Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Концепция внешней политики Российской Федерации. (Утверждена Президентом Российской Федерации Д






(Утверждена Президентом Российской Федерации Д. А. Медведевым

12 июля 2008 г.)

 

I. Общие положения

Концепция внешней политики Российской Федерации (далее — Концепция) — система взглядов на содержание, принципы и основные направления внешнеполитической деятельности России.

Настоящая Концепция дополняет и развивает положения Концепции внешней политики Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 28 июня 2000 г.

Эволюция международных отношений в начале XXI в. и укрепление России потребовали по-новому взглянуть на общую ситуацию вокруг нее, переосмыслить приоритеты российской внешней политики с учетом возросшей роли страны в международных делах, повышения ее ответственности за происходящее в мире и открывшихся в связи с этим возможностей участвовать не только в реализации международной повестки дня, но и в ее формировании. …

В соответствии с высшим приоритетом национальной безопасности — защитой интересов личности, общества и государства — главные внешнеполитические усилия должны быть сосредоточены на достижении следующих основных целей:

обеспечение безопасности страны, сохранение и укрепление ее суверенитета и территориальной целостности, прочных и авторитетных позиций в мировом сообществе, в наибольшей мере отвечающих интересам Российской Федерации как одного из влиятельных центров современного мира и необходимых для роста ее политического, экономического, интеллектуального и духовного потенциала;

создание благоприятных внешних условий для модернизации России, перевода ее экономики на инновационный путь развития, повышения уровня жизни населения, консолидации общества, укрепления основ конституционного строя, правового государства и демократических институтов, реализации прав и свобод человека и, как следствие, обеспечение конкурентоспособности страны в глобализирующемся мире;

воздействие на общемировые процессы в целях установления справедливого и демократического миропорядка, основанного на коллективных началах в решении международных проблем и на верховенстве международного права, прежде всего на положениях Устава ООН, а также на равноправных и партнерских отношениях между государствами при центральной и координирующей роли ООН как основной организации, регулирующей международные отношения и обладающей уникальной легитимностью;

формирование отношений добрососедства с сопредельными государствами, содействие устранению имеющихся и предотвращению возникновения новых очагов напряженности и конфликтов в прилегающих к Российской Федерации регионах и других районах мира;

поиск согласия и совпадающих интересов с другими государствами и межгосударственными объединениями в процессе решения задач, определяемых национальными приоритетами России, создание на этой основе системы двусторонних и многосторонних партнерских отношений, призванной обеспечить устойчивость международного положения страны к колебаниям внешнеполитической конъюнктуры;

всесторонняя защита прав и законных интересов российских граждан и соотечественников, проживающих за рубежом;

содействие объективному восприятию Российской Федерации в мире как демократического государства с социально ориентированной рыночной экономикой и независимой внешней политикой;

поддержка и популяризация в иностранных государствах русского языка и культуры народов России, вносящих уникальный вклад в культурно-цивилизационное многообразие современного мира и в развитие партнерства цивилизаций.

II. Современный мир и внешняя политика Российской Федерации

Современный мир переживает фундаментальные и динамичные изменения, глубоко затрагивающие интересы Российской Федерации и ее граждан. Новая Россия, встав на твердую почву национальных интересов, обрела полноценную роль в глобальных делах.

Стираются различия между внутренними и внешними средствами обеспечения национальных интересов и безопасности.

Кардинальная трансформация международных отношений, прекращение идеологической конфронтации и последовательное преодоление наследия «холодной войны» и связанных с ней предрассудков и стереотипов, укрепление России и ее международных позиций — все это существенно расширило возможности сотрудничества на мировой арене. Снижена опасность развязывания крупномасштабной войны, в том числе ядерной.

На современном этапе традиционные громоздкие военно-политические союзы уже не могут обеспечить противодействия всему спектру современных вызовов и угроз, являющихся трансграничными по своему характеру. На смену блоковым подходам к решению международных проблем приходит сетевая дипломатия, опирающаяся на гибкие формы участия в многосторонних структурах в целях коллективного поиска решений общих задач.

На передний план в качестве главных факторов влияния государств на международную политику, наряду с военной мощью, выдвигаются экономические, научно-технические, экологические, демографические и информационные. Все большее значение приобретают: уровень защищенности интересов личности, общества и государства; духовное и интеллектуальное развитие населения; рост его благосостояния; сбалансированность образовательных, научных и производственных ресурсов; в целом уровень инвестиций в человека; эффективное использование механизмов регулирования мировых рынков товаров и услуг, диверсификации экономических связей; сравнительные преимущества государств в интеграционных процессах. Экономическая взаимозависимость государств становится одним из ключевых факторов поддержания международной стабильности. Создаются предпосылки для становления более кризисоустойчивой международной системы.

Интересы России непосредственно связаны и с другими мировыми тенденциями, среди которых:

глобализация мировой экономики. Наряду с дополнительными возможностями социально-экономического прогресса, расширения человеческих контактов, такая тенденция порождает и новые опасности, особенно для экономически слабых государств. Усиливается вероятность крупномасштабных финансово-экономических кризисов, создается угроза углубления диспропорций в развитии различных регионов мира из-за неравенства стартовых позиций и внутренних потенциалов для ответа на вызовы модернизации. Глобализации противостоит растущее стремление отдельных стран защитить свой экономический суверенитет, причем нередко такой протекционизм приобретает форму экономического национализма, когда прагматические интересы подменяются политическими соображениями. Натиск глобализации испытывает на себе культурная самобытность подавляющего большинства стран и народов;

объективное повышение роли многосторонней дипломатии, международных институтов и механизмов в мировой политике и экономике, вызванное усилением взаимозависимости государств, необходимостью повышения управляемости мирового развития;

наращивание экономического потенциала новых центров глобального роста, связанное в том числе с более равномерным распределением ресурсов развития вследствие либерализации мировых рынков. Экономический подъем в таких странах и регионах конвертируется в их политическое влияние, при этом дальнейшее развитие получает тенденция к полицентричному миропорядку;

развитие региональной и субрегиональной интеграции на пространстве Содружества Независимых Государств (СНГ), в Евро-Атлантическом и Азиатско-Тихоокеанском регионах, Африке и Латинской Америке. Интеграционные объединения приобретают все большее значение в мировой экономике, становятся существенным фактором региональной и субрегиональной безопасности, включая миротворчество;

военно-политическое соперничество региональных держав, рост сепаратизма, этнонационального и религиозного экстремизма. Интеграционные процессы, в частности в Евро-Атлантическом регионе, имеют зачастую избирательно-ограничительный характер. Попытки принизить роль суверенного государства как основополагающего элемента международных отношений, ввести в практику разделение государств на категории с различным объемом прав и обязанностей несут в себе угрозу подрыва международного правопорядка, а также чреваты произвольным вмешательством во внутренние дела суверенных государств;

игнорирование отдельными государствами и группами государств основных принципов международного права. Россия выступает за то, чтобы общепризнанные нормы международного права были подлинно универсальными с точки зрения их понимания и применения.

Отличительная черта российской внешней политики — ее сбалансированность и многовекторность. Это обусловлено геополитическим положением России как крупнейшей евразийской державы, ее статусом одного из ведущих государств мира и постоянного члена Совета Безопасности ООН. Интересы страны в современных условиях диктуют настоятельную необходимость активного продвижения позитивной повестки дня по всему спектру международных проблем.

III. Приоритеты Российской Федерации в решении глобальных проблем…

1. Формирование нового мироустройства

Россия заинтересована в стабильной системе международных отношений, основанной на принципах равноправия, взаимного уважения и взаимовыгодного сотрудничества государств и опирающейся на международное право. Такая система призвана обеспечить надежную и равную безопасность каждого члена мирового сообщества в политической, военной, экономической, информационной, гуманитарной и иных областях. Ее главный инструмент — многосторонняя дипломатия.

Центром регулирования международных отношений и координации мировой политики в XXI в. должна оставаться ООН, которая доказала свою безальтернативность и наделена уникальной легитимностью. Россия поддерживает усилия по укреплению ее центральной и координирующей роли. Это предполагает:

неуклонное соблюдение целей и принципов, зафиксированных в Уставе ООН;

рациональное реформирование ООН в целях ее планомерной адаптации к меняющимся политическим и экономическим реалиям в мире;

дальнейшее повышение эффективности деятельности Совета Безопасности ООН, несущего главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности, придание этому органу в процессе реформирования большей представительности при обеспечении должной оперативности в его работе. Любые решения по созданию дополнительных мест в Совете Безопасности ООН должны приниматься на основе самого широкого согласия государств — членов ООН. Статус пяти постоянных членов Совета Безопасности ООН должен быть сохранен.

Россия придает большое значение повышению управляемости мирового развития, созданию саморегулируемой международной системы, что требует коллективного лидерства ведущих государств мира, которое должно быть представительным в географическом и цивилизационном отношении и осуществляться при полном уважении центральной и координирующей роли ООН. В этих целях Россия будет наращивать взаимодействие в таких форматах, как «Группа восьми» и ее диалог с традиционными партнерами, «тройка» (Россия, Индия и Китай), «четверка» БРИК (Бразилия, Россия, Индия и Китай), а также с использованием других неформальных структур и диалоговых площадок.

2. Верховенство права в международных отношениях

Россия последовательно выступает за укрепление правовых основ в международных отношениях, добросовестно соблюдает международно-правовые обязательства. Поддержание и укрепление международной законности — одно из приоритетных направлений ее деятельности на международной арене. Верховенство права призвано обеспечить мирное и плодотворное сотрудничество государств при соблюдении баланса их зачастую не совпадающих интересов, а также при обеспечении интересов мирового сообщества в целом…

3. Укрепление международной безопасности

Россия последовательно выступает за снижение роли фактора силы в международных отношениях при одновременном укреплении стратегической и региональной стабильности…

4. Международное экономическое и экологическое сотрудничество

Своими устойчиво высокими темпами экономического роста, во многом основанного на расширяющемся внутреннем спросе, природными и накопленными финансовыми ресурсами Россия вносит значительный вклад в обеспечение стабильности глобальной экономики и финансов. Соответственно, Россия намерена активно содействовать, в том числе посредством своего присоединения к Всемирной торговой организации и Организации экономического сотрудничества и развития, формированию справедливой и демократической глобальной торгово-экономической и валютно-финансовой архитектуры в целях полноправного и эффективного участия в ней…

5. Международное гуманитарное сотрудничество и права человека

Россия, приверженная универсальным демократическим ценностям, включая обеспечение прав и свобод человека…

6. Информационное сопровождение внешнеполитической деятельности

Важным направлением внешнеполитической деятельности Российской Федерации является доведение до широких кругов мировой общественности полной и точной информации о ее позициях по основным международным проблемам, о внешнеполитических инициативах и действиях Российской Федерации, о процессах и планах ее внутреннего социально-экономического развития, о достижениях российской культуры и науки.

IV. Региональные приоритеты

Приоритетным направлением внешней политики России является развитие двустороннего и многостороннего сотрудничества с государствами — участниками СНГ…

Главной целью российской внешней политики на европейском направлении является создание по-настоящему открытой, демократической системы общерегиональной коллективной безопасности и сотрудничества, обеспечивающей единство Евро-Атлантического региона — от Ванкувера до Владивостока, не допуская его новой фрагментации и воспроизводства прежних блоковых подходов, инерция которых сохраняется в нынешней европейской архитектуре, сложившейся в эпоху «холодной войны». Именно на это направлена инициатива заключения Договора о европейской безопасности, старт разработке которого можно было бы дать на общеевропейском саммите.

Россия заинтересована в том, чтобы ОБСЕ добросовестно выполняла возложенную на нее функцию — форума для равноправного диалога государств — участников ОБСЕ и коллективной выработки консенсусных решений на основе всеобъемлющего и основывающегося на балансе интересов подхода к безопасности в ее военно-политическом, экономическом и гуманитарном аспектах. Полноценная реализация этой функции возможна через перевод всей работы ОБСЕ на прочную нормативную базу, обеспечивающую верховенство прерогатив коллективных межправительственных органов.

Реально оценивая роль НАТО, Россия исходит из важности поступательного развития взаимодействия в формате Совета Россия — НАТО в интересах обеспечения предсказуемости и стабильности в Евро-Атлантическом регионе, максимального использования потенциала политического диалога и практического сотрудничества при решении вопросов, касающихся реагирования на общие угрозы, — терроризм, распространение оружия массового уничтожения, региональные кризисы, наркотрафик, природные и техногенные катастрофы.

Россия выстраивает отношения с США с учетом не только их огромного потенциала для взаимовыгодного двустороннего торгово-экономического, научно-технического и иного сотрудничества, но и их ключевого влияния на состояние глобальной стратегической стабильности и международной обстановки в целом. Россия заинтересована в эффективном использовании существующей разветвленной инфраструктуры взаимодействия, включая постоянный диалог по проблемам внешней политики, безопасности и стратегической стабильности, который позволяет находить взаимоприемлемые решения на основе совпадающих интересов.

Для этого необходимо перевести российско-американские отношения в состояние стратегического партнерства, перешагнуть барьеры стратегических принципов прошлого и сосредоточиться на реальных угрозах, а там, где между Россией и США сохраняются разногласия, работать над их урегулированием в духе взаимоуважения.

В контексте многовекторной внешней политики Российской Федерации важное и всевозрастающее значение имеет Азиатско-Тихоокеанский регион, что обусловлено принадлежностью России к этому динамично развивающемуся району мира, заинтересованностью в использовании его возможностей при реализации программ экономического подъема Сибири и Дальнего Востока, необходимостью укрепления регионального сотрудничества в сфере противодействия терроризму, обеспечения безопасности и налаживания диалога между цивилизациями.

Россия будет стремиться к налаживанию стратегического партнерства с Бразилией, наращивать политическое и экономическое сотрудничество с Аргентиной, Мексикой, Кубой, Венесуэлой и другими странами Латинской Америки и Карибского бассейна и их объединениями, опираясь на серьезный прогресс, достигнутый в отношениях с государствами этого региона за последние годы, расширять взаимодействие с этими государствами в международных организациях, поощрять экспорт в латиноамериканские страны российской наукоемкой промышленной продукции, осуществлять совместные проекты в сфере энергетики, инфраструктуры, высоких технологий, в том числе в рамках планов, разрабатываемых в региональных интеграционных объединениях. [ 6]

 

 

Использованные источники

1. Август 1968 года. Обзор документов Архива внешней политики Российской Федерации // Международная жизнь. – 1992. – № 8/9. – С. 147–159.

2. Антология мировой политической мысли [Текст]: в 5 т. т. II. Зарубежная политическая мысль. ХХ в. / Нац. обществ.‑ науч. фонд. Акад. полит. науки; руководитель проекта Г. Ю. Семигин и др.; ред.‑ науч. совет: пред. совета Г. Ю. Семинин и др. – М.: Мысль, 1997. – 830 с.

3. Антология мировой политической мысли [Текст]: в 5 т. т. V. Политические документы / Нац. обществ.‑ науч. фонд. Акад. полит. науки; руководитель проекта Г. Ю. Семигин и др.; ред.‑ науч. совет: пред. совета Г. Ю. Се­мигин и др. – М.: Мысль, 1997. – 765 с.

4. Арлазарова, С. М. Проблемы социалистического развития стран Центральной и Юго‑ Восточной Европы (1944–1981) [Текст]: практикум для студентов‑ заочников IV курса ист. ф‑ тов пед. ин‑ тов. В 2 вып. / С. М. Арлазарова, Н. И. Казакова. – М.: Просвещение, 1983. – Вып. 1‑ й. – 144 с.

5. Арлазарова, С. М. Проблемы социалистического развития стран Центральной и Юго‑ Восточной Европы (1944–1981) [Текст]: практикум для студентов‑ заочников IV курса ист. ф‑ тов пед. ин‑ тов. В 2 вып. / С. М. Арлазарова, Н. И. Казакова. – М.: Просвещение, 1983. – Вып. 2‑ й. – 161 с.

6. Берлинская (Потсдамская) конференция руководителей трех союзных держав: СССР, США, Великобритании [Текст]. – М., 1989.

7. Внешняя политика и безопасность современной России (1991–2002) [Текст]: хрестоматия: в 4 т. Т. 4. Документы / сост. Т. А. Шаклеина. – М.: Моск. общ. науч. фонд: ООО «Изд. центр науч. и учеб. программ», 2002. –512 с.

8. Восточная Европа в документах российских архивов. 1944–1953 [Текст]: в 2 т. Т. 1. 1944–1948 гг. / отв. ред. Г. П. Мурашко. – М.; Новосибирск: «Сибирский хронограф», 1998. – 985 с.

9. Восточная Европа в документах российских архивов. 1944–1953 [Текст]: в 2 т. Т. 2. 1949–1953 гг. / отв. ред. Г. П. Мурашко. – М.; Новосибирск: «Сибирский хронограф», 1998. – 1004 с.

10.Деятельность Советской военной администрации в Германии по демилитаризации советской зоны оккупации Германии. 1945–1949 [Текст]: сб. док‑ тов. – М.: Россия молодая, 2004. – 882 с.

11.Документы «комиссии Суслова». События в Польше в 1981 г. Из архива Президента РФ [Текст] // Новая и новейшая история. – 1994. – № 1. – С. 84–105.

12.История США [Текст]: хрестоматия: пособие для вузов / сост. Э. А. Иванян. – М.: Дрофа, 2005. – 399 с.

13.Италия: Конституция и законодательные акты [Текст]. – М.: Прогресс, 1988. – 391 с.

14.Колобов, О. А. Проблема войны и мира в ХХ веке [Текст]: хрестоматия. Т. 1 / О. А. Колобов, А. А. Корнилов, М. И. Рыхтик, И. В. Цхай. – Н. Новгород: Изд‑ во Нижегор. гос. ун‑ та им. Лобачевского, 1996. – 277 с.

15.Коминтерн против фашизма [Текст]: документы. – М.: Наука, 1999. – 506 с.

16.Конституции зарубежных государств [Текст]: учеб. пос. / сост. В. В. Маклаков. – 2‑ е изд., испр. и доп. – М.: Изд‑ во БЕК, 1999. – 584 с.

17.Конституции зарубежных социалистических государств [Текст]. – М.: Госюриздат, 1956. – 460 с.

18.Кочегарова, Н. И. Всемирная история. Великобритания между двумя войнами, 1918–1940 гг. [Текст]: практикум / Н. И. Кочегарова, В. Ф. Кочегаров. – М.: Изд‑ во МГОПУ, 1998. – 112 с.

19.Кочегарова, Н. И. Всемирная история. Соединенные Штаты Америки, 1918–1945 гг. [Текст]: практикум / Н. И. Кочегарова, В. Ф. Кочегаров. – М.: Изд‑ во МГОПУ, 1998. – 72 с.

20.Крымская конференция руководителей трех союзных держав: СССР, США, Великобритании [Текст]. – М., 1984.

21.НАТО. Справочник [Текст]. – Брюссель: Бюро информации и печати НАТО, 1995. – 368 с.

22.Новые документы по новейшей истории [Текст]: хрестоматия для уч‑ ся 10–11 кл. общеобраз. учреждений / ред. и сост. Г. Н. Севостьянов. – М.: Просвещение. – 350 с.

23.Пономарев, М. В. Новая и новейшая история [Текст]: практич. пос.: учеб. пос. для студ. высш. учеб. заведений: в 3 ч. / М. В. Пономарев, С. Ю. Смирнова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – Ч. 2: Европейская индустриальная цивилизация в XIX в. «Закат Европы». – 288 с.

24.Пономарев, М. В. Новая и новейшая история: практич. пос.: учеб. пос. для студ. высш. учеб. заведений [Текст]: в 3 ч. / М. В. Пономарев, С. Ю. Смирнова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – Ч. 3: Трансформация индустриальной цивилизации в период ГМК. Становление постиндустриального общества. – 384 с.

25.СВАГ. Управление пропаганды (информации) и С. И. Тюльпанов. 1945–1949 [Текст]: сб. док‑ тов. – М.: Россия молодая, 1994. – 255 с.

26.Системная история международных отношений. События и документы. 1918–2003 [Текст]: в 4 т. Т. 2. Документы. 1918–1945 / под ред. А. Д. Богатурова. – М.: Науч.‑ образ. форум по междунар. отношениям, 2004. – 358 с.

27.Системная история международных отношений. События и документы. 1918–2003 Том четвертый. Документы. 1945–2003[Текст]: в 4 т. Т. 4. Документы. 1945–2003 / под ред. А. Д. Богатурова. – М.: Науч.‑ образ. форум по междунар. отношениям, 2004. – 598 с.

28.Советский фактор в Восточной Европе. 1944–1953 [Текст]: в 2 т. Т. 1. Документы 1944–1948 гг. / отв. ред. Т. В. Волокитина. – М.: «Рос. полит. энцикл.» (РОССПЭН), 1999. – 687 с.

29.Советский фактор в Восточной Европе. 1944–1953 [Текст]: в 2 т. Т. 2. Документы 1949–1953 гг. / отв. ред. Т. В. Волокитина. – М.: «Рос. полит. энцикл.» (РОССПЭН), 2002. – 928 с.

30.Советско‑ венгерские отношения. 1948–1970 гг. [Текст]: документы и материалы / М‑ во иностр. дел СССР и м‑ во иностр. дел ВНР. – М.: Политиздат, 1974. – 726 с.

31.Совещания Коминформа, 1947, 1948, 1949 [Текст]: документы и материалы. – М.: «Рос. полит. энцикл.», 1998.

32.Союзная контрольная власть. План для репараций и послевоенного уровня германской экономики в соответствии с решением Берлинской конференции [Текст]. Б. м. 1947.

33.СССР и германский вопрос. 1941–1949. Документы из Архива внешней политики России [Текст]: в 3 т. Т. I: 22 июня 1941 г. – 8 мая 1945 г. / сост. Г. П. Кынин, Й. Лауфер. – М.: Междунар. отношения, 1996. – 784 с.

34.СССР и германский вопрос. 1941–1949. Документы из Архива вне­шней политики России [Текст]: в 3 т. Т. II: 9 мая 1945 г. – 3 октября 1946 г. / сост. Г. П. Кынин, Й. Лауфер. – М.: Междунар. отношения, 2000. – 880 с.

35.Тегеранская конференция руководителей трех союзных держав: СССР, США и Великобритании [Текст]. – М., 1984.

36.Хрестоматия по новейшей истории [Текст]: документы и материалы: в 3 т. / под ред. Б. Г. Гафурова, Л. И. Зубока, И. М. Майского, А. С. Перевертайло, В. Г. Трухановского. – М.: Изд‑ во соц.‑ экон. л‑ ры, 1960–1961. – Т. 1. 1917–1939 гг. – 927 с.; Т. 2. 1939–1945 гг. – 765 с.; Т. 3. 1945–1961 гг. – 775 с.

37.Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран [Текст]: в 2 т. Т. 2. Современное государство и право / отв. ред. Н. А. Крашенинникова. – М.: Норма, 2003. – 672 с.

38.Журнал «Бюллетень международных договоров».

39.Журнал «Дипломатический вестник».

40.Журнал «Новое время».

41.Журнал «США: экономика, политика, культура».

42.Diedrch, T. Der 17. Juni 1953 in DDR bewaffnete Gewalt gegen d. Volk [Text] / T. Diedrch. – Berlin, 1991.

43.http: // polska Ludowa. com / opozycia / dokumentacya / 21 – postulatow. Htm

44.https://www. /archive.kremlin.ru/…/2008/07/204108.shtml

 


ДЛЯ ЗАМЕТОК
ДЛЯ ЗАМЕТОК

 

Учебное издание

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.