Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






От размышления о направлении реформы к возрождению общины






Светлана Чукавина

 

Дорогие братья и сестры, я постараюсь коротко рассказать о таком опыте жизни в церкви, о котором мы сегодня не говорили. Я буду говорить об очень интересном человеке - Василии Ильиче Экземплярском. Для начала совсем коротко расскажу его биографию. Он родился в 1875 году в Киеве, в семье священника, который, овдовев, стал архиереем и умер в сане епископа Варшавского. В.И. Экземплярский окончил Рижскую семинарию и Киевскую духовную академию. Он защитил магистерскую диссертацию на тему «Библейское святоотеческое учение о сущности священства» и стал профессором нравственного богословия Киевской духовной академии. В то же время он начал участвовать в работе Киевского религиозно-философского общества, стал его секретарём. В 1910 году В.И. Экземплярский выпустил свой основной труд, который назывался «Учение древней церкви о собственности и милостыне». В нём повествуется о необходимости формирования отношения христиан к собственности и ставится проблема, заключающаяся в том, что это отношение перестало быть христианским не только в среде нехристианской, но также и в христианской. В этом Экземплярский видел кризис христианства и писал о необходимости возвращения к норме апостольского времени. Он был очень крупным патрологом, изучал писание отцов IV века и его труд, который мы надеемся переиздать, был очень важным, хотя совершенно неоценённым и фактически неизвестным как в те времена, так и сейчас.

Судьба В.И. Экземплярского сложилась нелегко. В 1911 году в Киеве возникла инициатива выпустить сборник о Л.Н. Толстом. Экземплярского пригласили к участию в этом сборнике, в который он написал статью «Граф Лев Николаевич Толстой и святитель Иоанн Златоуст в их взгляде на жизненное значение заповедей Христовых». Он церковно оценивал творчество Л.Н. Толстого и, конечно, подчёркивал его отрицательную сторону, хотя находил и положительное, выражавшееся в общих взглядах святителя Иоанна и Л.Н. Толстого на жизненную важность и необходимость исполнения заповедей Евангелия. Статья В.И. Экземплярского приобрела скандальную известность, и он был исключён из Киевской духовной академии, хотя коллеги пытались его защищать. Например, в защиту Экземплярского написал статью Сергей Николаевич Булгаков.

В.И. Экземплярского избирали председателем Киевского религиозно-философского общества. Тем не менее он не мог преподавать в Киевской духовной академии до Февральской революции 1917 года. В 1916 году он начинал издавать журнал «Христианская мысль», который очень быстро стал одним из самых интересных журналов того времени, публиковавшим статьи на церковные и религиозно-общественные темы. После Февральской революции В.И. Экземплярский восстанавливается в академии. В это же время, между двумя революциями, он активно работал в своём журнале и написал программную статью к Собору. Я расскажу о ней немного позже. После Октябрьской революции Василий Ильич остался жить в Киеве, не признав обновленчества и декларацию митр. Сергия 1927 года.

Личная жизнь В.И. Экземплярского сложилась трагично, потому что в начале 20-х годов он ослеп. Все его работы, беседы и проповеди, составленные с тех пор, записывались его знакомыми. Правда, в 20-е годы он женился на Зинаиде Васильевне Бокалинской, которая сохранила его тексты. Благодаря этому стал возможным выход в свет книжки с предисловием Николая Сомина, которую издал Свято-Тихоновский институт. В ней опубликованы работы 1927-1929 годов, которые появились под конец жизни Экземплярского. Он умер в 1933 году своей смертью в Киеве.

Мне хотелось бы подчеркнуть, что самой важной темой для В.И. Экземплярского было осуществление жизни по Евангелию. Другая важная тема его деятельности - это борьба, вернее полемика с существующим богословием, которое оправдывало жизнь не по Евангелию в христианских государствах. На эти темы он написал много статей полемического характера. Важно ещё и то, что, будучи очень образованным человеком, В.И. Экземплярский был учителем молодого Анатолия Жураковского, который впоследствии стал священником и новомучеником. Наряду с другими профессорами Киевской духовной академии, Василием Васильевичем Зеньковским и Петром Павловичем Кудрявцевым, он помогал формированию о. Анатолия Жураковского как церковного человека и как будущего церковного деятеля. Есть несколько свидетельств о том, что Экземплярский вошёл в общину о. Анатолия и пребывал в ней до смерти, до 1933 года, т.е. до времени, когда уже и самого о. Анатолия из-за ареста не было в Киеве. Возможно, самое позднее свидетельство об этом есть в статье Сергея Кокурина, в которой он пишет о священнике Алексее Глаголеве и о круге киевских священников в общем. На основании слов потомков семьи Глаголевых и оставшихся в Киеве общинников, он утверждает, что и П.П. Кудрявцев, и В.И. Экземплярский входили в общину о. Анатолия.

Будущий священник Алексей Глаголев на лекции профессора Экземплярского познакомился со своей будущей женой. Это были лекции, которые профессора Киевской духовной академии подпольно читали оставшимся слушателям и общинникам, в основном молодёжи, в начале 1920-х годов, и, вероятно, до 1927 года. Они приходили слушать эти лекции в дом Экземплярского по рекомендациям о. Анатолия.

В дневниках о. Анатолия Жураковского отмечается, что Василий Ильич серьёзно повлиял на его формирование как церковного человека, и в частности он был инициатором книги «Литургический канон теперь и прежде», которую потом написал Жураковский. Экземплярский устраивал общение о. Анатолия с профессором Киевской духовной семинарии Михаилом Николаевичем Скабаллановичем, доставал для него литературу. В одном из своих писем Анатолий Жураковский пишет о том, что он очень благодарен Экземплярскому за выбор этой темы, потому что она открыла ему как человеку церкви глаза на серьёзные и очень важные вещи.

Необходимо понимать, что В.И. Экземплярский начал свою церковную деятельность с проповеди Евангелия в начале XX века и с проповеди веры в то, что евангельский идеал может быть воплощён в жизни, но он последовательно развивался в своём богословии, и когда у него появилась возможность публично высказаться на разные церковно-политические темы, то он использовал её, опубликовав в 1917 году несколько очень важных статей к Собору. Первая статья Экземплярского называется «К предстоящему Всероссийскому поместному Собору». В этой статье он пишет как мирянин об остром чувстве ответственности, которое возникает у всех, кто сочувствует собранию Собора, и от ощущения того, что сейчас должен произойти «праздник нашей церковной жизни». Автор критикует иерархию за отсутствие соборов в течение двухсот лет и далее пишет: «Мы тоже опустились и обленились церковно за эти века, мы забыли, что значит соборная жизнь и соборное делание, у нас замерло церковное чувство. И когда вся Русь явится на Собор, то какие чувства будут волновать её сердце? Будет ли это чувство всепобеждающей радости, что пали стены, отделяющие в церкви людей друг от друга... или же победит привычка разобщённости и холодности церковной, когда всё сведётся к одним бытовым интересам, к одному обсуждению разных реформ и реорганизаций, но не будет веяния духа настоящей братской любви всех во Христе?» Это замечание В.И. Экземплярского очень важно. Конечно, он понимал, что в церкви ничего не удастся изменить без реформы, и он ратовал за очень серьёзное проведение реформ. С другой стороны, мысль о том, что возрождение соборности может рождаться изнутри церкви, с низов, и не может быть плодом только реформации в ней, прослеживается уже в этой статье.

Приведу ещё одну цитату из этой статьи: «Не реформ мы ждём от него (т.е. от собора. - С.Ч.), не внешняя организация нам нужна. Всё это подождёт, речи о разных титулах " патриарха", " митрополитов" и пр. только тревожат религиозное чувство, которое всецело гармонично с пожеланием св. Григория Богослова, чтобы в церкви среди епископов не было местничества и титулов, но их бы различали по одной добродетели». Я не могу сказать, что такое размышление в предсоборные времена было только у одного Экземплярского, потому что не обладаю такой информацией. Однако его слова важны, для того чтобы понимать, как люди представляли церковное, что нужно делать в церкви, и для понимания пути самого Экземплярского.

Интересно, что после размышлений над текстами древних литургий и после обращения к опыту древней церкви, у В.И. Экземплярского проходят серьёзные консультации со всем кругом его близких знакомых в Киеве, в том числе с Петром Павловичем Кудрявцевым, участником будущего Собора, и о. Спиридоном (Кисляковым). Они вместе готовят статью Экземплярского «Направления церковной реформы». В этот момент вернувшийся в Киев о. Анатолий Жураковский тоже пишет очень важную статью в «Христианскую мысль», в которой ставит проблему не только реформ в церкви, но и её серьёзного возрождения на основе подлинного и первоначального опыта церковной жизни: «Возрождение церкви должно быть внутренним объединением всех во Христе Иисусе, объединением в любви». «Нам говорят - объединяйтесь по приходам. Но вряд ли в такой приходской организации теперь достижим хоть сколько-нибудь идеал братского любовного объединения, заложенный в Православии. Ведь теперь состав городского прихода совершенно случайный. Люди религиозно близкие друг другу находятся в. разных приходах, а люди, далёкие друг от друга духовно, находятся в одном приходе. Между тем нам надо начать объединяться не с тем, с кем трудно объединяться, но с тем, прежде всего, с кем легко, к кому мы чувствуем влечение, с кем мы уже близки религиозно. Да кроме того, конечно, далеко не все приходские священники окажутся в состоянии удовлетворить духовные запросы нарождающихся организаций любви. Поэтому следует тем, кто религиозно близок друг к другу, объединяться независимо от того, к каким приходам они принадлежат, и объединяться религиозно в любви».

Эта мысль нечасто встречалась в предсоборной дискуссии, а тем более на Соборе. Как показывают сегодняшние церковные обсуждения, она и сейчас не популярна. Тем не менее обращение к опыту древней церкви наводит будущего о. Анатолия и В.И. Экземплярского на мысль о необходимости его реализации в современной им жизни. Надо сказать, что Экземплярский оказался очень последовательным в этих размышлениях, и потому сам вошёл в общину Жураковского. Приведу интересный факт: в 1926 году Василий Ильич ездил в Прагу для лечения зрения. У него были все возможности, для того чтобы эмигрировать, но он понимал, что нашёл то, что так долго искал, и это было как раз в той среде, в той общине, в которой он реально жил. Отец Анатолий Жураковский свидетельствовал о письме Экземплярского из Праги, в котором тот писал, что очень скучает по Киеву и хочет вернуться. Понятно, что он хотел не вообще в Киев, а к своим братьям и сестрам.

Теперь я скажу несколько слов о направлении реформы в церкви, которую предлагал В.И. Экземплярский. Он рассматривал необходимость реформы в трёх направлениях: в области храмового богослужения, церковного учительства и церковной организации. В статье «Направления церковной реформы» есть очень интересная мысль о том, что в современном богослужении господствует клерикальная идея, против которой выступал В.И. Экземплярский. Вот что он пишет: -«Идеал храмового христианского богослужения - участие в нём всех, участие живое, активное, детски-дерзновенное в отношении Отца-Бога. Христианский священник не есть жрец в языческом смысле слова, но причастник вечного первосвященства Христа, как причастниками этого первосвященства являются и все члены церкви. В абсолютном смысле слова священник у нас один -Иисус Христос. <...> Совершители тайн Божиих у нас, православных, внутренне неотделимы от всей церкви, и это в равной мере и завет древней церкви, и требование нашего богослужебного чина». Тайные молитвы «должны читаться вслух всей церкви, как и приносятся молитвы вообще от лица всей церкви, а не одного предстоятеля. Особенно это надо сказать относительно молитв евхаристического канона». «Без участия всей церкви в молитвах евхаристического канона нет литургии, как подлинно общего дела, потому что верующие не участвуют сознательно в благодарении Бога». Далее В.И. Экземплярский пишет о том, что в нашем богослужении недостаточно места занимает чтение Евангелия. Это особенно важно в стране, в которой Евангелие, по сути, никогда и не читалось. Он вопрошает: почему слову Христа и Его апостолов уделяется так мало внимания, да ещё у нас в России, где всегда было громадное количество неграмотного населения, не умеющего читать Евангелие дома? Конечно, Василий Ильич был и сторонником изменения богослужебного языка. В статье он упоминает о ненужности непонятного языка в богослужебных чинах. Стоит отметить, что в общине о. Анатолия Жураковского все вещи, о которых в статье сказано как о необходимых для реформирования, были осуществлены.

Далее В.И. Экземплярский пишет о церковном учительстве. Смысл его предложения по реформированию сводится к тому, чтобы учительство касалось не второстепенных вещей или, как он пишет, «предания старцев», а чтобы на первый план выдвигалось евангельское нравственное учение, чего он не слышал в современной ему проповеди.

Наконец, В.И. Экземплярский пишет об организации церковной жизни, что неизменно таинственными остаются пути церкви, будущие судьбы церковных людей и что в истории церкви много загадочного. Он живёт в такое время, когда уже почти не осталось никаких устоев. Дальше он размышляет об организации церкви так: «Очень не трудно вырастить желательную норму церковной организации. Прямой задачей её в мире является служение Божьему Царству путём создания в нашем мире и в условиях нашей действительности закваски для преобразования мировой жизни. Церковь в этом смысле есть такое общество людей прежде всего, среди которых живёт Христос, как единый Учитель и Отец, авторитет и власть. Этим определяются отношения и внутри церкви, в среде её членов, и вне, к миру вообще. Общим в этих отношениях является братство всех людей как детей одного Отца. Внутри церкви это братство закрепляется и вдохновляется единством веры и любви ко Христу. Нравственная связь верующих всецело утверждается на этом единстве духа, когда совесть говорит, что Христос посреди нас, и жизнь пронизывается светом Христова учения: " По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою". Внешняя связь верующих утверждается на начале пастырства в церкви. <...> Пастыри церкви могут быть для нас отцами и учителями, но не могут быть они для нас владыками и начальниками, администраторами в смысле гражданского быта»Л. То есть он опять упоминает о клерикализме, который «по существу есть затемнение лика Христова в церкви. Напротив, главенство одного Христа в церкви создаст в ней подлинную соборность, участие в церковной жизни всех членов церкви, как клеточек церковного организма».

В.И. Экземплярский ратует за соборность. Необходимым условием для возрождения этого принципа жизни церкви он ставит церковную реформу по отделению церкви от государства. Причём он понимает, что эта позиция не популярна, потому что, как мы уже сегодня слышали, такое мнение высказывали совсем немногие участники Собора. Даже наиболее прогрессивные церковные деятели высказывались всё-таки за сохранение поддержки государства. В.И. Экземплярский резко выступает против любых форм подчинения церкви государству и обосновывает свою точку зрения. Собственно, это самое главное, что есть в его статье «К размышлению о церковной реформе».

Кроме того, Василий Ильич пишет, что на Соборе разгорится борьба между клерикальной и соборной тенденциями. Идею о восстановлении патриаршества он считает клерикальной, противной соборности. Он предлагает поставлять священников выборным образом и в конце проводит мысль о том, что священство должно быть общественным, т.е. бесплатным. Тем самым он мотивирует необходимость решения проблемы отчуждения и независимости священников от мирян. В конце статьи Экземплярский пишет о канонах, что они не являются догматами и могут быть изменены в результате изменившихся условий.

Эта статья интересна и сама по себе, и в контексте предсоборной дискуссии. Важно то, что В.И. Экземплярский подтвердил направление своей мысли участием в общине о. Анатолия. Очень многие вещи, связанные с предложениями Экземплярского, были устроены в ней.

Сейчас многие исследователи говорят об В.И. Экземплярском как о правдолюбце, о человеке, который никогда не шёл на компромисс и который в последние годы своей жизни уже был в таком просветлённом состоянии, что мог писать, или проповедовать, или наговаривать свои духовные беседы, опубликованные в наше время. Когда я их прочитала, то у меня сложилось другое впечатление. Удивительно, что эти богословские беседы (так они называются) больше похожи на катехизические проповеди для уже церковных, но ещё не имеющих большого церковного опыта людей. Темы его проповедей очень характерны и нужны для людей, которые не ушли в катакомбы, а продолжают жить, пока это возможно, в свободном пространстве и пытаются миссионерствовать. К слову, в общине о. Анатолия тоже ставилась такая задача.

В богословских беседах В.И. Экземплярский рассуждает о причине неверия в начале XX века. Он размышляет о христианстве как о религии Богосыновства, говорит о радости жизни в церкви. Я прочитаю одну маленькую цитату: «В целом Церковь несёт миру эту радость, И это наше непобедимое оружие. Но как было бы хорошо и радостно, если бы маленькие, тихие лучи исходили от каждой церковной группки, от каждой общины, даже от каждой души. Ради нас бесславится имя Божие на земле. Вот наше горе и вот главное русло антихристианской пропаганды». Он говорит о реальной жизни в церкви, о соборной жизни в ней и о свидетельстве об этом.

Когда читаешь эти записанные беседы, то понимаешь, что они созданы не в русле академического богословия, но как живые речи. Их мог сказать только человек, за спиной которого стоит живая община, живая церковная жизнь. Такое впечатление складывается, во-первых, потому что беседы имеют катехизический характер, во-вторых, потому что автор бесед невольно свидетельствует в них о подлинности общинной жизни, о том, что это воистину жизнь церковная, и она плодоносит и продолжается. Мне кажется очень важным этот пример честного поиска пути жизни церкви и веры в неё.

Известно, что о. Анатолий Жураковский в 1930 году накануне ареста и после отделения от патриаршей церкви, как и многие последовавшие за ним, находился в тупиковом состоянии. Всем было понятно, что у общины отберут храм, и что с ней будет дальше, было неизвестно. Тем не менее, в проповедях, которые он говорил ещё в храмах в середине 1930 года, звучат евангельские слова, что врата ада церковь всё-таки не одолеют. Почему о. Анатолий мог так сказать? Потому что за его спиной стоял реальный опыт церковной жизни.

В заключение мне хочется сказать, что о. Алексея Глаголева в 1927 году волновал вопрос, что же будет дальше с нашей церковью. Он восклицал: «Как мало остается служителей, какое безлюдие, какая пустота кругом... И кто придет им на смену?» Действительно, все лучшие люди сидели в лагерях, и было ясно, что аресты продолжатся. Отца Алексея беспокоило, как в таком случае передавать традицию? Сейчас выясняется, что всё-таки люди 20-30-х годов смогли передать опыт веры в церковь благодаря тому, что они в ней реально жили. Я думаю, что это тоже одна из причин возрождения церкви 60-70-х годов, о которой сегодня уже упоминал о. Георгий, хотя на первый взгляд казалось, что это возрождение произошло без всякой видимой общественной или церковной почвы.

СВЯЩ. ГЕОРГИЙ КОЧЕТКОВ. Я прошу прощения, что снова беру слово. Но так как обстоятельства уже не позволяют мне далее оставаться на семинаре, я хотел поблагодарить за саму эту тему, также как и за предыдущую тему вашего семинара. Мне кажется, это замечательно и очень важно. Даже то, что сейчас удалось услышать, уже обо многом говорит. Действительно, мы должны узнавать какие-то знамения времени, которые нам даёт Господь. Мы должны ориентироваться в церковной жизни и её ценностях независимо от феноменов массового сознания или инерции пережитков прошлого, какой-то церковной безответственности и легкомыслия.

Постараюсь очень коротко отреагировать на то, что я сейчас услышал. Действительно, те изменения в епископах, которые отмечала Ольга Филиппоца, очевидны, но они начались сразу после 1943 года. Это очень важно, что сразу: ещё война не успела кончиться, а уже епископы почувствовали себя князьями, они уже чувствовали себя в церкви совершенно по-новому. Наступила новая эпоха. Подтверждений тому очень много. Достаточно вспомнить образ архиеп. Сергия (Ларина), как он вёл себя в Одессе, как он принимал на трибуне военные парады и т. д. Это, конечно, был экстравагантный случай, но тем не менее это было вполне в духе того времени.

Ещё мне хотелось чуть-чуть добавить к тому, что я сегодня уже сказал, чтобы у кого-нибудь не создалось какого-то слишком однобокого впечатления. Я не случайно говорил об обновленчестве и всех формах неообновленчества как о выражении неверия в Церковь. С этим нам трудно примириться. Ведь как может верующий человек опираться на богоборческую власть? Но это уже последняя фаза, и не случайно нам пришлось в связи с этим тут говорить обо всём константиновском периоде церковной истории. Оппоненты митр. Сергия, как раз правые, «непоминающие», в большой степени сами были приверженцами всё той же старой парадигмы. Они хотели возрождения старой, синодальной жизни, а в этом тоже не было, конечно, воли Божьей.

С одной стороны, митр. Сергий, с другой - «непоминающие», но и те, и другие не верили в Церковь, хотя и по-разному. Одни всё-таки хотели сохранить верность церковной традиции в соответствии с той парадигмой, которая была отработана многими веками, другим же приходилось здесь туго, ибо им приходилось налаживать контакты, восхвалять и благословлять власть, которая очевидно была богохульной и богоборческой. Таким образом, уравнивать эти два феномена нам нельзя, но признать, что и там, и там не хватало веры в Церковь, приходится.

Услышанные сегодня подлинные свидетельства очень интересны, даже когда их слышишь уже не первый и не второй раз. Всё равно невозможно оторваться, потому что это подлинно. Эти свидетельства новомучеников говорят нам о том, что только там, где пастырь и паства на основе церковной соборности объединяются и показывают свою ответственность за Церковь - только там начинается новая жизнь, только там возможно противостояние любому искушению, любому злу, даже тоталитарной богоборческой власти, только там и возрождается сама вера в Церковь. Она невозможна на путях устроения церковной жизни, скажем, в традиционной парадигме Зарубежной церкви или, тем более, в традиционной парадигме «Сергиевской» иерархии. А вот то, что мы слышали сейчас, допустим, на примере проф. Экземплярского или многих из тех, о которых упоминала Ольга Филиппова, было совершенно новым явлением. Это был некий совершенно новый росток из почки.

Как показала история, самыми верными Богу и Церкви оказывались те люди, которые объединялись или в «святые коммуны» и общины, или в братства и движения - было много разных форм, дело сейчас не в названиях, - но которые действительно собирали воедино весь народ Божий, всё наследие Божие. Тогда возрождалась и вера в Церковь. Мне кажется, что это одна из самых главных вещей, которую можно считать наследием новомучеников и исповедников российских. Но это и то, что как раз не усвоено до сих пор, почему и остаётся множество прежних, порой совсем древних проблем в нашей современной церковной жизни.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.