Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
💸 Как сделать бизнес проще, а карман толще?
Тот, кто работает в сфере услуг, знает — без ведения записи клиентов никуда. Мало того, что нужно видеть свое раписание, но и напоминать клиентам о визитах тоже.
Проблема в том, что средняя цена по рынку за такой сервис — 800 руб/мес или почти 15 000 руб за год. И это минимальный функционал.
Нашли самый бюджетный и оптимальный вариант: сервис VisitTime.⚡️ Для новых пользователей первый месяц бесплатно. А далее 290 руб/мес, это в 3 раза дешевле аналогов. За эту цену доступен весь функционал: напоминание о визитах, чаевые, предоплаты, общение с клиентами, переносы записей и так далее. ✅ Уйма гибких настроек, которые помогут вам зарабатывать больше и забыть про чувство «что-то мне нужно было сделать». Сомневаетесь? нажмите на текст, запустите чат-бота и убедитесь во всем сами! Экономическая роль государства в рыночной экономике. Теория общественного выбора
В общем смысле экономика представляет собой совокупность общественных отношений по производству, распределению, обмену и потреблению материальных благ. Характерной особенностью этих отношений является практически неограниченное желание субъектов потреблять материальные блага в условиях наличия крайне ограниченного и конечного количества ресурсов для их производства. В результате все участники постоянно находятся перед альтернативой использования одних и тех же ресурсов для производства различных материальных благ. Постоянный дефицит доступных ресурсов и возникающая из этого необходимость выбора между вариантами их использования являются основными двигателями экономических отношений. Вступая в экономические отношения, субъекты, по сути, вступают в острую конкурентную борьбу за право владеть, пользоваться и распоряжаться, причем желательно одновременно, различными необходимыми им ресурсами. Главным критерием определяющим доступность того или иного ресурса для участника является экономическая стоимость данного ресурса. Основными гарантиями единства принципа формирования этой стоимости для всех участников экономических отношений являются их гражданско-правовое равноправие, равноправие форм собственности, а также предсказуемая, определенная и стабильная правовая среда экономической сферы. Проблема возникает, когда в экономические отношения вступает государство. Государство объективно не может выступать на равных правах с другими субъектами, а во многих случаях просто не имеет права это себе позволить, даже если захочет. Как любой другой участник экономических отношений, государство не способно существовать и выполнять свои функции, не имея надежной экономической основы. Но в отличие от других участников: 1 Функции государства сколь многочисленны, столь и разнообразны. Они затрагивают практически все стороны жизни общества и выходят далеко за пределы экономической сферы. Для остальных участников экономика является преимущественной, а для большинства – единственной сферой их деятельности. 2 Государство не способно произвольно сокращать или полностью прекращать выполнение большинства своих функций. Соответственно государство намного более чувствительно к ухудшению экономической ситуации, поскольку крайне ограниченно в возможностях даже временно ограничить свои расходы в ответ на резкое сокращение доходов. 3 Государство не имеет права на банкротство. Банкротство любого другого участника в среднесрочной перспективе всегда имеет положительный результат, так как ранее неэффективно используемые ресурсы перераспределяются между другими, более эффективными собственниками. При банкротстве государства не возникает ничего, кроме хаоса и анархии. Таким образом, государство, являясь активным субъектом экономических отношений, часто в своих действиях вынужденно руководствоваться критериями неэкономического характера, что значительно снижает эффективность используемых государством ресурсов и зачастую формирует отрицательную экономическую стоимость. Другими словами, государство часто вынуждено действовать себе в убыток. Но постоянно действуя в убыток, государство рано или поздно полностью использует имеющуюся у него экономическую базу и обанкротится, чего оно никак не может допустить. Соответственно, преследуя общественные интересы, государство обязано компенсировать неэффективность своей экономической деятельности за счет других субъектов, в первую очередь активно используя свои возможности правового воздействия. Государство, как источник публичной власти устанавливает правовые нормы для всех экономических субъектов. Но если для всех остальных участников экономических отношений изменение существующей правовой системы находится за пределами их возможностей, то для себя государство может произвольно менять правила в зависимости от ситуации, что собственно оно и делает, в том числе проводя свою фискальную политику. Государство является организацией экономической, политической и идеологической власти в обществе, с помощью которой обеспечивается его целостность и безопасность, осуществляется исполнение общечеловеческих и классовых социально-экономических функций. Государство представляет собой особую политическую организацию, которая с помощью политических и экономических инструментов и системы, различных мер влияет на экономику и стремится к социальной стабильности в обществе, т. е. оно является силой, которая выросла из общества и постепенно стала над обществом для регулирования отношений между классами, социальными слоями, нациями, народностями и самим государством рис. 39.9. В основу политического регулирования государства положены не только социально-экономические интересы общественных групп, а и экономические отношения в соответствии с которыми государство может благоприятствовать развитию экономики в целом либо сдерживать ее. Функции государства по поддержанию рыночного механизма состоят в следующем: обеспечение правовой базы рыночной экономики (защита прав собственности, предпринимательства, налогообложения, кредитной сферы и др.) и защита вот конкуренции (антимонопольная деятельность, защита прав потребителя). Функции государства по усилению рыночного механизма выражаются: а) в перераспределительной политике. Перераспределение доходов в обществе реализуется через трансфертные платежи (бедным, безработным) и модификацию цен (гарантированные цены фермерам, минимум заработной платы). Корректируя распределение ресурсов через налоговую систему, государство способствует развитию общественных благ (строительство школ, больниц), экологической защите, превращая затраты на загрязнение окружающей среды во внутренние издержки самых предприятий (химических, например); Рисунок 39.9 – Экономическая роль государства
б) в макроэкономическом регулировании экономики с целью ее стабилизации. С помощью бюджетных и кредитных рычагов государство осуществляет контроль за уровнем занятости, инфляции, стимулирует экономический рост; в) в проведении эффективной внешнеэкономической политики. Государство как сознательный субъект должно осуществлять свои функции осторожно, чтобы в рыночном механизме не было сбоев. Оно должно постоянно контролировать результаты регулирования и своевременно принимать меры для погашения негативных последствий. Государственное регулирование — это воздействие государства на хозяйствующие субъекты для достижения определенных социально-экономических целей путем установления правовых норм и организации правил их поведения в процессе длительной стратегической целью государственного регулирования является сохранение и умножение национального богатства в интересах живущих и будущего поколения граждан страны. Такими целями государственного регулирования экономики выступают: 1) обеспечение экономической безопасности страны; 2) повышение благосостояния всего населения и борьба с бедностью; 3) поддержка непрерывного технико-технологического прогресса производства; 4) достижение сбалансированности роста экономики и денежной стабильности в стране; 5) повышение конкурентоспособности продукции; 6) производство продукции товаров и услуг для общества. Предложение общественных благ также отличается от предложения частных благ по двум особенностям: 1 Поскольку все потребители должны потреблять объем общественных благ целиком, то при любой объем предложения общественных благ равен объему их потребления. 2 Предложение общественных благ осуществляется на коллективной основе сетью государственных и муниципальных учреждений или общественно-добровольными организациями. Самое трудное в жизни – выбор. От него зависит будущее и человека, и государства. Как принять правильное решение? Как повлиять на сограждан, чтобы они не совершили непоправимую ошибку, ведь выбор в демократическом обществе зависит от мнения большинства? Почему происходит извращение демократического идеала, а закон перерождается в произвол? Что необходимо сделать, чтобы предотвратить превращение демократии в авторитарный режим, а общества свободных – в общество рабов? Все эти проблемы анализирует теория общественного выбора, относительно новое и перспективное направление западной экономической мысли. Истоки общественного выбора можно найти в исследованиях Д.Блэка (1908), работах математиков XVIII – XIX вв., интересовавшихся проблемами голосования: Ж.А.Н.Кондорсэ, Т.С.Лапласа, Ч.Доджсона (Льюиса Кэролла). Однако в качестве самостоятельного направления экономической науки она сформировалась только в 50 – 60-х гг. XX в. Теорию общественного выбора называют иногда «новой политической экономией», так как она изучает политический механизм формирования макроэкономических решений. Критикуя кейнсианцев, представители этой теории поставили под сомнение эффективность государственного вмешательства в экономику. Последовательно используя принципы классического либерализма и методы микроэкономического анализа, они активно вторглись в область, традиционно считавшуюся полем деятельности политологов, юристов, социологов. Такое вмешательство получило название “экономического империализма”. Критикуя государственное регулирование, представители теории общественного выбора сделали объектом анализа не влияние кредитно-денежных и финансовых мер на экономику, а сам процесс принятия правительственных решений. В условиях ограниченности ресурсов каждый из нас стоит перед выбором одной из имеющихся альтернатив. Методы анализа рыночного поведения индивида универсальны. Они с успехом могут быть применены к любой из сфер, где человек должен сделать выбор. Основная предпосылка теории общественного выбора состоит в том, что люди действуют в политической сфере, преследуя свои личные интересы, и что нет непреодолимой грани между бизнесом и политикой. Эта теория последовательно разоблачает миф о государстве, у которого нет никаких иных целей, кроме заботы об общественных интересах. Теория общественного выбора – это теория, изучающая различные способы и методы, посредством которых люди используют правительственные учреждения в своих собственных интересах. «Рациональные политики» поддерживают прежде всего те программы, которые способствуют росту их престижа и повышают шансы одержать победу на очередных выборах. Таким образом, теория общественного выбора пытается последовательно провести принципы индивидуализма, распространив их на все виды деятельности, включая государственную службу. Второй предпосылкой теории общественного выбора является концепция «экономического человека». Человек в рыночной экономике отождествляет свои предпочтения с товаром. Он стремится принять такие решения, которые максимизируют значение функции полезности. Его поведение рационально. Рациональность индивида имеет в данной теории универсальное значение. Это означает, что все – от избирателей до президента – руководствуются в своей деятельности в первую очередь экономическим принципом, т. е. сравнивают предельные выгоды и предельные издержки (и прежде всего выгоды и издержки, связанные с принятием решений): MB > МС, где MB – предельные выгоды (marginal benefit); МС – предельные издержки (marginal cost). Сторонники теории общественного выбора рассматривают политический рынок по аналогии с товарным. Государство – это арена конкуренции людей за влияние на принятие решений, за доступ к распределению ресурсов, за места в иерархической лестнице. Однако государство – это рынок особого рода. Его участники имеют необычные права собственности: избиратели могут выбирать представителей в высшие органы государства, депутаты – принимать законы, чиновники – следить за их исполнением. Избиратели и политики трактуются как индивиды, обменивающиеся голосами и предвыборными обещаниями.
Рекомендованная литература 1 Конституція України: прийнята на 5-й сесії Верховної Ради України 28.06.1996 р. // Відомості Верховної Ради України. – 2014. – № 30. – Ст. 141. – (Редакція станом на 15.05.2014). 2 Про господарські товариства: Закон України від 19.09.1991 р. № 1577-12 // Відомості Верховної Ради України. – 1991. – №49. – Ст. 682. – (Редакція від 18.12.2011 р.). 3 Про захист прав споживачів: Закон України від 12.05.1991 р. № 1023-12 // Відомості Верховної Ради України. – 1991. – № 30. – Ст. 379. – (Редакція від 10.11.2011 р.). 4 Про зовнішньоекономічну діяльність: Закон України від 16.04.1991 р. № 959-12 // Відомості Верховної Ради України. – 1991. – № 29. – Ст. 377. – (Редакція від 03.08.2012 р.). 5 Про ліцензування певних видів господарської діяльності: Закон України від 01.06.2000 р. № 1775-3 // Відомості Верховної ради України. – 2000. – № 36. – Ст. 299. – (Редакція від 01.06.2012 р.). 6 Про оплату праці: Закон України від 24.03.1995 р. № 108/95-ВР // Відомості Верховної ради України. – 1995. – № 17. – Ст. 121. – (Редакція від 13.06.2012 р.). 7 Про оподаткування прибутку підприємств: Закон України від 28.12.2004 р. № 334/94-ВР // Відомості Верховної Ради України. – 1995. – № 4. – Ст. 28. – (Редакція від 01.04.2011 р., втрачає чинність 01.01.2013 р.). 8 Про охорону праці: Закон України від 14.10.1992 р. № 2694-12 // Відомості Верховної Ради України. – 1994. – № 5. – Ст. 21. – (Редакція від 25.06.2011). 9 Про підприємництво: Закон України від 07.02.1991 р. № 698-12 // Відомості Верховної Ради України. – 1991. – № 14. – Ст. 168. – (Редакція від 21.07.2012 р.). 10 Про рекламу: Закон України від 03.07.1996 р. № 270/96-ВР // Відомості Верховної Ради України. – 1996. – № 39. – Ст. 181. – (Редакція від 13.07.2012 р.). 11 Про страхування: Закон України від 07.03.1996 р. № 86/96 // Відомості Верховної Ради України. – 1996. – № 18. – Ст. 78. – (Редакція від 01.07.2012 р.). 12 Про ціни і ціноутворення: Закон України від 21.06.2012 р. № 5007-6 // Голос України. – 02.08.2012. – № 140. 13 Державний класифікатор продукції та послуг: ДК 016-97: затв. наказом Держстандарту України від 30.12.1997 р. № 822 (із змінами і доповненнями). – [Чинний від 1999-01-01]. – К.: Держстандарт України, 1997. – 1556 с. 14 Класифікація видів економічної діяльності: ДК 009: 2010: затв. наказом Держспоживстандарту України від 11.10.2010 р. № 457. – [Чинний від 2012-01-01]. – К.: Держспоживстандарт України, 2011. – 56 с. 15 Класифікація послуг зовнішньоекономічної діяльності: ДК 012-97: затв. наказом Держстандарту України від 02.06.1997 р. № 324. – [Чинний від 1997-10-01]. – К.: Держстандарт України, 1997. – 1234 с. 16 Економічна теорія. Політекономія: підручник / за ред. В.Д. Базилевича / В.Д. Базилевич, В.М. Попов, К.С. Базилевич, Н.І. Гражевська. - 7-ме вид., стер. - К.: Знання-Прес, 2013.-719 с 17 Костюк B.C. Економічна теорія: навч. посіб. для студ. вищ. навч. закл. / B.C. Костюк, A.M. Андрющенко, І.П. Борейко. - К.: Центр учб. л-ри, 2013. -282 с 18 Никифоров А.А. Макроэкономика: научные школы, концепции, экономическая политика: учеб. пособие / А.А. Никифоров, О.Н. Антипина, Н.А. Миклашевская. - М.: Дело и Сервис, 2014. - 543 с. 19 Антимонопольна діяльність: підручник /за ред. В.Д. Лагутіна - К.: КНТЕУ, 2012. - 580 с. 20 Базилевич В.Д. Макроекономіка: підручник / за ред. В.Д. Базилевича, К.С. Базилевич, Л.О. Баластрик. - К.: Атіка, 2013. - 368 с. 21 Ястремський О., Гриценко О. Основи мікроекономіки. Вид. друге, перероб. і допов.; з Модельо-комп'ютерним додатком на лазерному диску. - К.: Знання. - Прес, 2010. - 578 с. 22 Калінченко О.В. Мікроекономіка: навч.-метод. посіб. для студ. вищ. навч. закл. 23 Косік А.Ф. Мікроекономіка: навч. посіб. для студ. вищ. навч. закл. / А.Ф. Косік, 24 Лагутін В.Д. Бюджетна та монетарна політика: координація в трансформаційній економіці / В.Д. Лагутін. - К.: КНТЕУ, 2012. - 247 с. 25 Мазаракі А.А. Торговля. Деньги. Менталитет / А.А. Мазараки. - К.: Книга, 2012. - 631 с. 26 Макроекономіка та макроекономічна полшітика: навч. посіб. для студ. вищ. навч. закл. А.Ф. Мельник, Т.Л. Желюк, О.В. Дугопольський, О.В. Панухник. - К.: Знання, 2013. - 699 с. 27 Гронтковська Г.Е., Косік А.Ф. Мікроекономіка. Практикум: Навч. посібник. Вид. 2-ге, доповнене і перероблене.– К.: ЦУЛ, 2013. – 418 с. 28 Долан Э., Линдсей Д. Рынок: микроэкономическая модель: Пер. с англ.- С-Пб, 2012. – 496с. 29 Економічна енциклопедія. Том 1-3. – К.-Тернопіль: ВЦ „Академія“, 2011. 30 Косік А.Ф., Гронтковська Г.Е. Мікроекономіка: Навчальний посібник. Вид. 2-ге, доповнене і перероблене. – К.: ЦУЛ, 2012. – 438 с. 31 Кучерявенко І.А. Макроекономіка. Практикум. Навч. посібн. – К.: Вікар, 2013. – 239 с. 32 Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика: Пер. с англ.: В 2 Т. – М.: Республика, 2012. 33 Менкью Н. Г. Принципы экономикс. – СПб: Питер Ком, 2012. – 784 с. 34 Мікроекономіка і макроекономіка: Підручник / С. Будаговська та ін.– К.: Основи. 2013. – 518 с. 35 Самюэльсон П. Экономика: Пер. с англ. – М.: Алгон, 2012.– Т.2.– 416 с. 36 Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика: Пер. с англ. – М.: Дело ЛТД, 2013. – 864 с. 37 Экономическая теория. Задачи, логические схемы, методические материалы: Учеб. Для вузов / под общ. ред. А.И. Добрынина, Л. С Тарасевича – Санкт – Петербург.: Питер Ком, 2014. – 448 с. 38 Верховна рада України [Електронний ресурс]. – Режим доступу: https://iportal.rada.gov.ua/. – Останній доступ: 2014. 39 Електронна бібліотека стандартів і нормативів [Електронний ресурс]. – Режим доступу: https://www.e-gost.org.ua. – Останній доступ: 2014. 40 Інформаційний портал [Електронний ресурс]. – Режим доступу: https://liga.net. – Останній доступ: 2014. 41 Інформаційний канал [Електронний ресурс]. – Режим доступу: https://subscribe.ru. – Останній доступ: 2014. 42 Міністерство економічного розвитку і торгівлі України [Електронний ресурс]. – Режим доступу: https://www.me.gov.ua. – Останній доступ: 2014. 43 Міністерство інфраструктури України [Електронний ресурс]. – Режим доступу: https://www.mtu.gov.ua. – Останній доступ: 2014. 44 Міністерство освіти і науки, молоді та спорту України [Електронний ресурс]. – Режим доступу: https://www.mon.gov.ua. – Останній доступ: 2014. 45 Міністерство фінансів України [Електронний ресурс]. – Режим доступу: https://www.minfin.gov.ua. – Останній доступ: 2014. 46 Національний банк України [Електронний ресурс]. – Режим доступу: https://www.bank.gov.ua. – Останній доступ: 2014. 47 Національний інститут стратегічних досліджень [Електронний ресурс]. – Режим доступу: https://www.niss.gov.ua. – Останній доступ: 2014. 48 Новини [Електронний ресурс]. – Режим доступу: https://news.meta.ua, https://elvisti.com. – Останній доступ: 2014. 49 Офіційний вісник України [Електронний ресурс]. – Режим доступу: https://ovu.com.ua. – Останній доступ: 2014. 50 Правова бібліотека України [Електронний ресурс]. – Режим доступу: https://www.uapravo.net. – Останній доступ: 2014. 51 Президент України [Електронний ресурс]. – Режим доступу: https://www.president.gov.ua. – Останній доступ: 2014. 52 Професійна юридична система [Електронний ресурс]. – Режим доступу: https://zakon.nau.ua. – Останній доступ: 2014. 53 Урядовий портал [Електронний ресурс]. – Режим доступу: https://www.kmu.gov.ua. – Останній доступ: 2014. 54 Бібліотеки рефератів [Електронний ресурс]. – Режим доступу: https://www.ref.a.ua, https://referaty.com.ua, https://refsmarket.com.ua, https://www.ukrreferat.com, https://www.referatcentral.org.ua, https://www.5ballov.qip.ru, https://www.bankreferatov.ru. – Останній доступ: 2014. 55 Віртуальні бібліотеки [Електронний ресурс]. – Режим доступу: https://www.bookz.com.ua, https://www.e-lib.info, https://www.lib.ua-ru.net, https://www.erudition.ru, https://lib.meta.ua, https://studentam.kiev.ua. – Останній доступ: 2012. 56 Державна архівна служба України [Електронний ресурс]. – Режим доступу: https://www.archives.gov.ua. – Останній доступ: 2014. 57 Національна бібліотека України ім. В.І. Вернадського [Електронний ресурс]. – Режим доступу: https://www.nbuv.gov.ua. – Останній доступ: 2014. 58 Національна парламентська бібліотека [Електронний ресурс]. – Режим доступу: https://www.nplu.org. – Останній доступ: 2014. 59 Наукова бібліотека " Буковина" (економіка, менеджмент, маркетинг, фінанси, право, облік і аудит) [Електронний ресурс]. – Режим доступу: https://www.buklib.net. – Останній доступ: 2014. 60 Російська вільна енциклопедія „Вікіпедія” [Електронний ресурс]. – Режим доступу: https://ru.wikipedia.org. – Останній доступ: 2014. 61 Словники та енциклопедії [Електронний ресурс]. – Режим доступу: https://dic.academic.ru. – Останній доступ: 2014. 62 Українська вільна енциклопедія „Вікіпедія” [Електронний ресурс]. – Режим доступу: https://uk.wikipedia.org. – Останній доступ: 2014. 63 Адміністративно-управлінський портал [Електронний ресурс]. – Режим доступу: https://www.aup.ru. – Останній доступ: 2014. 64 База маркетингової інформації [Електронний ресурс]. – Режим доступу: https://www.marketing.vc. – Останній доступ: 2014. 65 Вища школа економіки [Електронний ресурс]. – Режим доступу: https://www.hse.ru. – Останній доступ: 2014. 66 Все найкраще про розвиток бізнесу [Електронний ресурс]. – Режим доступу: https://www.devbusiness.ru. – Останній доступ: 2014. 67 Все про рекламу, маркетинг і PR [Електронний ресурс]. – Режим доступу: https://www.advertology.ru. – Останній доступ: 2014. 68 Економіка та управління на підприємствах: науково-освітній портал [Електронний ресурс]. – Режим доступу: https://eup.ru. – Останній доступ: 2014. 69 Інтернет-портал для управлінців [Електронний ресурс]. – Режим доступу: https://www.management.com.ua. – Останній доступ: 2014. 70 Керівництво з маркетингу [Електронний ресурс]. – Режим доступу: https://www.marketing-guide.org. – Останній доступ: 2014. 71 Корпоративний менеджмент [Електронний ресурс]. – Режим доступу: https://www.cfin.ru. – Останній доступ: 2014. 72 Корпоративний менеджмент [Електронний ресурс]. – Режим доступу: https://www.cfin.ru. – Останній доступ: 2014. 73 Маркетинг: тематичний портал [Електронний ресурс]. – Режим доступу: https://marketing.web-3.ru. – Останній доступ: 2014. 74 Менеджмент в Росії та за рубежем: науковий журнал [Електронний ресурс]. – Режим доступу: https:// www.mevriz.ru. – Останній доступ: 2014. 75 Проблеми сучасної економіки: Євразійський міжнародний науково-аналітичний журнал [Електронний ресурс]. – Режим доступу: https://www.m-economy.ru. – Останній доступ: 2014. 76 Теорія та практика фінансового і управлінського обліку [Електронний ресурс]. – Режим доступу: https://www.gaap.ru. – Останній доступ: 2014. 77 Український бізнес ресурс [Електронний ресурс]. – Режим доступу: https://ubr.ua. – Останній доступ: 2014.https://www.intertorg.kr.ua. – Останній доступ: 2014.
|