Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Научный подход к совершенствованию управления организацией.






1. Понятие менеджмента, сфера деятельности менеджмента

Менеджмент - это самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение в рыночный условиях намеченных целей, путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента.

Менеджмент – это умение добиваться поставленных целей используя труд, интеллект, мотивы поведения людей, работающих в организации.

Сфера деятельности менеджмента:

1. Производственная;

2. административная;

3. социально-политическая;

4. финансово-экономическая;

5. маркетинговая;

6. персонал.

2. Особенности менеджмента.

Менеджмент - управление в условиях рынка, рыночной экономики означает:

1. ориентацию фирмы на спрос и потребности рынка, на запрос конкретных потребителей и организацию производства тех видов продукции, которые пользуются спросом и могут принести фирме намечаемую прибыль;

2. постоянное стремление к повышению эффективности производства, к получению оптимальных результатов с меньшими затратами;

3. хозяйственную самостоятельность, обеспечивающую свободу принятия решений тем, кто несет ответственность за конечные результаты деятельности фирмы или ее подразделений;

4. постоянную корректировку целей и программ в зависимости от состояния рынка;

5. выявление конечного результата деятельности фирмы или ее хозяйственно самостоятельных подразделений на рынке в процессе обмена;

6. необходимость использования современной информационной базы с компьютерной техникой для многовариантных расчетов при принятии обоснованных и оптимальных решений.

3.Научный подход к совершенствованию управления организацией.

Если речь идет о хозяйствующих субъектах, целью которых является получение финансовых результатов, то здесь вполне приемлемо понятие менеджмента - управление коллективами, группами людей с целью получения прибыли. Менеджмент ориентируется на многосторонний анализ ситуации, принятие неординарных решений, постоянное творчество. Однако это отнюдь не исключает наличия глубоких научных основ менеджмента и необходимости умелого пользования им.

Термин " менеджмент" по сути, является аналогом термина " управление", который применяется лишь к управлению социально-экономическими процессами на уровне фирмы, действующей в рыночных условиях.

Особенности американского менеджмента

Основа Принцип индивидуализма, личной ответственности, т.е. каждый менеджер несет ответственность
Особенности структуры управления Жесткие структуры управления с четким разделением функций и полномочий
Главные мотиваторы поведения сотрудников Экономические факторы (деньги)
Стиль поведения руководителя Строгая подчиненность сотрудников и выполнение ими должностных функций. Внимание к сотруднику как к исполнителю
Отношение людей к организации и работе Краткосрочный найм, частая смена работы в зависимости от материальных благ
Принятие решений Индивидуальность принятия решения менеджером. Решения принимаются быстро, реализуются медленно
Должностные перемещения Перемещение в должности происходит быстро
Форма контроля Жесткий, формальный контроль
Требования к повышению квалификации сотрудников Традиционные формы обучения и повышения квалификации сотрудников
Отношение к качеству работы Управление качеством – управление качеством продукции. Главное внимание направлено к снижению брака выпускаемой продукции

Особенности японского менеджмента

1.Максимальная ориентация на технологические и технические нововведения;

2.Менеджмент основан на учете социальных, культурных, исторических и национальных особенностей страны.

Основа Общественное сознание, отказ от выпячивания собственного «Я», ориентация на коллектив. Коллективная ответственность
Особенности структуры управления Гибкие структуры управления, переход от централизации и децентрализации в зависимости от условий бизнеса
Главные мотиваторы поведения сотрудников Социально-психологические (чувство принадлежности к коллективу, гордость за фирму)
Стиль поведения руководителя Представление условий и возможностей сотрудникам проявлять инициативу, делать максимально полезного для организации, не ограничиваясь своими служебными функциями. Установка на подчинение своего «Я» интересам коллектива
Отношение людей к организации и работе Пожизненный найм, переход в другую фирму считается не этичным поступком (дань традиции)
Принятие решений Принятие решения по традиционному принципу консенсуса. Решения принимаются долго, реализуются быстро
Должностные перемещения Медленное должностное передвижение
Форма контроля Мягкий, неформальный контроль
Требования к повышению квалификации сотрудников Специальные требования и форма повышения квалификации, обязательная переподготовка
Отношение к качеству работы Философия управления качеством опирается на отношение к труду всех сотрудников на установление высоких стандартов деятельности. Производить качественную продукцию – производить бездефектную продукцию, оптимально удовлетворяющую потребностям покупателей

Научное управление (1885 - 1920 г.г.) наиболее тесно связано с работами Ф. У. Тейлора, Френка и Лилии Гилбрет и Генри Гантта. Эти создатели школы научного управления полагали, что, используя наблюдения, замеры, логику и анализ можно усовершенствовать многие операции ручного труда, добиваясь их более эффективного выполнения.

С возникновением классической или административной школы (1920- 1950.г.) специалисты начали постоянно вырабатывать подходы к совершенствованию управления организацией в целом. Возникновение этой школы связано с именем Анри Файоля, которого иногда называют отцом менеджмента.

Принципы управления Анри Файоля:

1. Разделение труда Специализация является естественным порядком вещей. Целью разделения является выполнение работы большей по объему и лучшей по качеству, при тех же усилиях. Это достигается за счет сокращения числа людей, на которые должны быть направлены внимание и усилия
2.Полномочия и ответственность Полномочия есть право отдавать приказы, а ответственность есть ее составляющая противоположность. Где даются полномочия - там возникает ответственность
3. Дисциплина Дисциплина предполагает послушание и уважение к достигнутым соглашениям между фирмой и ее работником. Так же предполагает справедливо применяемые санкции
4. Единоначалие Работник должен получать приказы только от одного непосредственного начальника
5.Единство направления Каждая группа, действующая в рамках одной цели, должна быть объединена единым планом и иметь одного руководителя
6.Подчиненность личных интересов общим Интересы одного работника или группы работников не должны превалировать над интересами компании или организации большего масштаба
7.Вознаграждение персонала Для того чтобы обеспечить верность и поддержку работников, они должны получать справедливую зарплату за свою службу
8. Централизация Централизация является естественным порядком вещей. Соответствующая степень централизации будет варьироваться в зависимости от конкретных условий
9. Скалярная цепь Скалярная цепь - это ряд лиц, стоящих на руководящих должностях, начиная от лица, занимающего самое высокое положение, до руководителя низового звена
10. Порядок Место - для всего и все на своем месте
11. Справедливость Справедливость - сочетание доброты и правосудия
12.Стабильность рабочего места для персонала Высокая текучесть кадров снижает эффективность организации
13. Инициатива Инициатива означает разработку плана и обеспечение его успешной реализации, Это придает организации силу и энергию
14. Корпоративный дух Союз - это сила, она является результатом гармонии персонала

Контрольные вопросы:

1. Понятия менеджмент.

2. Сфера деятельности менеджмента.

3. Принципы управления по А.Файолю.

 

 

Лекция 2. Содержание и задачи менеджмента. Связь с другими дисциплинами, с теорией и практикой рыночной экономики, Значение дисциплины для подготовки специалистов нефтяной и газовой отрасли

Содержание темы:

Содержание менеджмента, цели и задачи, связь с другими дисциплинами.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.