Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Самостоятельная работа № 2. Анализ сильных и слабых сторон организации






План изучения:

1. Факторы внешней среды организации для проведения анализа

2. Факторы внутренней среды организации, необходимые для проведения анализа

3. Источники информации для проведения анализа среды организации.

* Изучив эту тему, вы узнаете:

- актуальность SWOT – анализа;

- факторы внешней и внутренней среды организации, необходимые для проведения SWOT – анализа;

- источники сбора информации.

Основные понятия и термины:

SWOT – анализ, микро и макро среда организации.

Контрольные вопросы и задания

1. Контролируемые факторы внешней среды.

2. Неконтролируемые факторы внешней среды.

3. Что служит основой проведения SWOT – анализа?

4. Что являются сильными сторонами организации?

5. Слабые стороны организации – это?

 

 

Лекция 6. Формы планирования. Виды планирования в организацию. Процесс стратегического планирования

Содержание темы:

Формы планирования.

Виды планирования в организации.

Процесс стратегического планирования.

 

1.Формы планирования. Планирование - это определение целей и задач предприятия на определенную перспективу, анализ способов их реализации и ресурсного обеспечения.

Современная практика менеджмента выделяет три основные формы внутрифирменного планирования:

· централизованное;

· децентрализованное;

· комбинированное.

Выбор формы планирования зависит от масштабов организации, характера основного производства и уровня развития диверсификации, организационной структуры, квалификации специалистов-плановиков, состояния учета, развитости технической базы информационных технологий и т. д

Централизованная форма планирования. При руководстве предприятия имеется центральная служба (отдел) планирования. Она подчиняется непосредственно президенту (генеральному директору) или одному из его заместителей. Ее главная функция — разработка перспективных и текущих планов для всех предприятий, входящих в объединение. Предприятия и отделения не имеют в этом случае плановых служб и ограничиваются оперативным контролем за снабжением и запасами материалов, сырья, запчастей и т. п. Эта форма используется, как правило, в объединениях предприятий одинакового или близкого производственного профиля с единой сетью вычислительной техники, что позволяет сократить персонал, занятый планированием. Основное преимущество централизованной формы — большие возможности для осуществления единой идеологии развития исходя из интересов объединения в целом.

Децентрализованная форма планирования. В крупных концернах с диверсифицированным производством и достаточно самостоятельными отделениями или филиалами основная работа по планированию сосредоточена в них. В концерне имеется центральная плановая служба, которая разрабатывает в соответствии с указаниями высшего руководства лишь общее направление развития концерна. Кроме того, она осуществляет методическое и координационное руководство плановой деятельностью. На основе планов подразделений центральная служба составляет единый план, который используется как средство контроля.

Комбинированная форма планирования содержит элементы и составляющие первых двух форм планирования.

процесс планирования

Непосредственно процесс планирования состоит из четырех стадий:

1) постановка целей организации;

2) анализ внешней и внутренней среды организации, оценка ее сильных и слабых сторон, опасностей и возможностей;

3) изучение и анализ альтернатив программ действий организации;

4) выбор программ и их реализация.

Необходимость в составлении планов требует от менеджеров не только способности мыслить в перспективе, одновременно совершая практические действия, но и, пожалуй, более главного навыка — умения выделять цели.

При постановке целей менеджер должен выяснить: в каком состоянии находится организация; в каком состоянии она хочет находиться; что для этого необходимо сделать?

2. Виды планирования в организации. Любая коммерческая организация, независимо от своих масштабов и сферы деятельности, должна заниматься планированием в рыночных условиях, ибо на первое место в предпринимательской деятельности выходит забота об уменьшении неопределенности экономических результатов. Только при ясном представлении о целях деятельности коммерческой организации, их своевременной корректировке в соответствии с изменениями внешней среды, четкое распределение ресурсов может обеспечить успех предпринимательской деятельности. Таким образом, планирование является важнейшей частью предпринимательской практики.

В предпринимательской практике принято выделять два основных вида планирования: внутрифирменное и бизнес-планирование.

Бизнес-план является основным документом, раскрывающим создание и развитие предпринимательской структуры, связанное с вложением инвестиций.

Внутрифирменное планирование отвечает на следующие вопросы:

1. Где организация находится в настоящее время (то есть, какова ее экономическая позиция), каковы итоги и условия ее деятельности?

2. Как и при помощи, каких ресурсов могут быть достигнуты цели предпринимателя?

Основным объектом внутрифирменного планирования предпринимательской деятельности служит взаимосвязанная система планово-экономических показателей, характеризующих этот процесс.

Стратегическое планирование - это стадия управления, на которой определяются цели деятельности организации на долговременный период, а также разрабатывается система мероприятий, определяющих пути достижения этих целей.

3.Процесс стратегического планирования. Процесс стратегического планирования подразделяется на следующие основные этапы:

· Определение миссии организации.

· Внешний и внутренний анализ (SWOT-анализ).

· Формулирование целей и анализ стратегического разрыва.

· Рассмотрение альтернативных стратегий.

· Выбор определенной стратегии, на базе которой будет развиваться оперативное планирование.

Миссия - это четко сформулированные смысл существования организации, ее предназначение, философия бизнеса. Миссия как философия включает в себя ценности, морально-этические нормы и принципы, в соответствии с которыми организация намеревается осуществлять свою деятельность. Предназначение определяет действия, которые организация намеревается осуществлять. Смысл существования организации раскрывает причину ее появления и отличие данной организации от ей подобных. В миссии организации отражается ее уникальность и значимость для различных субъектов рынка. К обязательным элементам миссии относятся:

основные направления деятельности (рынки, технологии); позиция по отношению к внешней среде (принципы работы, ограничения функционирования); культура организации (правила и традиции, имидж).

Анализ внешней среды организации представляет собой процесс определения условий внешней среды, которые могут представлять как возможности для существования организации, так и угрозы. Определяются значение факторов среды и их динамика. Традиционно оцениваются следующие факторы внешней среды организации: экономические: уровень инфляции, ставки кредитования, стабильность валюты, рост/падение уровня доходов населения; политико-правовые: государственная политика, уровень налогов, таможенное законодательство, трудовое законодательство; социально-демографические: состав населения и динамика его изменения, наличие общественных организаций, тенденция изменения общественного сознания; технологические: научно-технический прогресс, тенденции в изменениях технологий; рыночные: наличие и уровень спроса, уровень конкуренции, слабые и сильные стороны конкурентов и т. д.; культурно-географические: особенности потребления товаров на различных территориях, удаленность территорий, с которыми работает организация, и т. д.

Оценка внутренней среды организации осуществляется для определения сильных и слабых сторон и обычно проводится по следующим направлениям: маркетинг и сбыт: оцениваются потребители организации, уровень их обслуживания товарами и услугами, производимыми организацией (качество, цены, сервис и т. д.); финансы: оцениваются финансовые показатели деятельности с целью выявления ресурсов развития; производство: загруженность мощностей, их изношенность, технический уровень, качество процессов производства; кадры: наличие необходимых специалистов, уровень компетенции, текучесть кадров; организация: общий имидж организации, доля на рынке, конкурентное положение.

После проведения анализа ситуации переходят к формулированию целей деятельности организации. Они, в основном, касаются таких показателей, как прибыль, объем реализации, доля рынка, и уже могут быть определены количественно.

Например,

а) финансовые цели: довести рентабельность производства до 15%; добиться получения валового дохода с реализации в 10 млн. рублей.

б) рыночные (маркетинговые) цели: обеспечить реализацию нефти в размере 100 тыс. баррель, что обеспечит предприятию 10% долю рынка;

Крайне редко встречаются ситуации, когда у организации имеется всего один путь достижения цели или одна стратегия. Всегда существуют альтернативы. После проведения анализа и формулировки целей руководители должны определить различные варианты распределения ресурсов для получения оптимального результата.

Наиболее известные варианты стратегий:

· лидерство по затратам или установление более низкой цены путем минимизации затрат; дифференциация или попытка дифференцировать свою продукцию относительно конкурента; фокусирование или стратегия рыночной ниши;

· интенсивный рост;

· диверсификация.

Руководители организации в заключение должны выбрать одну из стратегий, которая наилучшим образом:

- повлияет на финансовый результат;

- не будет противоречить существующим принципам организации;

- будет принята работниками организации;

- будет поддержана соответствующими ресурсами в необходимом объеме.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.