Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Песни и подвижные игры с русскими народными мелодиями






 

Мне приходилось иметь дело с разными детьми, и для очень многих из них доставляют величайшее удовольствие игрушки, напоминающие тех животных, которых они видели в комнате или во дворе; им приятно поиграть и с простой куколкой, одеть, раздеть, уложить ее в постельку и прочее. Укажите им при этом несколько игр – они тотчас переймут их, сперва станут изменять на разные лады, потом придумывать и свои игры. Игрушки должны быть совсем простые, с которыми ребенок мог бы делать, что ему вздумается. Возьмем в пример хотя игру с куклой. Ребенок раздел ее, уложил спать, а вы, как и над ним, запоете над его лежащей на подушке куколкой русскую песенку:

 

Баю, баюшки-баю,

Баю милую дитю,

Ты спи, почивай,

Глаз своих не раскрывай,

Сон да дрема

Вдоль по улице прошла,

К моей куколке зашла,

Под головку спать легла.

Баюшки-баю,

Баю деточку мою.

Прилетели гулюшки,

Сели на малютку;

Они стали гурковать,

Мою куколку качать,

Прибаюкивать:

Спи, куколка, засни,

Угомонь тебя возьми!

Лучше выспишься,

Не куражишься,

Пойдешь в сад —

разгуляешься

Да и с нянюшками,

Да и с мамушками.

 

Серьезнее, чем когда вы пели над ним, ребенок начинает вслушиваться в слова и голос, подражать песне. Ему так нравится петь над куколкой, укладывая ее, что нередко он вас попросит спеть ему ту же песенку, когда сам будет ложиться спать… Уже не говоря о том, что для детей великое удовольствие сопровождать какое-нибудь дело песнею, – от этого не только развивается слух, но пение много способствует и развитию языка. Ребенок чутко прислушивается ко всем мотивам, которые напевают взрослые, и тотчас их подхватывает. При этом, конечно, …следует… выбирать детские песни лучше всего свои, народные, или написанные в народном духе правильным русским языком, содержанием которых служит какое-нибудь явление из детской жизни или в которых говорится о каком-нибудь обыденном предмете…

Вот пример присказки на тот случай, когда ребенок будет играть со своею собачкой:

 

Собачка, собачка,

Где ты была?

А где кони?

Они в лес ушли.

А где тот лес?

Огнем сгорел.

А где огонь?

Водой залили.

А где вода?

Гуси выпили?

В тростник ушли.

А где тростник?

Люди выломали.

 

Тут мы переменяем в народной песне только некоторые слова… Было бы огромной ошибкой со стороны воспитателя указывать 2–3-летнему ребенку на более тонкие особенности, рассказывать ему хотя что-нибудь из жизни животных и птиц, чего нет у него перед глазами в данную минуту…

– Сядем на крылечко и песню споем, – просит вас ребенок. Вы начинаете, Маша вам подтягивает.

 

Куплю моей Машеньке

Всякой скотинушки;

Будут у Машеньки

Телушка, свинушка,

Да барашек маленький

С козонькой удаленькой.

На дворе индюшка,

Кура-погребушка,

Гусынька гуляет,

Уточка ныряет,

Ей охота в пруд…

Машу увидали,

Все к ней побежали

Голосят, зовут:

Телушка му-му, му-му,

Козонька ме-ке, ке-ке,

Барашек бя-бя, бя-бя,

Свинушка рю-хи, рю-хи,

Индюшка шулды-булды,

Гусынька га-га, га-га,

Уточка уть-уть-уть,

Курочка по сенюшкам

Тю-у-ук, тю-рю-рюк…

 

Это взято из длинной народной песни, но ее пришлось сильно изменить, кроме некоторых строф, где я нашла подражания звукам животных. Звуки эти напоминают ребенку животных, которые у него перед глазами. В начале же этой песни: «Станем мы, мужинушка, домок наживать», выставлены сложные для ребенка отношения, и я их выпустила, заменив более подходящим содержанием. Дети, как известно, очень любят подражать звукам животных; они с восторгом повторяют эту песенку.

«Еще споем… еще про коровку или про кого-нибудь», – не отстает от вас ребенок.

 

Уж, как я ль мою коровушку люблю!

Сытна пойла я коровушке налью,

Чтоб сыта была коровушка моя,

Чтобы сливочек буренушка дала.

Тру-ту-ту-ту, затрубил наш пастушок,

Собирались все коровки на лужок

Стала тут моя коровушка мычать,

Уж и ласк моих не хочет больше знать!

Просит жалобно на волюшку пустить;

Ей милее в чистом поле бродить,

Есть на солнышке медвяную траву,

Чем стоять-то в душном, в темном во хлеву.

 

– Да, – скажут мне наши петербургские дачники, – все это рассказывать и распевать можно только в деревне, а не где-нибудь в Лесном или на Черной речке, где ребенок лишь изредка увидит корову или курицу. Правда, петербургская обстановка очень искусственна, и для пользы детей хорошо бы пожить где-нибудь подальше, но делать нечего… И тут найдется свой мир для наблюдений… Отправимся в лес погулять.

 

Я пройдусь по лесам,

Много птичек есть там,

Все порхают, поют,

Гнезда теплые вьют.

Я пройдусь по лугам,

Мотылечки есть там;

Как красивы они

В эти светлые дни!

 

– Теперь крикни: ау, ау… Эхо повторяет крик ребенка. – Что же это, мама, кто кричит? – Ты сама. Попробуй, крикни что-нибудь. – Мама! Мама! – опять кричит девочка. – Вот всегда так: ты кричишь, и в лесу раздается, как будто кто-нибудь тебе откликается.

Летом все еще есть кое-что для наблюдений, а наступят дожди, слякоть, придется запереть ребенка в комнате; выпускать на воздух, когда он еще не окреп, положительно невозможно. Какие же тогда вести с ним беседы? Но ведь комната не пустая, и в ней есть многое, о чем можно поболтать. Холодно, мрачно, солнца не видно за тучами, и вы поете с ребенком:

 

Солнышко, ведрышко,

Выгляни в окошечко,

Посвети немножко;

Плачут твои детки,

Плачут малы крошки,

Словно птички в клетке.

Солнце заиграло,

Детушкам сказало:

Эй! Гуляйте в поле;

В поле вы гуляйте,

Бегайте, играйте,

Прыгайте на воле.

 

…Подобные упражнения следует вести с ребенком трех-четырех лет не более 2–3 минут сряду в продолжении дня, притом живо, весело, без всякого принуждения; соединенные с игрою и беготней, прерываемые живыми песенками, поговорками и присказками, эти упражнения дают возможность ребенку привести в порядок и усвоить общие понятия о месте и движении. А хорошо усвоить эти понятия необходимо: без них невозможно делать и правильных наблюдений[48]…

 

…Теперь укажу на игры, которыми можно было бы занять детей в детском саду…

1. Коршун. Дети составляют кружок, один садится в середину и скребет рукой по полу. – Коршун, коршун, что ты делаешь? – (спрашивают в голос дети). Ямочку копаю. – На что тебе ямочка? – Денежку ищу. – На что тебе денежка? – Иголочку купить. – На что тебе иголочка? – Мешочек сшить. – На что тебе мешочек? – Камешки класть. – На что тебе камешки? – В вас побросать. – За что? – Вы мое гнездо срыли, моих деток словили, моих деток убили. – Коршун вскакивает и бросается ловить детей; кого поймает, тот садится в круг вместо него коршуном.

Другая игра в коршуна исполняется несколько иначе. Играющие становятся в ряд, кладут друг другу руки на плечи и таким образом составляют плотную цепь; это птенчики, которых охраняет наседка, стоящая впереди их. Коршун ходит после и старается утянуть одного цыпленка из длинной цепи. Наседка отбивается от коршуна, распростертыми руками своих цыплят. Пойманный цыпленок становится коршуном, а коршун идет на его место.

2. Горелки. Играющие становятся парами одна за другой; впереди всех стоит тот, кто «горит». Когда он скажет: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло, глянь на небо – птички летят!», и при этом ударит три раза в ладоши, то первая пара пускается в бегство, но при этом так, что один по правую, а другой по левую сторону «горящего», который старается поймать одного из них, прежде чем они успеют опять схватить друг друга за руки.

3. Мак. Играющие, взявшись за руки, становятся в кружок, в середине садится хороводник. Играющие ходят кругом и поют или произносят:

 

Ай, на горе мак, мак!

Под горою бел, бел!

Ах, вы, маки-маковочки,

3олотые головочки,

Станьте вы в ряд,

Спросите про мак.

 

Играющие останавливаются и спрашивают у хороводника: «Сеяли ли мак?» Хороводник отвечает: «Только землю вспахали». Дети поют ту же песню, потом спрашивают: «Сеяли ли мак?» – «Сеяли». – После каждого ответа поют песню и спрашивают последовательно: «Взошел ли мак? – Всходит! – Зацвел ли мак? – Зацвел. – Поспевает ли мак? – Поспевает. – Поспел ли мак? – Поспел, собирайтесь оттрясать его. – Хороводник вскакивает и старается выбежать из круга; если не успеет, все бросаются на него и трясут его. Хороводник должен ударить три раза кого-нибудь по счету; тогда все отступаются от него, а ударенный делается хороводником.

4. Волк. Один из играющих, волк, прячется: овцы расхаживают, но как только увидят волка, разбегаются. Волк старается ловить овец. Пойманный становится волком.

5. Пятнашки. По жребию решают, кому из играющих ловить, пятнать других. Дети разбегаются в разные стороны, а ловящий гонится за ними и старается дать настигнутому легкий удар ладонью, который вместо него становится ловцом.

6. Квартиры менять. Все садятся в кружок, а один из играющих стоит посреди. «Квартиры менять!» – кричит он, как только все усядутся. Играющие вскакивают, – каждый должен занять новое место. Кто остался без стула, тот становится в середину. Эту игру можно назвать также «Свои соседи». Тот, кто стоит в середине, подходит то к одному, то к другому из сидящих. «Довольны ли вы своим соседом?» – спрашивает он. – «Недоволен, и вместо него хочу вот того-то». Те, которых пожелали иметь соседями, бегут занять места изгоняемых. Кто останется без места, должен стать на середину.

7. Жмурки. Общеизвестная игра.

8. Кольцо. Кольцо надевают на веревочку и связывают оба ее конца; дети становятся в кружок, кладут руки на веревку и шевелят немного руками, чтобы незаметно было, кому передается кольцо. Тот, кто стоит в кругу, слегка ударяет по руке того, у кого он думает найти кольцо, и у кого его найдут, тот становится в кружок угадывать, а если не угадает, игра продолжается по-прежнему.

9. Мухи и ласточка. Одно дитя представляет ласточку и садится отдельно от других играющих. Остальные дети представляют мух, и все вместе становятся против ласточки. Они, точно крыльями, размахивая руками, потихоньку приближаются к ласточке, приговаривая в один голос:

 

Мушки летали,

Мушки жужжали.

Жужжу, жу,

Жужжу, жу,

 

При последних словах вскакивает «ласточка» и быстро произносит:

 

Ласточка порх,

Мушку поймала…

Мушка, прощай,

Мушка пропала!

 

При последнем слове ребенок, изображающий ласточку, гонится за мухами. Пойманное дитя становится ласточкой, и игра начинается снова.

10. Птицы летят. Дети садятся в кружок. Ребенок, сидящий в середине, говорит, поднимая руки: «Утки летят, гуси летят!», причем все должны поднимать руки; но если он называет такие предметы, которые не летают, например, «дом летит, столы летят», и кто-нибудь поднимет руки, тогда его место занимает тот, кто ошибся.

11. Какой цветок. Все общество, выслав кого-нибудь из своей среды за дверь, сговаривается, каким цветком назовется каждый. Когда высланному скажут «пора», он входит и наугад называет какой-либо цветок; если кто-нибудь назвался таким цветком, тот должен встать и идти за дверь. После этого дети называются опять другими цветами и, таким образом, игра продолжается.

12. Охота. В эту игру можно только играть где-нибудь на зеленом лужке, от которого недалеко лес или, по крайней мере, кустарники. Дети обозначают место, на котором они будут играть и за пределы которого никто из них не должен забегать. Один из играющих назначается охотником. Он ловит зверей, которые прячутся от него кто в кусты, кто в густую траву. Кого охотник словит и, стреляя из палки, как из ружья, прокричит: «пуф!», тот должен, как убитый, растянуться на месте. Убитого охотник отводит в свое жилище, которое обыкновенно назначается где-нибудь в стороне, в кустах. Убитый уже не играет до конца игры и остается в жилище охотника. Кого, таким образом, поймают последнего, тот делается охотником[49]…


[1]Воспоминание о семье цит. по: Водовозовой Е.Н. На заре жизни. – М.: Художественная литература, 1987. – Том 1.

 

[2]Далее в предисловии цит. кн.: Водовозова Е.Н. Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста. – СПб., 1913.

 

[3]Ушинский К.Д. Собр. соч. – В 11 тт. – М.*Л., 1952. – Том II.

 

[4]Понимая, что взгляды на воспитание являются отражением общественно-политической системы и конкретных исторических условий, что «воспитание тесно связано и идет рука об руку с развитием идей», Водовозова описала историю развития взглядов на воспитание, начиная с XVI до начала XX в., с опорой на анализ исторических условий политическую, экономическую и социальную ситуацию развития общества. – Сост.

 

[5]Многие педагогические труды Е.Н. Водовозовой удостоены высших наград того времени: Санкт-Петербургского Педагогического Общества им. К.Д. Ушинского, золотых медалей Комитета Грамотности и Ученого Комитета Министерства Государственного Имущества и др. – Сост.

 

[6]В этом отношении интересно сравнить даже инструкции, связанные с обыгрыванием дидактических материалов, например, у Фребеля и Водовозовой. У первого акцент делается на побуждение ребенка к действию с предметом и формулирование в речи взрослого умозаключения. Например: «Кати!», «Прыгай!», «Летай!» и т. д. При этом основной объект внимания взрослого – предмет, который катится, летает и т. д., а не сам ребенок. У Водовозовой речевые инструкции формулируются «от самого ребенка». Например: «Подумай теперь, какая разница между ними! Брось сначала мячик на пол, а потом шарик. Ну что? Этот громко стукнул и покатился по полу, а тот упал чуть слышно и отпрыгнул. А отчего бы это могло быть? Возьми в руки, пощупай» и др. При этом в речи взрослого, которая сопровождает практические действия ребенка, моделируется ход его рассуждений, а не просто результат умозаключения, что очень важно для развития его любознательности и умственных способностей. – Сост.

 

[7]Печ. по: Водовозова Е.Н. Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста. – СПб., 1913.

 

[8]Там же. – Предисловие.

 

[9]Водовозова Е.Н. Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста. – СПб., 1913. – Глава IX. Могущественное значение привычек.

 

[10]Водовозова Е.Н. Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста. – СПб., 1913. – Глава XI. Нравственное воспитание.

 

[11]Водовозова Е.Н. Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста. – СПб., 1913. – Глава VIII. Наследственность.

 

[12]Там же. – Глава IX. Могущественное значение привычек.

 

[13]Водовозова Е.Н. Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста. – СПб., 1913. – Глава X. Нервность.

 

[14]Водовозова Е.Н. Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста. – СПб., 1913. – Глава IX. Могущественное значение привычек.

 

[15]Приводя данный фрагмент, мы снова хотим отметить, что все представленные здесь материалы – авторские тексты, созданные Е.Н.Водовозовой на основе использования фольклора. Они отражают то содержание, которое Елизавета Николаевна считала важным и необходимым для развития ребенка, используя идею Ф.Фребеля о деятельностном подходе к воспитанию и обучению детей. – Сост.

 

[16]Водовозова Е.Н. Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста. – СПб., 1913. – Глава XIV. Воспитание ребенка с первого проявления в нем сознания до 3–4-летнего возраста.

 

[17]Водовозова Е.Н. Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста. – СПб., 1913. – Глава XVIII. Подвижные игры и ритмическая гимнастика.

 

[18]Водовозова Е.Н. Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста. – СПб., 1913. – Глава VII. Современное воспитание.

 

[19]Водовозова Е.Н. Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста. – СПб., 1913. – Предисловие.

 

[20]Водовозова Е.Н. Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста. – СПб., 1913. – Глава XI. Нравственное воспитание.

 

[21]Водовозова Е.Н. Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста. – СПб., 1913. – Глава VIII. Наследственность.

 

[22]Водовозова Е.Н. Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста. – СПб., 1913. – Глава IX. Могущественное значение привычек.

 

[23]Водовозова Е.Н. Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста. – СПб., 1913. – Глава XI. Нравственное воспитание.

 

[24]Водовозова Е.Н. Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста. – СПб., 1913. – Глава IX. Могущественное значение привычек.

 

[25]Водовозова Е.Н. Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста. – СПб., 1913. – Глава XII. Воспитание ума.

 

[26]Водовозова Е.Н. Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста. – СПб., 1913. – Глава X. Нервность.

 

[27]Водовозова Е.Н. Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста. – СПб., 1913. – Глава IX. Могущественное значение привычек.

 

[28]Водовозова Е.Н. Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста. – СПб., 1913. – Глава IX. Могущественное значение привычек.

 

[29]Водовозова Е.Н. Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста. – СПб., 1913. – Глава XII. Воспитание ума.

 

[30]Там же. – Глава IX. Могущественное значение привычек.

 

[31]Водовозова Е.Н. Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста. – СПб., 1913. – Глава VI. Шестидесятые годы.

 

[32]Водовозова Е.Н. Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста. – СПб., 1913. – Глава III. Идеалы воспитания на Западе со времен Реформации.

 

[33]Водовозова Е.Н. Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста. – СПб., 1913. – Глава III. Идеалы воспитания на Западе со времен Реформации.

 

[34]Водовозова Е.Н. Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста. – СПб., 1913. – Предисловие.

 

[35]Водовозова Е.Н. Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста. – СПб., 1913. – Глава XIII. Система Фребеля.

 

[36]Водовозова Е.Н. Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста. – СПб., 1913. – Глава XIX. Метод воспитания и обучения Монтессори.

 

[37]Водовозова Е.Н. Как люди на белом свете живут. Англичане. – С 10*ю картинками. – Одобрено Ученым Комитетом Министерства Народного Просвещения. – СПб, 1897.

 

[38]Водовозова Е.Н. Как люди на белом свете живут. Итальянцы. С 10-ю картинками. – Издание 4*е. – Одобрено Ученым Комитетом Министерства Народного Просвещения. – СПб, 1912.

 

[39]Праздник в честь патронов, т. е. покровителей, защитников.

 

[40]Водовозова Е.Н. Как люди на белом свете живут. Французы. – С 10-ю картинками. – Издание 2*е. Одобрено Ученым Комитетом Министерства Народного Просвещения. – СПб, 1899.

 

[41]Водовозова Е.Н. Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста. – СПб., 1913. – Глава XX. Обзор развивающих занятий и работ.

 

[42]Водовозова Е.Н. Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста. – СПб., 1913. – Глава XII. Воспитание ума.

 

[43]Водовозова Е.Н. Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста. – СПб., 1913. – Глава XIV. Воспитание ребенка с первого проявления в нем сознания до 3–4-летнего возраста.

 

[44]Водовозова Е.Н. Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста. – СПб., 1913. – Глава XV. Воспитание ребенка с 4 до 6 лет.

 

[45]Водовозова Е.Н. Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста. – СПб., 1913. – Глава XVI. Беседы, сказки, рассказы и загадки для детей от 5 до 8-летнего возраста.

 

[46]Водовозова Е.Н. Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста. – СПб., 1913. – Глава XVII. Воспитание ребенка с 6 до 8, 9 лет.

 

[47]Водовозова Е.Н. Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста. – СПб., 1913. – Глава XХI. Обзор наиболее полезных детских игрушек.

 

[48]Водовозова Е.Н. Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста. – СПб., 1913. – Глава XIV. Воспитание ребенка с первого проявления в нем сознания до 3–4*летнего возраста.

 

[49]Водовозова Е.Н. Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста. – СПб., 1913. – Глава XIII. Система Фребеля.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.