Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Педагогическое общение в структуре учебного процесса
Педагогическое общение - специфическое межличностное взаимодействие педагога и воспитанника (учащегося), опосредующее усвоение знаний и становление личности в учебно-воспитательном процессе. Спецификапедагогического общения, прежде всего, проявляется в его направленности. Оно направлено не только на само взаимодействие и на обучающихся в целях их личностного развития, но и, что является основным для самой педагогической системы, - на организацию освоения учебных знаний и формирование на этой основе умений. В силу этого педагогическое общение характеризуется как бы тройной направленностью: · на само учебное взаимодействие, · на обучающихся (их актуальное состояние, перспективные линии развития) и · на предмет освоения (усвоения). В то же время педагогическое общение определяется и тройной ориентированностью на субъектов: · личностной, · социальной и · предметной. Это происходит в силу того, что педагог, работая с одним обучающимся над освоением какого-либо учебного материала, всегда ориентирует результат деятельности на всех присутствующих в группе, т.е. фронтально воздействует на каждого обучающегося. Поэтому можно считать, что своеобразие педагогического общения выражается также в том, что органически сочетает в себе элементы личностно ориентированного, социально ориентированного и предметно ориентированного общения. Основная цель педагогического общения состоит как в передаче общественного и профессионального опыта (знаний, умений, навыков) – от педагога учащимся, так и в обмене личностными смыслами, связанными с изучаемыми объектами и жизнью в целом. Педагогическое общение как и любое другое общение реализует коммуникативную, перцептивную и интерактивную функции. Как специфические для педагогического общения характерны 3 функции – обучающая, воспитывающая, фасилитативная (помощь учащемуся в самовыражении). Функциональной единицей педагогического общения является коммуникативная задача. При построении коммуникативной задачи исходными пунктами являются: - педагогическая задача, - наличный уровень педагогического общения педагога и обучаемых, - учет индивидуальных особенностей обучаемых, - учет собственных индивидуальных особенностей, - учет методов работы. Выделим особенности коммуникативной задачи как функциональной единицы общения. Во-первых, она играет роль побудителя ответного речевого или неречевого действия. Во-вторых, коммуникативная задача есть продуктивно-рецептивная единица, т.е. она включает речевую деятельность (действия) как говорящего, так и слушающего. С позиции говорящего (преподавателя) могут быть выделены следующие группы задач: 1) передача (сообщение) информации, 2) затребование, запрос информации, 3) побуждение к действию (вербальному или невербальному), 4) выражение отношения к вербальному или невербальному действию партнера педагогического общения (обучаемого). Наибольшую функциональную нагрузку в педагогическом общении несут такие коммуникативные задачи, как сообщение, убеждение, побуждение, одобрение, объяснение, опровержение, доказательство, вопрос и др. Коммуникативными задачами слушающего являются: понять, запомнить, выучить, усвоить, сделать вывод, ответить, опровергнуть, доказать и т.д.
Л.А.Григорович в составе педагогического общения выделяет три компонента: 1. Мотивационный, 2. Когнитивный и 3. Поведенческий.
Представленная ученым структура процесса общения состоит из следующих стадий: 1. Потребность в общении. 2. Ориентировка в целях общения в ситуации общения. 3. Ориентировка в личности собеседника. 4. Планирование (чаще бессознательно) темы, стиля общения, речевых фраз. 5. Реализация общения. 6. Восприятие и оценка ответной реакции собеседника. 7. Коррекция стиля общения. Как видно, каждый из этих пунктов составляет определенный этап в структуре педагогического общения. Их применение, несомненно, принесет свои положительные результаты. Педагогическое общение включает этапы: 1. Прогностический этап: моделирование педагогом общения с группой, потоком в процессе подготовки к педагогической деятельности. 2. Начальный период общения: организация непосредственного общения с аудиторией, группой. 3. Управление общением в развивающемся педагогическом процессе.
|