Главная страница
Случайная страница
Разделы сайта
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
И личностных качеств педагога
Уважаемый коллега! Прежде чем приступить к практической педагогической деятельности, внимательно прочитайте перечень профессиональных умений и личностных качеств педагога. Используя имеющийся педагогический опыт, а также опыт работы на семинарских и практических занятиях по психологии, педагогике и методике, оцените свой уровень владения названными умениями и качествами до начала практики и в конце практики в баллах от 0 до 2.
а) Умение
Насколько хорошо вы умеете делать то, что написано?
· Как правило, делаю (получается) хорошо – 2
· Делаю (получается) средне – 1
· Плохо делаю (совсем не умею) – 0
б) Пожелание
Актуальна ли для вас работа над развитием обозначенных умений?
· Да – 2
· Всё равно – 1
· Нет – 0
Критерий оценки
| Начало практики
| Конец практики
| I. Уровень знаний учителя
1. Знание преподаваемого предмета
|
|
| 2. Общая эрудиция
|
|
| 3. Знание методики преподавания предмета
|
|
| 4. Знание методики внеклассной работы
|
|
| 5. Знание индивидуально-психологических особенностей учащихся
|
|
| 6. Знание психологии коллектива
|
|
| 7. Знание истории и теории педагогики
|
|
| 8. Знание особенностей педагогической деятельности
|
|
| Средняя оценка
|
|
| II. Гностические умения
1. Умение систематически пополнять свои знания путем самообразования
|
|
| 2. Умение систематически расширять свои знания путем пристального изучения опыта коллег
|
|
| 3. Умение добывать новые знания из изучения реального педагогического процесса
|
|
| 4. Умение изучать личность учащихся и особенности коллектива в плане повышения уровня их развития и условий, влияющих на результаты обучения и воспитания
|
|
| 5. Умение изучать достоинства и недостатки собственной личности и деятельности и перестраивать свою деятельность в соответствии с целями и условиями ее протекания
|
|
| | | | | Продолжение табл.
6. Умение методически анализировать и критически оценивать учебный материал, учебные пособия, средства обучения и творчески их использовать
|
|
| Средняя оценка
|
|
| III. Проектировочные умения
1. Планирование урока и системы уроков в соответствии с целями обучения, характером материала, ступенями обучения с учетом межпредметных связей
|
|
| 2. Планирование обучения с учетом психологических закономерностей овладения предметом, предвидение возможных затруднений учащихся
|
|
| 3. Определение наиболее рациональных видов деятельности учащихся по овладению материалом и предвидение характера их сложности для учащихся
|
|
| 4. Определение наиболее эффективных методов и приемов ведения урока
|
|
| 5. Планирование внеклассной работы в единстве с целями и задачами учебно-воспитательного процесса по предмету
|
|
| 6. Умение проектировать и создавать элементарные наглядные пособия в соответствии с задачами урока
|
|
| 7. Умение методически целесообразно использовать средства наглядности и ТСО на уроках и во внеклассной работе
|
|
| IV. Конструктивные умения
1. Выбор оптимальных приемов и способов обучения с учетом общих и частных целей обучения
|
|
| Продолжение табл.
2. Отбор и дозировка необходимого материала с учетом его особенностей и уровня подготовки учащихся
|
|
| 3. Расположение от легкого и простого к более трудному и сложному
|
|
| 4. Умение выбрать общие, групповые и индивидуальные формы работы
|
|
| 5. Расположение задач и упражнений в порядке увеличения их трудностей для учащихся
|
|
| 6. Определение объектов и способов контроля усвоения материала и уровня сформированности умений
|
|
| 7. Умение предусмотреть возможные затруднения учащихся в тех или иных видах деятельности
|
|
| 8. Рациональное распределение времени на отдельных этапах урока, логические переходы от одного этапа к другому
|
|
| 9. Определение характера руководства работой учащихся на каждом этапе урока и возможных вариантов изменения хода урока
|
|
| Средняя оценка
|
|
| V. Организаторские умения
1. Организация классного коллектива и педагогически целенаправленное управление его деятельностью с учетом динамики развития данного коллектива учащихся на протяжении всего курса обучения
|
|
| 2. Организация своей деятельности и деятельности учащихся в целях реализации намеченного плана урока (серии уроков) с соблюдением принципов НОПТ
|
|
| 3. Рациональная организация коллективной, групповой и индивидуальной деятельности и взаимопомощи учащихся
|
|
| 4. Организация факультативных занятий и кружков с учетом интересов учащихся
|
|
| 5. Организация деятельности учащихся по созданию средств наглядности и ТСО
|
|
| 6. Реализация, оценка и корректировка намеченных планов по внеклассной работе
|
|
| 7. Использование многообразных форм включения учащихся в учебную, трудовую, общественно полезную деятельность, обучение их самоорганизации
|
|
| 8. Умение организовать собственную деятельность, связанную с решением педагогических задач (на подготовительных этапах, в процессе занятий, при анализе работы, ее обобщении и систематизации)
|
|
| 9. Использование новых, передовых приемов обучения
|
|
| VI. Коммуникативные умения
1. Умение устанавливать педагогически целесообразные контакты: учитель – класс, учитель – ученик, ученик – класс, ученик – ученик
|
|
| 2. Умение раскрывать систему перспективных линий развития коллектива и личности, внушать уверенность в успехе
|
|
| 3. Нахождение в учащемся наиболее сильных сторон его личности и внушение ему уверенности в себе
|
|
| 4. Проявление меры требовательности и справедливости во взаимоотношениях с учащимися
|
|
| 5. Внушающее воздействие на учащихся на основании признания авторитета
|
|
|
Продолжение табл.
6. Установление и развитие педагогически целесообразных взаимоотношений с участниками педагогического процесса
|
|
| 7. Предотвращение и разрешение конфликтов (подход к событиям с точки зрения ученика, изменение его позиции путем раскрытия перед ним подлинных ценностей и целей, преодоление чувства личной неприязни)
|
|
| Средняя оценка
|
|
| VII. Качества характера
1. Уравновешенность
|
|
| 2. Инициативность
|
|
| 3. Требовательность
|
|
| 4. Справедливость
|
|
| З. Чуткость
|
|
| 6. Терпеливость
|
|
| 7. Чувство такта
|
|
| 8. Чувство юмора
|
|
| 9. Жизнерадостность, оптимизм
|
|
| 10. Общительность
|
|
| 11. Доброжелательность
|
|
| 12. Искренность
|
|
| Средняя оценка
|
|
| VIII. Способности
1. Ясность и критичность ума
|
|
| 2. Развитое воображение
|
|
| 3. Целенаправленная память
|
|
| 4. Выразительность и убедительность речи
|
|
| 5. Наблюдательность, внимание
|
|
| Продолжение табл.
6. Артистические способности
|
|
| Средняя оценка
|
|
| Общая средняя оценка
|
|
|
Выполните подсчет средних оценок и сделайте вывод о вашей подготовленности к предстоящей профессиональной деятельности. Сформулируйте 1–2 приоритетные задачи своего профессионального развития в период педагогической практики.
Назначение задания – актуализация потребности в работе над собой, развитие рефлексивных умений, программирования личностного и профессионального самосовершенствования.
Содержание задания. Проведите рефлексию своего педагогического взаимодействия с основными субъектами педагогической системы, в которой осуществлялась производственная педагогическая практика.
|