Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






  • Педагогический процесс и педагогическая деятельность






    Педагогический процесс – это движение от целей образования к его результатам путем обеспечения единства обучения и воспитания. Важнейшей характеристикой педагогического процесса является его целостность.

    Педагогический процесс представляют как систему из пяти взаимосвязанных элементов:

    1) цель обучения (Ц) (т. е. для чего учить);

    2) содержание учебной информации (С) (чему учить);

    3) методы, приемы обучения, средства педагогической коммуникации (М) (как учить);

    4) преподаватель (П);

    5) учащийся (У).

    Педагогический процесс как способ организации воспитательных отношений заключается в целенаправленном отборе и использовании внешних факторов развития участников. Где бы ни протекал педагогический процесс, каким бы педагогом ни создавался, он будет иметь одну и ту же структуру:

     

    Педагогическая цель – это предвидение педагогом и студентом результатов их взаимодействий в форме обобщенных мысленных образований, в соответствии с которыми затем соотносятся все остальные компоненты педагогического процесса. Совпадение целей педагога и учащегося – важнейшее условие успеха педагогического процесса.

    Принципы педагогического процесса предназначены для определения основных направлений достижения цели.

    Содержание педагогического процесса – это часть опыта поколений (система научных знаний, практических умений и навыков, а также мировоззренческих и нравственно-эстетических идей в области общественных отношений, идеологии, производства, труда, науки, культуры), которая в виде информации передается обучаемым для достижения поставленной цели. Оно тщательно отбирается, подвергается педагогическому анализу, обобщается, оценивается с позиций мировоззрения, приводится в соответствие с возрастными возможностями обучаемых.

    Ядром организационно-управленческого комплекса педагогического процессаявляются методы, средства и формы педагогической коммуникации. Методы выступают как упорядоченный способ организации взаимосвязанной деятельности педагога и учащихся по достижению определенных учебно-воспитательных целей. В единстве с методами используются средства обучения и воспитания как материализованные предметные способы работы с содержанием. Формы организации педагогического процесса придают ему логическую завершенность.

    Субъектами и объектами педагогического процесса являются педагог и учащийся, образующие целостную динамическую систему.

    Единицей педагогического процесса, для решения которой на каждом его этапе организуется педагогическое взаимодействие, является педагогическая задача (педагогическая ситуация обучения и воспитания, характеризующаяся взаимодействием педагогов и воспитанников, соотнесенная с целью деятельности и условиями ее осуществления).

     

    Управление педагогическим процессом. Применительно к педагогическому процессу управление представляет собой целенаправленное, систематическое воздействие преподавателя на отдельного учащегося и коллектив для достижения заданных результатов обучения.

    Выделяют следующие черты управления педагогическим процессом:

    1) сознательное и планомерное воздействие, которое всегда предпочтительнее стихийной регуляции;

    2) наличие причинно-следственных связей между управляющей подсистемой (преподаватель) и объектом управления (учащийся);

    3) динамичность или способность управляемой подсистемы переходить из одного качественного состояния в другое;

    4) надежность, т. е. способность системы управления выполнять заданные функции при определенных условиях протекания процесса;

    5) устойчивость – способность системы сохранять движение по намеченной траектории, поддерживать режим функционирования (несмотря на различные внешние и внутренние возмущения).

    Схематично картина непрерывного управленческого процесса выглядит так:

    · цель,

    · действие,

    · результат,

    · новая цель.

    Эффективное управление процессом обучения возможно при выполнении следующих требований:

    1) формулирования целей обучения;

    2) установления исходного уровня управляемого процесса;

    3) разработки программы действий, предусматривающей основные переходные состояния процесса обучения;

    4) получения по определенным параметрам информации о состоянии процесса обучения (обратная связь);

    5) переработки информации, полученной по каналу обратной связи, выработки и внесения корректирующих воздействий.

    Управление педагогическим процессом предусматривает также определение в нем места каждого участника, его функций, прав и обязанностей, создание благоприятных условий для наилучшего выполнения задач.






    © 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
    Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
    Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.