Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






  • Как продвинуть сайт на первые места?
    Вы создали или только планируете создать свой сайт, но не знаете, как продвигать? Продвижение сайта – это не просто процесс, а целый комплекс мероприятий, направленных на увеличение его посещаемости и повышение его позиций в поисковых системах.
    Ускорение продвижения
    Если вам трудно попасть на первые места в поиске самостоятельно, попробуйте технологию Буст, она ускоряет продвижение в десятки раз, а первые результаты появляются уже в течение первых 7 дней. Если ни один запрос у вас не продвинется в Топ10 за месяц, то в SeoHammer за бустер вернут деньги.
    Начать продвижение сайта
  • Песни и подвижные игры с русскими народными мелодиями






     

    Мне приходилось иметь дело с разными детьми, и для очень многих из них доставляют величайшее удовольствие игрушки, напоминающие тех животных, которых они видели в комнате или во дворе; им приятно поиграть и с простой куколкой, одеть, раздеть, уложить ее в постельку и прочее. Укажите им при этом несколько игр – они тотчас переймут их, сперва станут изменять на разные лады, потом придумывать и свои игры. Игрушки должны быть совсем простые, с которыми ребенок мог бы делать, что ему вздумается. Возьмем в пример хотя игру с куклой. Ребенок раздел ее, уложил спать, а вы, как и над ним, запоете над его лежащей на подушке куколкой русскую песенку:

     

    Баю, баюшки-баю,

    Баю милую дитю,

    Ты спи, почивай,

    Глаз своих не раскрывай,

    Сон да дрема

    Вдоль по улице прошла,

    К моей куколке зашла,

    Под головку спать легла.

    Баюшки-баю,

    Баю деточку мою.

    Прилетели гулюшки,

    Сели на малютку;

    Они стали гурковать,

    Мою куколку качать,

    Прибаюкивать:

    Спи, куколка, засни,

    Угомонь тебя возьми!

    Лучше выспишься,

    Не куражишься,

    Пойдешь в сад —

    разгуляешься

    Да и с нянюшками,

    Да и с мамушками.

     

    Серьезнее, чем когда вы пели над ним, ребенок начинает вслушиваться в слова и голос, подражать песне. Ему так нравится петь над куколкой, укладывая ее, что нередко он вас попросит спеть ему ту же песенку, когда сам будет ложиться спать… Уже не говоря о том, что для детей великое удовольствие сопровождать какое-нибудь дело песнею, – от этого не только развивается слух, но пение много способствует и развитию языка. Ребенок чутко прислушивается ко всем мотивам, которые напевают взрослые, и тотчас их подхватывает. При этом, конечно, …следует… выбирать детские песни лучше всего свои, народные, или написанные в народном духе правильным русским языком, содержанием которых служит какое-нибудь явление из детской жизни или в которых говорится о каком-нибудь обыденном предмете…

    Вот пример присказки на тот случай, когда ребенок будет играть со своею собачкой:

     

    Собачка, собачка,

    Где ты была?

    А где кони?

    Они в лес ушли.

    А где тот лес?

    Огнем сгорел.

    А где огонь?

    Водой залили.

    А где вода?

    Гуси выпили?

    В тростник ушли.

    А где тростник?

    Люди выломали.

     

    Тут мы переменяем в народной песне только некоторые слова… Было бы огромной ошибкой со стороны воспитателя указывать 2–3-летнему ребенку на более тонкие особенности, рассказывать ему хотя что-нибудь из жизни животных и птиц, чего нет у него перед глазами в данную минуту…

    – Сядем на крылечко и песню споем, – просит вас ребенок. Вы начинаете, Маша вам подтягивает.

     

    Куплю моей Машеньке

    Всякой скотинушки;

    Будут у Машеньки

    Телушка, свинушка,

    Да барашек маленький

    С козонькой удаленькой.

    На дворе индюшка,

    Кура-погребушка,

    Гусынька гуляет,

    Уточка ныряет,

    Ей охота в пруд…

    Машу увидали,

    Все к ней побежали

    Голосят, зовут:

    Телушка му-му, му-му,

    Козонька ме-ке, ке-ке,

    Барашек бя-бя, бя-бя,

    Свинушка рю-хи, рю-хи,

    Индюшка шулды-булды,

    Гусынька га-га, га-га,

    Уточка уть-уть-уть,

    Курочка по сенюшкам

    Тю-у-ук, тю-рю-рюк…

     

    Это взято из длинной народной песни, но ее пришлось сильно изменить, кроме некоторых строф, где я нашла подражания звукам животных. Звуки эти напоминают ребенку животных, которые у него перед глазами. В начале же этой песни: «Станем мы, мужинушка, домок наживать», выставлены сложные для ребенка отношения, и я их выпустила, заменив более подходящим содержанием. Дети, как известно, очень любят подражать звукам животных; они с восторгом повторяют эту песенку.

    «Еще споем… еще про коровку или про кого-нибудь», – не отстает от вас ребенок.

     

    Уж, как я ль мою коровушку люблю!

    Сытна пойла я коровушке налью,

    Чтоб сыта была коровушка моя,

    Чтобы сливочек буренушка дала.

    Тру-ту-ту-ту, затрубил наш пастушок,

    Собирались все коровки на лужок

    Стала тут моя коровушка мычать,

    Уж и ласк моих не хочет больше знать!

    Просит жалобно на волюшку пустить;

    Ей милее в чистом поле бродить,

    Есть на солнышке медвяную траву,

    Чем стоять-то в душном, в темном во хлеву.

     

    – Да, – скажут мне наши петербургские дачники, – все это рассказывать и распевать можно только в деревне, а не где-нибудь в Лесном или на Черной речке, где ребенок лишь изредка увидит корову или курицу. Правда, петербургская обстановка очень искусственна, и для пользы детей хорошо бы пожить где-нибудь подальше, но делать нечего… И тут найдется свой мир для наблюдений… Отправимся в лес погулять.

     

    Я пройдусь по лесам,

    Много птичек есть там,

    Все порхают, поют,

    Гнезда теплые вьют.

    Я пройдусь по лугам,

    Мотылечки есть там;

    Как красивы они

    В эти светлые дни!

     

    – Теперь крикни: ау, ау… Эхо повторяет крик ребенка. – Что же это, мама, кто кричит? – Ты сама. Попробуй, крикни что-нибудь. – Мама! Мама! – опять кричит девочка. – Вот всегда так: ты кричишь, и в лесу раздается, как будто кто-нибудь тебе откликается.

    Летом все еще есть кое-что для наблюдений, а наступят дожди, слякоть, придется запереть ребенка в комнате; выпускать на воздух, когда он еще не окреп, положительно невозможно. Какие же тогда вести с ним беседы? Но ведь комната не пустая, и в ней есть многое, о чем можно поболтать. Холодно, мрачно, солнца не видно за тучами, и вы поете с ребенком:

     

    Солнышко, ведрышко,

    Выгляни в окошечко,

    Посвети немножко;

    Плачут твои детки,

    Плачут малы крошки,

    Словно птички в клетке.

    Солнце заиграло,

    Детушкам сказало:

    Эй! Гуляйте в поле;

    В поле вы гуляйте,

    Бегайте, играйте,

    Прыгайте на воле.

     

    …Подобные упражнения следует вести с ребенком трех-четырех лет не более 2–3 минут сряду в продолжении дня, притом живо, весело, без всякого принуждения; соединенные с игрою и беготней, прерываемые живыми песенками, поговорками и присказками, эти упражнения дают возможность ребенку привести в порядок и усвоить общие понятия о месте и движении. А хорошо усвоить эти понятия необходимо: без них невозможно делать и правильных наблюдений[48]…

     

    …Теперь укажу на игры, которыми можно было бы занять детей в детском саду…

    1. Коршун. Дети составляют кружок, один садится в середину и скребет рукой по полу. – Коршун, коршун, что ты делаешь? – (спрашивают в голос дети). Ямочку копаю. – На что тебе ямочка? – Денежку ищу. – На что тебе денежка? – Иголочку купить. – На что тебе иголочка? – Мешочек сшить. – На что тебе мешочек? – Камешки класть. – На что тебе камешки? – В вас побросать. – За что? – Вы мое гнездо срыли, моих деток словили, моих деток убили. – Коршун вскакивает и бросается ловить детей; кого поймает, тот садится в круг вместо него коршуном.

    Другая игра в коршуна исполняется несколько иначе. Играющие становятся в ряд, кладут друг другу руки на плечи и таким образом составляют плотную цепь; это птенчики, которых охраняет наседка, стоящая впереди их. Коршун ходит после и старается утянуть одного цыпленка из длинной цепи. Наседка отбивается от коршуна, распростертыми руками своих цыплят. Пойманный цыпленок становится коршуном, а коршун идет на его место.

    2. Горелки. Играющие становятся парами одна за другой; впереди всех стоит тот, кто «горит». Когда он скажет: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло, глянь на небо – птички летят!», и при этом ударит три раза в ладоши, то первая пара пускается в бегство, но при этом так, что один по правую, а другой по левую сторону «горящего», который старается поймать одного из них, прежде чем они успеют опять схватить друг друга за руки.

    3. Мак. Играющие, взявшись за руки, становятся в кружок, в середине садится хороводник. Играющие ходят кругом и поют или произносят:

     

    Ай, на горе мак, мак!

    Под горою бел, бел!

    Ах, вы, маки-маковочки,

    3олотые головочки,

    Станьте вы в ряд,

    Спросите про мак.

     

    Играющие останавливаются и спрашивают у хороводника: «Сеяли ли мак?» Хороводник отвечает: «Только землю вспахали». Дети поют ту же песню, потом спрашивают: «Сеяли ли мак?» – «Сеяли». – После каждого ответа поют песню и спрашивают последовательно: «Взошел ли мак? – Всходит! – Зацвел ли мак? – Зацвел. – Поспевает ли мак? – Поспевает. – Поспел ли мак? – Поспел, собирайтесь оттрясать его. – Хороводник вскакивает и старается выбежать из круга; если не успеет, все бросаются на него и трясут его. Хороводник должен ударить три раза кого-нибудь по счету; тогда все отступаются от него, а ударенный делается хороводником.

    4. Волк. Один из играющих, волк, прячется: овцы расхаживают, но как только увидят волка, разбегаются. Волк старается ловить овец. Пойманный становится волком.

    5. Пятнашки. По жребию решают, кому из играющих ловить, пятнать других. Дети разбегаются в разные стороны, а ловящий гонится за ними и старается дать настигнутому легкий удар ладонью, который вместо него становится ловцом.

    6. Квартиры менять. Все садятся в кружок, а один из играющих стоит посреди. «Квартиры менять!» – кричит он, как только все усядутся. Играющие вскакивают, – каждый должен занять новое место. Кто остался без стула, тот становится в середину. Эту игру можно назвать также «Свои соседи». Тот, кто стоит в середине, подходит то к одному, то к другому из сидящих. «Довольны ли вы своим соседом?» – спрашивает он. – «Недоволен, и вместо него хочу вот того-то». Те, которых пожелали иметь соседями, бегут занять места изгоняемых. Кто останется без места, должен стать на середину.

    7. Жмурки. Общеизвестная игра.

    8. Кольцо. Кольцо надевают на веревочку и связывают оба ее конца; дети становятся в кружок, кладут руки на веревку и шевелят немного руками, чтобы незаметно было, кому передается кольцо. Тот, кто стоит в кругу, слегка ударяет по руке того, у кого он думает найти кольцо, и у кого его найдут, тот становится в кружок угадывать, а если не угадает, игра продолжается по-прежнему.

    9. Мухи и ласточка. Одно дитя представляет ласточку и садится отдельно от других играющих. Остальные дети представляют мух, и все вместе становятся против ласточки. Они, точно крыльями, размахивая руками, потихоньку приближаются к ласточке, приговаривая в один голос:

     

    Мушки летали,

    Мушки жужжали.

    Жужжу, жу,

    Жужжу, жу,

     

    При последних словах вскакивает «ласточка» и быстро произносит:

     

    Ласточка порх,

    Мушку поймала…

    Мушка, прощай,

    Мушка пропала!

     

    При последнем слове ребенок, изображающий ласточку, гонится за мухами. Пойманное дитя становится ласточкой, и игра начинается снова.

    10. Птицы летят. Дети садятся в кружок. Ребенок, сидящий в середине, говорит, поднимая руки: «Утки летят, гуси летят!», причем все должны поднимать руки; но если он называет такие предметы, которые не летают, например, «дом летит, столы летят», и кто-нибудь поднимет руки, тогда его место занимает тот, кто ошибся.

    11. Какой цветок. Все общество, выслав кого-нибудь из своей среды за дверь, сговаривается, каким цветком назовется каждый. Когда высланному скажут «пора», он входит и наугад называет какой-либо цветок; если кто-нибудь назвался таким цветком, тот должен встать и идти за дверь. После этого дети называются опять другими цветами и, таким образом, игра продолжается.

    12. Охота. В эту игру можно только играть где-нибудь на зеленом лужке, от которого недалеко лес или, по крайней мере, кустарники. Дети обозначают место, на котором они будут играть и за пределы которого никто из них не должен забегать. Один из играющих назначается охотником. Он ловит зверей, которые прячутся от него кто в кусты, кто в густую траву. Кого охотник словит и, стреляя из палки, как из ружья, прокричит: «пуф!», тот должен, как убитый, растянуться на месте. Убитого охотник отводит в свое жилище, которое обыкновенно назначается где-нибудь в стороне, в кустах. Убитый уже не играет до конца игры и остается в жилище охотника. Кого, таким образом, поймают последнего, тот делается охотником[49]…


    [1]Воспоминание о семье цит. по: Водовозовой Е.Н. На заре жизни. – М.: Художественная литература, 1987. – Том 1.

     

    [2]Далее в предисловии цит. кн.: Водовозова Е.Н. Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста. – СПб., 1913.

     

    [3]Ушинский К.Д. Собр. соч. – В 11 тт. – М.*Л., 1952. – Том II.

     

    [4]Понимая, что взгляды на воспитание являются отражением общественно-политической системы и конкретных исторических условий, что «воспитание тесно связано и идет рука об руку с развитием идей», Водовозова описала историю развития взглядов на воспитание, начиная с XVI до начала XX в., с опорой на анализ исторических условий политическую, экономическую и социальную ситуацию развития общества. – Сост.

     

    [5]Многие педагогические труды Е.Н. Водовозовой удостоены высших наград того времени: Санкт-Петербургского Педагогического Общества им. К.Д. Ушинского, золотых медалей Комитета Грамотности и Ученого Комитета Министерства Государственного Имущества и др. – Сост.

     

    [6]В этом отношении интересно сравнить даже инструкции, связанные с обыгрыванием дидактических материалов, например, у Фребеля и Водовозовой. У первого акцент делается на побуждение ребенка к действию с предметом и формулирование в речи взрослого умозаключения. Например: «Кати!», «Прыгай!», «Летай!» и т. д. При этом основной объект внимания взрослого – предмет, который катится, летает и т. д., а не сам ребенок. У Водовозовой речевые инструкции формулируются «от самого ребенка». Например: «Подумай теперь, какая разница между ними! Брось сначала мячик на пол, а потом шарик. Ну что? Этот громко стукнул и покатился по полу, а тот упал чуть слышно и отпрыгнул. А отчего бы это могло быть? Возьми в руки, пощупай» и др. При этом в речи взрослого, которая сопровождает практические действия ребенка, моделируется ход его рассуждений, а не просто результат умозаключения, что очень важно для развития его любознательности и умственных способностей. – Сост.

     

    [7]Печ. по: Водовозова Е.Н. Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста. – СПб., 1913.

     

    [8]Там же. – Предисловие.

     

    [9]Водовозова Е.Н. Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста. – СПб., 1913. – Глава IX. Могущественное значение привычек.

     

    [10]Водовозова Е.Н. Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста. – СПб., 1913. – Глава XI. Нравственное воспитание.

     

    [11]Водовозова Е.Н. Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста. – СПб., 1913. – Глава VIII. Наследственность.

     

    [12]Там же. – Глава IX. Могущественное значение привычек.

     

    [13]Водовозова Е.Н. Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста. – СПб., 1913. – Глава X. Нервность.

     

    [14]Водовозова Е.Н. Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста. – СПб., 1913. – Глава IX. Могущественное значение привычек.

     

    [15]Приводя данный фрагмент, мы снова хотим отметить, что все представленные здесь материалы – авторские тексты, созданные Е.Н.Водовозовой на основе использования фольклора. Они отражают то содержание, которое Елизавета Николаевна считала важным и необходимым для развития ребенка, используя идею Ф.Фребеля о деятельностном подходе к воспитанию и обучению детей. – Сост.

     

    [16]Водовозова Е.Н. Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста. – СПб., 1913. – Глава XIV. Воспитание ребенка с первого проявления в нем сознания до 3–4-летнего возраста.

     

    [17]Водовозова Е.Н. Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста. – СПб., 1913. – Глава XVIII. Подвижные игры и ритмическая гимнастика.

     

    [18]Водовозова Е.Н. Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста. – СПб., 1913. – Глава VII. Современное воспитание.

     

    [19]Водовозова Е.Н. Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста. – СПб., 1913. – Предисловие.

     

    [20]Водовозова Е.Н. Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста. – СПб., 1913. – Глава XI. Нравственное воспитание.

     

    [21]Водовозова Е.Н. Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста. – СПб., 1913. – Глава VIII. Наследственность.

     

    [22]Водовозова Е.Н. Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста. – СПб., 1913. – Глава IX. Могущественное значение привычек.

     

    [23]Водовозова Е.Н. Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста. – СПб., 1913. – Глава XI. Нравственное воспитание.

     

    [24]Водовозова Е.Н. Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста. – СПб., 1913. – Глава IX. Могущественное значение привычек.

     

    [25]Водовозова Е.Н. Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста. – СПб., 1913. – Глава XII. Воспитание ума.

     

    [26]Водовозова Е.Н. Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста. – СПб., 1913. – Глава X. Нервность.

     

    [27]Водовозова Е.Н. Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста. – СПб., 1913. – Глава IX. Могущественное значение привычек.

     

    [28]Водовозова Е.Н. Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста. – СПб., 1913. – Глава IX. Могущественное значение привычек.

     

    [29]Водовозова Е.Н. Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста. – СПб., 1913. – Глава XII. Воспитание ума.

     

    [30]Там же. – Глава IX. Могущественное значение привычек.

     

    [31]Водовозова Е.Н. Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста. – СПб., 1913. – Глава VI. Шестидесятые годы.

     

    [32]Водовозова Е.Н. Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста. – СПб., 1913. – Глава III. Идеалы воспитания на Западе со времен Реформации.

     

    [33]Водовозова Е.Н. Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста. – СПб., 1913. – Глава III. Идеалы воспитания на Западе со времен Реформации.

     

    [34]Водовозова Е.Н. Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста. – СПб., 1913. – Предисловие.

     

    [35]Водовозова Е.Н. Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста. – СПб., 1913. – Глава XIII. Система Фребеля.

     

    [36]Водовозова Е.Н. Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста. – СПб., 1913. – Глава XIX. Метод воспитания и обучения Монтессори.

     

    [37]Водовозова Е.Н. Как люди на белом свете живут. Англичане. – С 10*ю картинками. – Одобрено Ученым Комитетом Министерства Народного Просвещения. – СПб, 1897.

     

    [38]Водовозова Е.Н. Как люди на белом свете живут. Итальянцы. С 10-ю картинками. – Издание 4*е. – Одобрено Ученым Комитетом Министерства Народного Просвещения. – СПб, 1912.

     

    [39]Праздник в честь патронов, т. е. покровителей, защитников.

     

    [40]Водовозова Е.Н. Как люди на белом свете живут. Французы. – С 10-ю картинками. – Издание 2*е. Одобрено Ученым Комитетом Министерства Народного Просвещения. – СПб, 1899.

     

    [41]Водовозова Е.Н. Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста. – СПб., 1913. – Глава XX. Обзор развивающих занятий и работ.

     

    [42]Водовозова Е.Н. Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста. – СПб., 1913. – Глава XII. Воспитание ума.

     

    [43]Водовозова Е.Н. Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста. – СПб., 1913. – Глава XIV. Воспитание ребенка с первого проявления в нем сознания до 3–4-летнего возраста.

     

    [44]Водовозова Е.Н. Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста. – СПб., 1913. – Глава XV. Воспитание ребенка с 4 до 6 лет.

     

    [45]Водовозова Е.Н. Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста. – СПб., 1913. – Глава XVI. Беседы, сказки, рассказы и загадки для детей от 5 до 8-летнего возраста.

     

    [46]Водовозова Е.Н. Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста. – СПб., 1913. – Глава XVII. Воспитание ребенка с 6 до 8, 9 лет.

     

    [47]Водовозова Е.Н. Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста. – СПб., 1913. – Глава XХI. Обзор наиболее полезных детских игрушек.

     

    [48]Водовозова Е.Н. Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста. – СПб., 1913. – Глава XIV. Воспитание ребенка с первого проявления в нем сознания до 3–4*летнего возраста.

     

    [49]Водовозова Е.Н. Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста. – СПб., 1913. – Глава XIII. Система Фребеля.

     






    © 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
    Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
    Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.