Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Смена творческих лидеров в начале 20-х годов
Особенность развития советского архитектурного авангарда, по сравнению как с зарубежными центрами новой архитектуры, так и с авангардом в советском изобразительном искусстве, состоит в том, что в начале 20-х годов произошла полная смена творческих лидеров. В зарубежных странах Европы и Америки в новой архитектуре, преемственно выраставшей из модерна, уже в первом и втором десятилетии XX в. формируются новаторские течения и школы с творческими лидерами, продолжавшими играть роль лидеров и остававшимися авторитетами для молодежи и в 20-е годы. В Германии это П. Беренс, В. Гропиус, Б. Таут, Э. Мендельсон; в США - Ф. Райт; во Франции - О. Перре, Т. Гарнье; в Австрии - А. Лоос, в Голландии - Я. Ауд. В советском авангарде в области изобразительного искусства все основные творческие лидеры выявились уже в 1910-е годы - В. Кандинский, К. Малевич, В. Татлин и др. Ничего подобного не было в отечественной архитектуре. Все творческие лидеры первых двух десятилетий XX в. не имели никакого отношения к зарождению в те годы ростков архитектурного авангарда. Они были сторонниками или неоклассики, или " неорусского стиля". Они были тогда и кумирами студенческой молодежи. Это И. Жолтовский, И. Фомин, А. Щусев, В. Щуко, А. Таманян. Все они имели звание академика архитектуры и после 1917 г. находились в расцвете творческих сил. К этому перечню можно добавить имена академиков архитектуры, которые работали в нашей стране и после Октябрьской революции: Р. Клейна, Ф. Шехтеля, А. Дмитриева. Никто из этих архитекторов в 20-е годы не стал лидером основных новаторских течений или школ. В лучшем случае они возглавляли творческие школы где-то на границе между архитектурным авангардом и неоклассикой (например, " красная дорика" и " пролетарская классика" И. Фомина). С другой стороны, все те архитекторы, которые стали лидерами в 20-е годы, закончили архитектурные вузы перед самой Октябрьской революцией или сразу после нее (Н. Ладовский, К. Мельников, М. Гинзбург, Л. Лисицкий, В. Кринский, И. Леонидов, а некоторые до 1917 г. только начинали свою проектную деятельность, причем, как правило, в духе наиболее влиятельной в те годы неоклассики и тогда в их творчестве не было того, что можно было отнести к серьезным росткам архитектуры авангарда (Веснины, И. Голосов, А. Никольский). Новаторские концепции лидеров 20-х годов сформировались в полемической борьбе с формообразующими концепциями лидеров 10-х годов. Поэтому ни о какой преемственности лидеров по отношению к отечественной архитектуре первой трети XX в. говорить не приходится. Преемственность была лишь в передаче профессионального опыта, творческие же концепции лидеров 10-х годов отвергались лидерами двадцатых. Таким образом одной из важнейших особенностей развития советской архитектуры была полная смена караула на рубеже 10-х и 20-х годов. Архитектурный авангард возглавили мастера, сформировавшиеся как лидеры в начале 20-х годов (некоторые даже позже). Глава 5. Рационализм (ак архитектурное течение)
|