Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Рекомендации и советы по выполнению задания






Работа с педагогическими ситуациями – это настоящая исследовательская деятельность. Анализ педагогических ситуаций опирается на теоретические знания о личности, коллективе, деятельности, общении, а также конкретные факты проявления их характеристик в реальном педагогическом процессе, которые поддаются наблюдению и измерению.

Следует помнить, что профессиональная деятельность учителя, классного руководителя представляет собой цепь взаимосвязанных между собой педагогических ситуаций и предполагает постоянное решение педагогических задач.

Педагогическая ситуация – объективное состояние педагогического процесса в конкретной школе, классе в определенный период времени. Педагогическая ситуация всегда содержит в себе противоречие, которое проявляется в расхождении между желаемым и реально достигнутым уровнем развития личности учащегося, педагога ученического или педагогического коллектива.

Педагогическая задача – результат осознания педагогом цели своей деятельности в условиях конкретной педагогической ситуации.

Решить педагогическую задачу – значит:

· проанализировать ее условие (педагогическую ситуацию);

· выявить и сформулировать педагогическую проблему (вопрос);

· предложить возможные варианты решения (модели взаимодействия педагога и ученика);

· выбрать оптимальный вариант решения и аргументировать его.

 

 

При анализе педагогической ситуации мы рекомендуем придерживаться следующей схемы.

 

1. Опишите факт, демонстрирующий нарушение конструктивного взаимодействия.

2. Кратко охарактеризуйте общественно-воспитательную среду, в которой происходит действие, акцентируя внимание на таких вопросах, как: тип педагогической системы (школа, класс, спортивная команда, группа туристов и пр.), в которой происходит действие, ее характеристики (половозрастной состав, степень сплоченности группы, формальная и неформальная структура и т.д.) и социальное окружение (благоприятное или неблагоприятное влияние школьной, семейной и др. среды). Достаточными считаются те данные, которые помогают ясно представить суть проблемы. Описание ситуации не должно включать в себя избыточных данных, которые непосредственно не относятся к решению проблемы и могут затруднять ее понимание и решение.

3. Назовите основных субъектов взаимодействия. Дайте им педагогическую характеристику. Объектами анализа выступают: психологические особенности субъектов взаимодействия, черты их характера, привычки поведения, ценности, мотивы, цели деятельности, взаимоотношений, эмоциональные состояния и т.д.

4. Охарактеризуйте отношения, сложившиеся в данной педагогической ситуации, между ее участниками, указав содержание конфликта, т.е. его основную причину, и степень его напряженности.

5. Сформулируйте цель собственной деятельности в связи со сложившимися обстоятельствами, обоснуйте ее значимость для развития личности, коллектива, отношений и т.п.

6. Выделите и назовите условия, которые являются предпосылкой для усиления степени напряженности конфликта. Сформулируйте проблему (вопросы) этой ситуации.

7. Определите условия, способствующие решению задачи, и предложите вариант разрешения противоречия с обоснованием избранных стратегий и тактик, форм и методов взаимодействия.

8. Оцените результаты. В качестве критериев оценки избранного варианта могут выступать следующие вопросы: является ли принятое решение помощью ребенку, коллеге, родителям; направлено ли оно на создание ситуации успеха, на соблюдение прав, свободы и достоинства участников проблемной ситуации; является ли принятое решение проявлением милосердия, сострадания, заботы, справедливости, сотрудничества.

 

Уважаемый коллега, помните, что творчески работающий педагог при решении сложных профессиональных задач руководствуется следующими принципами.

· Принцип первый – вникни!

· Принцип второй – создай благоприятную атмосферу!

· Принцип третий – не унижай!

· Принцип четвертый – возвышай! (В. Леви)

Компетентный в области межличностных отношений педагог знает: дети учатся жить и жизни.

· Если ребенок живет во вражде, он учится агрессивности.

· Если ребенка постоянно критиковать, он учится ненавидеть.

· Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым

· Если ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины.

· Если ребенок живет в терпимости, он учится понимать других.

· Если ребенка поддерживают, подбадривают, он учится верить в себя.

· Если ребенка хвалят, он учится быть благодарным.

· Если ребенок живет в безопасности, он учится верить в людей.

· Если ребенок живет в понимании, он учится находить любовь в этом мире.

Требования, предъявляемые к заданию «Анализ педагогических ситуаций из собственного опыта»

 

При оценивании данного вида работы учитывается полнота и глубина анализа, последовательность и логичность изложения фактов, умение их описывать и интерпретировать на языке педагогической теории, целесообразность и оригинальность решений, умение рефлексировать и видеть ошибочность решений.

 

 

Литература

 

1. Бородкин, М.Ф. Внимание: конфликт! / М.Ф. Бородкин, Н.М. Коряк. — Новосибирск, 1983.

2. Журавлев, В.И. Основы педагогической конфликтологии /

В.И. Журавлев. — М., 1995.

3. Рыбакова, М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе / М.М. Рыбакова. — М., 1991.

4. Рыданова, И.И. Основы педагогического общения / И.И. Рыданова. — Минск., 1998.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.