии будут учреждаться по мере необходимости и по взаимному согласию.

Статья 7

В случае возникновения ситуации, создающей, по мнению одной Стороны, угрозу миру или нарушение мира или могущей вызвать опасные международные осложнения, обе Стороны незамедлитель­но будут вступать в контакт друг с другом и предпринимать усилия для того, чтобы согласовать свои позиции и условиться о мерах, ко­торые позволили бы улучшить ситуацию или справиться с ней...

Статья 16

Федеративная Республика Германия и Союз Советских Социалистических Республик будут прилагать усилия для сохранения на­ходящихся на их территории предметов и памятников культуры дру­гой Стороны.

Они согласны в том, что пропавшие или незаконно вывезенные культурные ценности, находящиеся на их территории, должны воз­вращаться владельцам или их наследникам...

Статья 18

Правительство Федеративной Республики Германии заявляет, что сооруженные на немецкой земле памятники советским жертвам войны и тирании будут уважаться и находиться под защитой немец­ких законов. Это относится и к советским военным кладбищам, ко­торые будут сохраняться и за которыми будет осуществляться уход.

Правительство Союза Советских Социалистических Республик обеспечивает доступ к могилам немцев на советской территории, их сохранение и уход за ними.

Соответствующие организации обеих Сторон расширят свое сотрудничество в этих областях...

Статья 22

Настоящий Договор заключается сроком на 20 лет. Его дейст­вие будет затем автоматически продлеваться на следующие пятилет­ние периоды, если ни одна из Сторон не заявит о своем желании денонсировать его путем письменного уведомления за один год до истечения соответствующего срока. [27. С. 349–351]

 

XXXI. Страны Центральной и Юго‑ Восточной Европы
в 1990‑ е гг. – начале XXI в.

1. Протокол о прекращении действия Договора о дружбе,
сотрудничестве и взаимной помощи, подписанного в Варшаве
14 мая 1955 г., и протокола о продлении срока его действия,
подписанного 26 апреля 1985 г. в Варшаве
Прага. 1 июля 1991 г.

Государства, являющиеся Договаривающимися Сторонами До­говора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, подписанного в Варшаве l4 мая 1955 года,

принимая во внимание глубокие изменения, происходящие в Евро­пе, которые означают окончание конфронтации и раскола континента,

намереваясь с учетом новой обстановки активно развивать от­ношения между собой на двусторонней и, по мере заинтересованно­сти, на многосторонней основе,

отмечая значение Совместной декларации 22 государств, подпи­савших Договор об обычных вооруженных силах в Европе и зая­вивших, что они больше не являются противниками и будут строить новые отношения партнерства и сотрудничества,

решив способствовать постепенному переходу к общеевропей­ским структурам безопасности, исходя из соглашений, достигнутых на парижской встрече СБСЕ в верхах в ноябре 1990 года,

договорились о следующем:

Статья 1. Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, подпи­санный в Варшаве 14 мая 1955 года (далее – Варшавский Дого­вор), и Протокол о продлении срока действия Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, подписанный 26 апреля 1985 го­да в Варшаве, прекращают свое действие в день вступления в силу настоящего Протокола.

Статья 2. Стороны настоящего Протокола заявляют, что они не имеют друг к другу никаких имущественных претензий, вытекающих из Варшавского Договора... [27. С. 359–360]

 

XXXII. Политическая ситуация в мире
в 1990‑ е гг. – начале XXI в.

1. Договор по открытому небу
Хельсинки. 24 марта 1992 г.

Государства, заключающие настоящий Договор, именуемые ни­же коллективно государствами‑ участниками или индивидуально – государством‑ учас­т­ником...

договорились о нижеследующем.

Статья I. Общие положения

1. Настоящий Договор устанавливает режим, который будет из­вестен как режим открытого неба, для проведения наблюдательных полетов государствами‑ участниками над территориями других госу­дарств‑ участников и излагает права и обязательства государств-участников в отношении этого режима…

Статья III. Квоты

Раздел I. Общие положения

1. Каждое государство‑ участник имеет право проводить наблюда­тельные полеты в соответствии с положениями настоящего Договора.

2. Каждое государство‑ участник обязано принимать наблюдательные полеты над своей территорией в соответствии с положениями настоящего Договора.

3. Каждое государство‑ участник имеет право проводить наблюдательные полеты над территорией любого другого государства‑ участника в количестве, равном числу наблюдательных полетов, которое это другое государство‑ участник имеет право проводить над ним…

Статья VIII. Запрещения, отклонения от планов полета и чрез­вычайные ситуации

Раздел I. Запрещения наблюдательных полетов и изменения к планам миссии

1. Наблюдаемая Сторона имеет право запретить наблюдательный полет, который не соответствует положениям настоящего Договора...

Статья XV. Срок действия и выход из договора

1. Настоящий Договор является бессрочным... [27. С. 431–433]

 

2. Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления
и применения химического оружия и об его уничтожении
Париж. 13 января 1993 г.

Статья I. Общие обязательства

1. Каждое государство‑ участник настоящей Конвенции обязует­ся никогда, ни при каких обстоятельствах:

a) не разрабатывать, не производить, не приобретать иным обра­зом, не накапливать или не сохранять химическое оружие или не пе­редавать прямо или косвенно химическое оружие кому бы то ни было;

b) не применять химическое оружие;

c) не проводить любых военных приготовлений к применению
химического оружия;

d) не помогать, не поощрять или не побуждать каким‑ либо об­разом кого бы то ни было к проведению любой деятельности, за­прещаемой государству‑ участнику по настоящей Конвенции.

2. Каждое государство‑ участник обязуется уничтожить химиче­ское оружие, которое находится в его собственности или владении или которое размещено в любом месте под его юрисдикцией или контролем, в соответствии с положениями настоящей Конвенции.

3. Каждое государство‑ участник обязуется уничтожить все хи­мическое оружие, оставленное им на территории другого государст­ва‑ участника, в соответствии с положениями настоящей Конвенции.

4. Каждое государство‑ участник обязуется уничтожить любые объекты по производству химического оружия, которые находятся в его собственности или владении или которые размещены в любом месте под его юрисдикцией или контролем, в соответствии с поло­жениями настоящей Конвенции.

5. Каждое государство‑ участник обязуется не использовать хи­мические средства борьбы с беспорядками в качестве средства веде­ния войны...

Статья IV. Химическое оружие

2. Все места, где хранится или уничтожается химическое ору­жие, указанное в пункте 1, подлежат систематической проверке по­средством инспекции на месте и наблюдения при помощи приборов, устанавливаемых на месте, в соответствии с частью IV (А) Прило­жения по проверке…

4. Каждое государство‑ участник предоставляет доступ к любым объектам по уничтожению химического оружия и их складским уча­сткам, которые находятся в его собственности или владении или ко­торые размещены в любом месте под его юрисдикцией или контро­лем, с целью систематической проверки посредством инспекции на месте и наблюдения при помощи приборов, устанавливаемых на месте…

6. Каждое государство‑ участник уничтожает все химическое оружие, указанное в пункте 1, согласно Приложению по проверке и в соответствии с согласованными темпами и последовательностью уничтожения (именуемыми далее как «порядок уничтожения»). Такое уничтожение начинается не позднее чем через два года после того, как настоящая Конвенция вступит для него в силу, и заканчи­вается не позднее чем через 10 лет после вступления в силу настоя­щей Конвенции. Государству‑ участнику не воспрещается уничто­жать такое химическое оружие более быстрыми темпами…

8. Если государство ратифицирует настоящую Конвенцию или присоединяется к ней после десятилетнего периода уничтожения, указанного в пункте 6, то оно уничтожает химическое оружие, ука­занное в пункте 1, как можно скорее. Порядок уничтожения и процедуры строгой проверки для такого государства‑ участника опреде­ляются Исполнительным советом…

Статья VI. Деятельность, не запрещаемая по настоящей конвенции

1. Каждое государство‑ участник имеет право, с учетом положений настоящей Конвенции, разрабатывать, производить, приобре­тать иным образом, сохранять, передавать и использовать токсичные химикаты и их прекурсоры в целях, не запрещаемых по настоя­ли Конвенции...

Статья XVI. Срок действия и выход из конвенции

1. Настоящая Конвенция является бессрочной... [27. С. 433–437]

 

3. Партнерство ради мира. Рамочный документ
Брюссель. 10 января 1994 г.

1. В соответствии с предложением, выдвинутым главами госу­дарств и правительств в ходе их встречи 10–11 января 1994 г., го­сударства‑ члены Североатлантического альянса и другие государ­ства, подписывающие этот документ, преисполненные решимости углубить свои политические и военные связи, а также содействовать дальнейшему укреплению безопасности в Евроатлантическом регио­не, настоящим учреждают в рамках Совета североатлантического сотрудничества (ССАС) «Партнерство ради мира»...

3. Другие государства, подписывающие этот документ, будут сотрудничать с Организацией Североатлантического договора в до­стижении следующих целей:

а) облегчение транспарентности национального военного планирования и бюджетных процессов;

б) обеспечение демократического контроля в отношении вооруженных сил;

в) поддержание способности и готовности вносить вклад, в соответствии с конституционными положениями, в операции, проводи­мые под руководством ООН и/или под ответственностью СБСЕ;

г) развитие военных отношений сотрудничества с НАТО в целях совместного планирования, обучения и подготовки учений, с тем чтобы укрепить способность проводить операции в области поддержания мира, поиска и спасения, гуманитарных акций и других операций, которые могут быть согласованы впоследствии;

д) долгосрочное развитие сил, которые могли бы лучше взаимодействовать с силами государств‑ членов Североатлантического альян­са...

7. В соответствии с... целями «Партнерства ради мира» члены Североатлантического альянса будут:

– развивать совместно с другими подписывающимися государ­ствами процесс планирования и обзора, имеющий целью создать основу для определения и оценки сил и средств, которые могли бы предоставляться ими для совместного обучения, учений и операций, проводимых совместно с силами Альянса;

– наращивать военную и политическую координацию в штаб-квар­тире НАТО с тем, чтобы обеспечить направленность и руковод­ство мероприятиями, относящимися к «Партнерству», с другими подписывающимися странами, включая планирование, обучение, про­ведение учений и разработку доктрин.

8. НАТО будет консультироваться со всеми активными участ­никами «Партнерства» в случае, если партнер ощутит непосредст­венную угрозу своей территориальной целостности, политической независимости или безопасности. [21. С. 260–262]

 

4. Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний
Нью‑ Йорк. 24 сентября 1996 г.

Статья I. Основные обязательства

1. Каждое государство‑ участник обязуется не производить лю­бой испытательный взрыв ядерного оружия и любой другой ядер­ный взрыв, а также запретить и предотвращать любой такой ядер­ный взрыв в любом месте, находящемся под его юрисдикцией или контролем.

2. Каждое государство‑ участник обязуется далее воздерживать­ся от побуждения, поощрения или какого‑ либо участия в проведении любого испытательного взрыва ядерного оружия и любого другого ядерного взрыва.

Статья II. Организация

А. Общие положения

1. Государства‑ участники настоящим учреждают Организацию по Договору о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ниже именуемую «Организация») для достижения объекта и цели настоящего Договора, обеспечения осуществления его положений, включая положения по международному контролю за его соблюде­нием, а также для обеспечения форума для консультаций и сотруд­ничества между государствами‑ участниками.

Членами Организации являются все государства‑ участники. Государство‑ участник не лишается своего членства в Организации.

Местопребыванием Организации является Вена, Австрийская Республика.

4. В качестве органов Организации настоящим учреждаются: Конференция государств‑ участников, Исполнительный совет и Тех­нический секретариат, который включает Международный центр данных...

Организация проводит свою деятельность по контролю, предусмотренную по настоящему Договору, как можно менее прони­кающим образом, совместимым со своевременным и эффективным достижением целей такой деятельности…

Статья III. Национальные меры по осуществлению

1. Каждое государство‑ участник в соответствии со своими конституционными процедурами принимает любые необходимые меры по выполнению своих обязательств по настоящему Договору. В ча­стности, оно принимает любые необходимые меры, чтобы:

a) запретить физическим и юридическим лицам где бы то ни бы­ло на его территории или в любом другом месте, находящемся под его юрисдикцией, как это признано международным правом, зани­маться любой деятельностью, запрещенной государству‑ участнику по настоящему Договору;

b) запретить физическим и юридическим лицам заниматься лю­бой такой деятельностью где бы то ни было под его контролем; и

c) запретить в соответствии с международным правом физиче­ским лицам, обладающим его гражданством, заниматься любой та­кой деятельностью где бы то ни было…

Статья IV. Контроль

А. Общие положения

16. Международная система мониторинга включает объекты для сейсмологического мониторинга, радионуклидного мониторинга, включая сертифицированные лаборатории, гидроакустического мо­ниторинга, инфразвукового мониторинга и соответствующие средст­ва связи и поддерживается Международным центром данных Тех­нического секретариата...

34. Каждое государство‑ участник имеет право запрашивать ин­спекцию на месте в соответствии с положениями настоящей статьи и части II Протокола на территории или в любом другом месте, нахо­дящемся под юрисдикцией или контролем любого государства‑ участ­ника, или в любом районе, находящемся вне юрисдикции или кон­троля любого государства…

Статья IX. Срок действия и выход из договора

1. Настоящий Договор является бессрочным...

Статья XIII. Присоединение

Любое государство, которое не подписывает настоящий Договор до вступления его в силу, может в дальнейшем присоединиться к не­му в любое время… [27. С. 439–445]

5. Совет Евроатлантического партнерства. Основной документ
Синтра (Португалия). 30 мая 1997 г.

1. Страны‑ члены Совета североатлантического сотрудничества и страны‑ участницы «Партнерства ради мира», полные решимости поднять на качественно новый уровень свое политическое и военное сотрудничество, опираясь на успех ССАС и ПРМ, приняли реше­ние о создании Совета евроатлантического партнерства...

2. Совет евроатлантического партнерства будет новым механиз­мом сотрудничества, который обеспечит рамки для углубленных уси­лий как в расширенном политическом измерении партнерства, так и в практическом сотрудничестве по ПРМ. Он будет полностью учи­тывать и дополнять соответствующую деятельность ОБСЕ и других соответствующих институтов, таких, как Европейский союз, Запад­ноевропейский союз и Совет Европы.

3.Совет евроатлантического партнерства в качестве преемника ССАС обеспечит общие рамки для консультаций его членов по ши­рокому кругу политических вопросов и вопросов безопасности как части процесса, который получит практическое развитие. ПРМ, в его усиленном формате, станет четко выраженным элементом этих гибких рамок... [27. С. 413–414]

 

6. Декларация тысячелетия Организации Объединенных Наций
Нью‑ Йорк. 8 сентября 2000 г.

I. Ценности и принципы

1. Мы, главы государств и правительств, собрались в штаб‑ квар­тире Организации Объединенных Наций в Нью‑ Йорке с 6 по 8 сен­тября 2000 года, на заре нового тысячелетия, чтобы вновь подтвер­дить нашу веру в Организацию и ее Устав как нерушимые основы более мирного, процветающего и справедливого мира.

2. Мы признаем, что помимо индивидуальной ответственности перед нашими собственными обществами мы несем также коллективную ответственность за утверждение принципов человеческого достоинства, справедливости и равенства на глобальном уровне. Поэтому мы как руководители ответственны перед всеми жителями Земли, особенно перед наиболее уязвимыми из них, и в частности перед детьми мира, которым принадлежит будущее...

5. Мы считаем, что главной задачей, стоящей перед нами сего­дня, является обеспечение того, чтобы глобализация стала позитив­ным фактором для всех народов мира. Это связано с тем, что, хотя глобализация открывает широкие возможности, ее благами сейчас пользуются весьма неравномерно и неравномерно распределяются ее издержки…

6. Мы считаем, что существенно важное значение для междуна­родных отношений в XXI веке будет иметь ряд фундаментальных ценностей. К ним относятся следующие.

– Свобода. Мужчины и женщины имеют право жить и растить своих детей в достойных человека условиях, свободных от голода и страха насилия, угнетения и несправедливости. Лучшей гарантией этих прав является демократическая форма правления, основанная на широком участии и воле народа.

– Равенство. Ни один человек и ни одна страна не должны ли­шаться возможности пользоваться благами развития. Должно быть гарантировано равенство прав и возможностей мужчин и женщин.

– Солидарность. Глобальные проблемы должны решаться при справедливом распределении издержек и бремени в соответствии с фундаментальными принципами равенства и социальной справедли­вости. Те, кто страдают или находятся в наименее благоприятном положении, заслуживают помощи со стороны тех, кто находится в наиболее благоприятном положении.

– Терпимость. При всем многообразии вероисповеданий, куль­тур и языков люди должны уважать друг друга. Различия в рамках обществ и между обществами не должны ни пугать, ни служить по­водом для преследований, а должны пестоваться в качестве ценней­шего достояния человечества. Следует активно поощрять культуру мира и диалог между всеми цивилизациями.

– Уважение к природе. В основу охраны и рационального использования всех живых организмов и природных ресурсов должна быть положена осмотрительность в соответствии с постулатами устойчивого развития. Только таким образом можно сохранить для наших потомков те огромные богатства, которые дарованы нам при­родой. Нынешние неустойчивые модели производства и потребле­ния должны быть изменены в интересах нашего будущего благосос­тояния и благополучия наших потомков.

– Общая обязанность. Обязанность по управлению глобальным экономическим и социальным развитием, а также устранению угроз международному миру и безопасности должна разделяться между народами мира и осуществляться на многосторонней основе. Цент­ральную роль в этом должна играть Организация Объединенных Наций как наиболее универсальная и самая представительная орга­низация в мире.

7. С тем чтобы претворить эти общие ценности в конкретные действия, мы определили те ключевые цели, которым мы придаем особо важное значение.

II. Мир, безопасность и разоружение

8. Мы приложим все усилия к тому, чтобы освободить наши народы от бедствий войн, будь то внутри государств или между государствами, войн, которые за последнее десятилетие унесли более 5 миллионов жизней. Мы будем также добиваться устранения угроз, создаваемых оружием массового уничтожения...

III. Развитие и искоренение нищеты

11. Мы приложим все усилия к тому, чтобы избавить наших соплеменников, мужчин, женщин и детей, от унижающей человеческое достоинство крайней нищеты, в условиях которой в настоящее время вынуждены жить более миллиарда из них. Мы привержены тому, чтобы превратить право на развитие в реальность для всех и изба­вить весь род человеческий от нужды.

12. В этой связи мы твердо намерены создать, как на национальном, так и на глобальном уровне, условия, благоприятствующие развитию и ликвидации нищеты...

14.Мы обеспокоены теми препятствиями, с которыми сталкиваются развивающиеся страны в деле мобилизации ресурсов, необ­ходимых для финансирования их устойчивого развития. Поэтому мы будем прилагать все усилия к обеспечению успеха Международного и межправительственного мероприятия высокого уровня по финансированию развития, которое состоится в 2001 году.

15.Мы также обязуемся содействовать удовлетворению особых потребностей наименее развитых стран. В этой связи мы приветству­ем созыв в мае 2001 года Третьей конференции Организации Объеди­ненных Наций по наименее развитым странам и будем стремиться обеспечить ее успешное проведение. Мы призываем промышленно развитые страны:

– принять, предпочтительно до начала работы этой Конферен­ции, комплекс мер по обеспечению беспошлинного и неквотируемого доступа практически всех экспортных товаров наименее развитых стран на свои рынки;

– без дальнейших промедлений приступить к осуществлению расширенной программы по облегчению долгового бремени бедных стран с высоким уровнем задолженности и согласиться на списание всей официальной двусторонней задолженности этих стран в обмен на принятие ими твердых обязательств в области борьбы с нищетой; и

– оказывать более щедрую помощь в целях развития, особенно тем странам, которые действительно пытаются использовать имею­щиеся у них ресурсы для сокращения масштабов нищеты.

16. Мы также преисполнены решимости всеобъемлющим обра­зом и эффективно урегулировать проблемы задолженности разви­вающихся стран с низким и средним уровнем дохода на основе при­нятия различных национальных и международных мер, направлен­ных на то, чтобы вывести их задолженность на приемлемый уровень в долгосрочной перспективе...

IV. Охрана нашей общей окружающей среды

21.Мы должны не жалеть усилий в деле избавления всего чело­вечества, и прежде всего наших детей и внуков, от угрозы прожива­ния на планете, которая будет безнадежно испорчена деятельностью человека и ресурсов которой более не будет хватать для удовлетво­рения их потребностей.

22.Мы вновь заявляем о своей поддержке принципов устойчи­вого развития, в том числе тех, которые изложены в Повестке дня на XXI век, согласованной на Конференции Организации Объеди­ненных Наций по окружающей среде и развитию.

23.В этой связи мы твердо намерены придерживаться во всей нашей экологической деятельности новой этики бережного и ответственного отношения к природе и для начала заявляем о своей ре­шимости:

– приложить все усилия к тому, чтобы обеспечить вступление в силу Киотского протокола, предпочтительно к десятой годовщине Конференции Организации Объединенных Наций по окружающей среде и развитию в 2002 году, и приступить к предусмотренному им сокращению выбросов парниковых газов;

– активизировать наши коллективные усилия по лесоустройству, сохранению всех типов лесов и устойчивому развитию лесного хо­зяйства;

– добиваться полного осуществления Конвенции о биологиче­ском разнообразии и Конвенции по борьбе с опустыниванием в тех странах, которые испытывают серьезную засуху и/или опустынива­ние, особенно в Африке;

– остановить нерациональную эксплуатацию водных ресурсов, разрабатывая стратегии водохозяйственной деятельности на регио­нальном, национальном и местном уровнях, способствующие спра­ведливому доступу к воде и ее достаточному предложению;

– активизировать сотрудничество в целях сокращения числа и последствий стихийных бедствий и антропогенных катастроф;

– обеспечить свободный доступ к информации о геноме человека.

V. Права человека, демократия и благое управление

24. Мы не пожалеем усилий для поощрения демократии и укреп­ления правопорядка, а также для обеспечения уважения всех между­народно признанных прав человека и основных свобод, включая право на развитие.

25.Поэтому мы преисполнены решимости:

– полностью уважать и поддерживать Всеобщую декларацию прав человека... [27. С. 490–494]

 

XXXIII. Место и роль России в современной системе
международных отношений

1. Концепция внешней политики Российской Федерации
(Утверждена распоряжением Президента Российской Федерации
от 23 апреля 1993 г.)

Сущность российской внешней политики предопределяется долгосрочными задачами возрождения России как демократического, свободного государства, обеспечения благоприятных условий для формирования современного динамичного хозяйства, гарантирующего достойную жизнь россиянам и финансово‑ экономическую независимость стране, а также для полноправного и естественного включения РФ в мировое сообщество как великой державы с многовековой историей, уникальным геополитическим положением, достаточной военной мощью, значительным технологическим, интеллектуальным и этическим потенциалом.

Важнейшими внешнеполитическими задачами, требующими скоординированных и постоянных усилий всех государственных структур страны, являются прекращение вооруженных столкновений и урегулирование конфликтов вокруг России, недопущение их распространения на нашу территорию и обеспечение строгого соблюдения в ближнем зарубежье прав человека и меньшинств, особенно этнических: россиян и русскоязычного населения.

Стержневая задача также – сохранение единства и территориальной целостности РФ…

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ В МЕНЯЮЩЕМСЯ МИРЕ

Поворот одного из крупнейших государств мира в сторону демократического развития в корне изменил мировой расклад сил. Прекращение политики, проходившей под знаком борьбы «двух систем» с ее проекцией на все стороны международной жизни, не только отодвинуло угрозу глобальной войны и сделало ненужной большую часть накопленных в эпоху противоборства вооружений, но и заложило новые предпосылки конструктивного сотрудничества стран на региональном и глобальном уровнях, в ООН и других международных opганизациях.

Россия признает значение концепции «нового политического мышления», которая стала первой попыткой преодоления тупика тотальной конфронтации, вместе с тем страдала увлечением абстрактными понятиями своего рода бесконфликтного глобализма, с одной стороны, и сохранением устаревших представлений о противостоянии «двух систем» как ориентира нашей внешней политики. При всей промежуточной значимости «нового мышления» в этой двойственности были заложены его недостатки и слабости…

Взаимодействие этих факторов предопределяет быструю по историческим меркам смену глобальной обстановки, основными чертами которой становятся:

исчезновение биполярной структуры в ее глобальном измерении;

многовариантность международной политики как следствие исчезновения глобальной биполярности;

возникновение региональных центросиловых отношений…

Отношения со всеми государствами, избавленные от самодовлеющих идеологических схем, должны строиться с учетом потребностей наших реформ, их значимости для безопасности страны в новых условиях. Сохраняя все, что есть рационального в двусторонних политических, экономических и культурных связях, наполняя их новым, соответствующим нынешним реалиям, содержанием, а также развивая отношения со странами, прежде остававшимися за пределами нашей активной политики, Россия обеспечивает свои интересы, обретает большую свободу в выборе внешнеполитических альтернатив. При этом закладываются предпосылки более прочных позиций страны на мировой арене.

ПРИОРИТЕТЫ И ПРИНЦИПЫ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ

Смысловым стержнем внешней политики России является примат обеспечения национальных интересов страны. В рамках этой фундаментальной задачи выстраиваются следующие основные приоритеты:

обеспечение политическими средствами безопасности России во всех измерениях, включая суверенитет, независимость и территориальную целостность, укрепление стабильности по периметру российских границ, в близлежащих регионах и в мире в целом;

защита прав, свобод, достоинств и благополучия россиян;

обеспечение благоприятных внешних условий для продвижения демократических реформ в направлении формирования гражданского общества;

мобилизация финансовой и технической поддержки для создания эффективной рыночной экономики, развития конкурентоспособности российских производителей и обеспечения их интересов на мировых рынках, содействия решению внутренних социальных проблем;

формирование принципиально новых, равноправных и взаимовыгодных отношений России с участниками СНГ и другими государствами ближнего зарубежъя, продолжение стратегического курса на партнерские и союзнические отношения со странами традиционного дальнего зарубежья, наиболее преуспевшими в решении тех задач, которые решает сейчас Россия;

обеспечение за Россией роли в мировом балансе влияния, в многосторонних процессах по регулированию мирового хозяйства и международных отношений, соответствующей статусу великой державы…

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Геополитическое положение России диктует необходимость проведения активной, прагматической и сбалансированной линии по многим направлениям. Разумеется, это не только не исключает, но и требует выбора, приоритетов, в соответствии со спецификой нынешнего момента.

I. Страны Содружества

Проблематика отношений России со странами Содружества и другими государствами ближнего зарубежья напрямую связана с судьбами российских реформ, перспективами преодоления кризиса в стране и обеспечения нормального существования России и россиян. Налаживание – на новых основах – хозяйственных и транспортных связей, урегулирование конфликтов и достижение стабильности по периметру наших границ являются важнейшими условиями нормального развития России, эффективного осуществления ее внешней политики в дальнем зарубежье…

IV. США

На обозримую перспективу отношения с Соединенными Штатами Аме­рики будут сохранять в шкале приоритетов внешней политики России одно из первых мест, соответствующее положению и весу США в мировых делах. Развитие полнокровных отношений с США способно облегчить создание благоприятной внешней среды для проведения внутренних экономических реформ в России…

V. Европа

Отношения России с европейскими странами как на двустороннем уровне, так и на путях сотрудничества в рамках различных международных организаций и форумов имеют приоритетное значение для ее вхождения в сообщество демократических государств, для обеспечения безопасности в новых условиях…

Предлагаемая концепция внешней политики России подлежит регулярному обновлению и уточнению. Это не ее недостаток, а требование чувства реальности.

Неизменным остается главное – приверженность критерию соответствия национальным интересам страны. Предложения, направленные к достижению такого соответствия, будут адекватно восприняты и внимательно рассмотрены. В идеале интересам страны отвечала бы выработка максимально широкого консенсуса в отношении принципиальных выборов внешней политики. [7. С. 17–49]

 

2. Основополагающий акт о взаимных отношениях, сотрудничестве
и безопасности между Российской Федерацией
и Организацией Североатлантического договора
Париж. 27 мая 1997 г.

Российская Федерация, с одной стороны, и Организация Североатлантического договора и ее государства‑ члены, с другой сторо­ны, именуемые в дальнейшем Россия и НАТО, на основе твердого обязательства, принятого на высшем политическом уровне, будут совместно строить прочный и всеобъемлющий мир в Евроатлантическом регионе на принципах демократии и безопасности, основы­вающейся на сотрудничестве.

Россия и НАТО не рассматривают друг друга как противников.

Общей целью России и НАТО являются преодоление остатков прежней конфронтации и соперничества и укрепление взаимного доверия и сотрудничества. Настоящим Актом подтверждается их решимость наполнить конкретным содержанием общее обязательство России и НАТО по созданию стабильной, мирной и неразделенной Европы, единой и свободной, на благо всех ее народов. Принятие этого обязательства на высшем политическом уровне является началом фундаментально новых отношений между Россией и НАТО. Они намерены развивать на основе общих интересов, взаимности и транс­парентности прочное, стабильное и долговременное партнерство.

Настоящий Акт определяет цели и механизм консультаций, сотрудничества, совместного принятия решений и совместных действий, которые составят ядро взаимоотношений между Россией и НАТО...

Для достижения целей настоящего Акта Россия и НАТО будут строить свои отношения на общей приверженности следующим прин­ципам:

развитие на основе транспарентности прочного, стабильного, долговременного и равноправного партнерства и сотрудничества с целью укрепления безопасности и стабильности в Евроатлантическом ре­гионе;

признание жизненно важной роли, которую демократия, политический плюрализм, верховенство закона и уважение прав человека и гражданских свобод, а также развитие рыночной экономики игра­ют в развитии общего процветания и всеобъемлющей безопасности;

отказ от применения силы или угрозы силой друг против друга или против любого другого государства, его суверенитета, террито­риальной целостности или политической независимости любым образом, противоречащим Уставу ООН и содержащейся в Хельсинкском Заключительном акте Декларации принципов, которыми госу­дарства‑ участники руководствуются во взаимных отношениях;

уважение суверенитета, независимости и территориальной целостности всех государств и их права выбора путей обеспечения собственной безопасности, нерушимости границ и права народов на самоопределение, как это закреплено в Хельсинкском Заключи­тельном акте и других документах ОБСЕ;

взаимная транспарентность в разработке и осуществлении обо­ронной политики и военных доктрин;

предотвращение конфликтов и урегулирование споров мирными средствами в соответствии с принципами ООН и ОБСЕ;

поддержка, в каждом конкретном случае, миротворческих опе­раций, осуществляемых под руководством Совета Безопасности ООН или под ответственностью ОБСЕ.

II. Механизм консультаций и сотрудничества. Совместный постоянный совет Россия – НАТО

Для осуществления деятельности и целей, предусмотренных настоящим Актом, разработки общих подходов к европейской безо­пасности и политическим вопросам Россия и НАТО создают Со­вместный постоянный совет Россия – НАТО.

Центральной задачей Совместного постоянного совета будет формирование более высокого уровня доверия, единства целей и навы­ков консультаций и сотрудничества между Россией и НАТО в целях повышения безопасности друг друга и всех стран в Евроатлантическом регионе и ненанесения ущерба безопасности кого‑ либо. В слу­чае возникновения разногласий Россия и НАТО будут предприни­мать усилия к их урегулированию в духе доброй воли и взаимного уважения в рамках политических консультаций…

Совместный постоянный совет будет осуществлять три конкрет­ных вида деятельности:

– проведение консультаций по темам раздела III настоящего Акта и по любому другому политическому вопросу или вопросу безопасности, определенному по взаимному согласию;

– выработка на основе этих консультаций совместных инициа­тив, по которым Россия и НАТО договорятся делать параллельные заявления или предпринимать параллельные действия;

– в случае достижения консенсуса в ходе консультаций при­нятие совместных решений и осуществление совместных действий в каждом конкретном случае, включая участие на равноправной осно­ве в планировании и подготовке совместных операций, в том числе миротворческих операций под руководством Совета Безопасности ООН или под ответственностью ОБСЕ…

Настоящий Акт применяется с даты его подписания... [7. С. 231–240]

3. Концепция внешней политики Российской Федерации
(Утверждена Указом Президента России 28 ию­ня 2000 г.)

I. Общие положения

Международная обстановка, сложившаяся к началу XXI века, потребовала переосмысления общей ситуации вокруг Российской Федерации, приоритетов российской внешней политики и возможнос­тей ее ресурсного обеспечения. Наряду с определенным укреплением международных позиций Российской Федерации проявились и не­гативные тенденции. Не оправдались некоторые расчеты, связанные с формированием новых равноправных, взаимовыгодных, партнерских отношений России с окружающим миром, как это предполагалось в Основных положениях концепции внешней политики Российской Федерации, утвержденных распоряжением Президента Российской Федерации от 23 апреля 1993 г. № 284‑ рп, и в других документах.

Высшим приоритетом внешнеполитического курса России явля­ется защита интересов личности, общества и государства.

В рамках этого процесса главные усилия должны быть направ­лены на достижение следующих основных целей:

обеспечение надежной безопасности страны, сохранение и укреп­ление ее суверенитета и территориальной целостности, прочных и авторитетных позиций в мировом сообществе, которые в наиболь­шей мере отвечают интересам Российской Федерации как великой державы, как одного из влиятельных центров современного мира и которые необходимы для роста ее политического, экономического, интеллектуального и духовного потенциала;

воздействие на общемировые процессы в целях формирования стабильного, справедливого и демократического миропорядка, строя­щегося на общепризнанных нормах международного права, включая прежде всего цели и принципы Устава ООН, на равноправных и партнерских отношениях между государствами;

создание благоприятных внешних условий для поступательного развития России, подъема ее экономики, повышения уровня жизни населения, успешного проведения демократических преобразований, укрепления основ конституционного строя, соблюдения прав и сво­бод человека;

формирование пояса добрососедства по периметру российских границ, содействие устранению имеющихся и предотвращению воз­никновения потенциальных очагов напряженности и конфликтов в прилегающих к Российской Федерации регионах;

поиск согласия и совпадающих интересов с зарубежными страна­ми и межгосударственными объединениями в процессе решения за­дач, определяемых национальными приоритетами России, строитель­ство на этой основе системы партнерских и союзнических отношений, улучшающих условия и параметры международного взаимодействия;

всесторонняя защита прав и интересов российских граждан и соотечественников за рубежом;

содействие позитивному восприятию Российской Федерации в мире, популяризации русского языка и культуры народов России в иностранных государствах.

II. Современный мир и внешняя политика Российской Федерации

Трансформация международных отношений, прекращение конфронтации и последовательное преодоление последствий «холодной вой­ны», продвижение российских реформ существенно расширили возмож­ности сотрудничества на мировой арене. Сведена к минимуму угроза глобального ядерного конфликта…

В то же время в международной сфере зарождаются новые вы­зовы и угрозы национальным интересам России. Усиливается тен­денция к созданию однополярной структуры мира при экономиче­ском и силовом доминировании США. При решении принципиаль­ных вопросов международной безопасности ставка делается на за­падные институты и форумы ограниченного состава, на ослабление роли Совета Безопасности ООН.

Стратегия односторонних действий может дестабилизировать международную обстановку, провоцировать напряженность и гонку вооружений, усугубить межгосударственные противоречия, нацио­нальную и религиозную рознь. Применение силовых методов в об­ход действующих международно‑ правовых механизмов не способно устранить глубинные социально‑ эко­но­мические, межэтнические и другие противоречия, лежащие в основе конфликтов, и лишь подры­вает основы правопорядка.

Россия будет добиваться формирования многополярной системы международных отношений, реально отражающей многоликость со­временного мира с разнообразием его интересов…

Интересы России непосредственно связаны и с другими тенден­циями, среди которых:

глобализация мировой экономики. Наряду с дополнительными возможностями социально‑ экономического прогресса, расширения человеческих контактов такая тенденция порождает и новые опасности, особенно для экономически ослабленных государств, усиливается вероятность крупномасштабных финансово‑ экономических кризи­сов. Растет риск зависимости экономической системы и информаци­онного пространства Российской Федерации от воздействия извне;

усиление роли международных институтов и механизмов в миро­вой экономике и политике («Группа восьми», МВФ, МБРР и дру­гие), вызванное объективным ростом взаимозависимости госу­дарств, необходимостью повышения управляемости международной системы. В интересах России – полноформатное и равноправное участие в разработке основных принципов функционирования миро­вой финансово‑ экономической системы в современных условиях;

развитие региональной и субрегиональной интеграции в Европе, Азиатско‑ тихоокеанском регионе, Африке и Латинской Америке. Интеграционные объединения приобретают все большее значение в мировой экономике, становятся существенным фактором региональ­ной и субрегиональной безопасности и миротворчества;

военно‑ политическое соперничество региональных держав, рост сепаратизма, этнонационального и религиозного экстремизма. Интег­рационные процессы, в частности в Евро‑ Атлантическом регионе, имеют зачастую избирательно‑ ограничительный характер. Попытки принизить роль суверенного государства как основополагающего элемента международных отношений создают угрозу произвольного вмешательства во внутренние дела. Серьезные масштабы приобре­тает проблема распространения оружия массового уничтожения и средств его доставки. Угрозу международному миру и безопасности представляют неурегулированные или потенциальные региональные и локальные вооруженные конфликты. Существенное влияние на глобальную и региональную стабильность начинает оказывать рост международного терроризма, транснациональной организованной преступности, а также незаконного оборота наркотиков и оружия.

Угрозы, связанные с указанными тенденциями, усугубляются ограниченностью ресурсного обеспечения внешней политики Рос­сийской Федерации; что затрудняет успешное отстаивание ее внеш­неэкономических интересов, сужает рамки ее информационного и культурного влияния за рубежом.

Вместе с тем Российская Федерация имеет реальный потенциал для обеспечения достойного места в мире. Определяющее значение в этом плане имеют дальнейшее укрепление российской государст­венности, консолидация гражданского общества и скорейший пере­ход к устойчивому экономическому росту…

III. Приоритеты Российской Федерации в решении глобальных проблем…

1. Формирование нового мироустройства

Россия заинтересована в стабильной системе международных отношений, основанной на принципах равноправия, взаимного ува­жения и взаимовыгодного сотрудничества. Эта система призвана обеспечить надежную безопасность каждого члена мирового сооб­щества в политической, военной, экономической, гуманитарной и иных областях.

Главным центром регулирования международных отношений в XXI веке должна оставаться Организация Объединенных Наций. Российская Федерация будет решительно противодействовать попыт­кам принизить роль ООН и ее Совета Безопасности в мировых делах.

Усиление консолидирующей роли ООН в мире предполагает:

неуклонное соблюдение основополагающих принципов Устава ООН, включая сохранение статуса постоянных членов Совета Без­опасности ООН;

рациональное реформирование ООН в целях развития ее механизма быстрого реагирования на происходящие в мире события, включая наращивание ее возможностей по предотвращению и урегу­лированию кризисов и конфликтов;

дальнейшее повышение эффективности Совета Безопасности ООН, несущего главную ответственность за поддержание междуна­родного мира и безопасности, придание этому органу большей пред­ставительности за счет включения в его состав новых постоянных членов, в первую очередь авторитетных развивающихся государств. Реформирование ООН должно исходить из незыблемости права вето постоянных членов Совета Безопасности ООН.

Россия придает большое значение своему участию в группе вось­ми наиболее развитых индустриальных государств. Рассматривая механизм консультаций и согласования позиций по важнейшим про­блемам современности как одно из существенных средств отстаива­ния и продвижения своих внешнеполитических интересов, Россий­ская Федерация намерена наращивать взаимодействие с партнерами по этому форуму.

2. Укрепление международной безопасности

Россия выступает за дальнейшее снижение роли фактора силы в международных отношениях при одновременном укреплении страте­гической и региональной стабильности…

3. Международные экономические отношения

Главным приоритетом внешней политики Российской Федерации в сфере международных экономических отношений является содей­ствие развитию национальной экономики, которое в условиях глоба­лизации немыслимо без широкого включения России в систему ми­рохозяйственных связей…

IV. Региональные приоритеты

Приоритетным направлением внешней политики России явля­ется обеспечение соответствия многостороннего и двустороннего сотрудничества с государствами‑ участниками Содружества Неза­висимых Государств (СНГ) задачам национальной безопасности страны...

Отношения с европейскими государствами – традиционное приоритетное направление внешней политики России. Главной целью российской внешней политики на европейском направлении является создание стабильной и демократической системы общеевропейской безопасности и сотрудничества. Россия заинтересована в дальней­шем сбалансированном развитии многофункционального характера Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) и будет прилагать усилия в этом направлении…

Российская Федерация готова к преодолению значительных труд­ностей последнего времени в отношениях с США, сохранению создававшейся на протяжении почти 10 лет инфраструктуры российско‑ американского сотрудничества. Несмотря на наличие серьезных, в ряде случаев принципиальных разногласий, российско‑ американское взаимодействие является необходимым условием улучшения между­народной обстановки и обеспечения глобальной стратегической ста­бильности…[27. С. 536–550]

 

4. Договор об учреждении Евразийского
экономического сообщества. (ЕврАзЭС)
Астана. 10 октября 2000 г.

Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Российская Федерация и Республика Таджикистан, далее именуемые Договаривающимися Сторонами... договорились о сле­дующем:

Статья 1. Учреждение международной организации

Настоящим Договаривающиеся Стороны учреждают международ­ную организацию «Евразийское экономическое сообщество» (далее – ЕврАзЭС или Сообщество).

ЕврАзЭС обладает полномочиями, добровольно передаваемыми ему Договаривающимися Сторонами в соответствии с положениями настоящего Договора. Договаривающиеся Стороны остаются суве­ренными и равноправными субъектами международного права.

Статья 2. Цели и задачи

ЕврАзЭС создается для эффективного продвижения процесса формирования Договаривающимися Сторонами Таможенного союза и Единого экономического пространства, а также реализации других целей и задач, определенных в вышеназванных Соглашениях о Та­моженном союзе, Договоре об углублении интеграции в экономиче­ской и гуманитарной областях и Договоре о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве, в соответствии с намеченны­ми в указанных документах этапами.

Ранее заключенные Договаривающимися Сторонами между собой договоры, а также решения органов управления интеграцией продол­жают действовать в части, не противоречащей настоящему Договору…

Статья 12. Местонахождение органов

Местом нахождения Интеграционного Комитета является город Астана (Республика Казахстан) и Москва (Российская Федерация).

Местом нахождения Межпарламентской Ассамблеи является го­род Санкт‑ Петербург (Российская Федерация)…

Статья 18. Срок действия и вступление в силу

Настоящий Договор заключается на неопределенный срок... [27. С. 550–554]

 

5. Декларация о создании Шанхайской организации сотрудничества
Шанхай.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.