Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Греческая эллинистическая архитектура. Архитектурные ансамбли Пергама и Приены.






Эллинистическая архитектура переживала бурный подъем в конце 4 и в 3 в. до н. э., в период возникновения целого ряда новых столиц, торговых, административных и военно-стратегических центров. Для эллинистического градостроительства характерно выделение административного и торгового центра города. Храм, который в классическую эпоху был главным городским сооружением, в рассматриваемый период стал только частью общего центрального ансамбля, включавшего также административные сооружения, базилику, библиотеку, гимнасий и другие постройки. Установился новый принцип архитектурного решения главной площади — агоры, — которая окружалась крытыми портиками, придававшими ей замкнутый характер; такова была, например, агора в Приене. Иногда центральная часть города состояла из нескольких ансамблей, как, например, центр города в Милете, акрополь в Пергаме. Широко вводились в архитектурные ансамбли произведения монументальной скульптуры — колоссальные статуи и многофигурные группы. В качестве основных парадных магистралей обычно выделялись две пересекающиеся в центре города улицы. Они были значительно шире остальных и архитектурно богаче оформлены.

Для эллинистического зодчества показательно не только увеличение размеров общественных сооружений, но и существенное изменение самого характера архитектурных решений. Так, например, в строительстве храмов наряду с периптером широкое распространение получил более пышный и торжественный диптер. Вместо строгого дорического чаще применялся ионический ордер. В связи с общими тенденциями эллинистической архитектуры и появлением новых типов сооружений характер и функции ордера во многом изменились. Если в сооружениях 5 в. до н. э. двухъярусная колоннада применялась только внутри храмовых целл, то в эллинистической архитектуре она стала применяться значительно шире, —например, святилище Афины в Пергаме окружено двухъярусным портиком. Этот прием отвечал характерным для эллинистического зодчества стремлениям к большей пышности здания и был связан с переходом к более крупным масштабам построек. Важную роль в эллинистических сооружениях стала играть стена. В связи с этим элементы ордера начали утрачивать свое конструктивное значение и использовались в качестве элементов архитектонического членения стены, плоскость которой разбивалась нишами, окнами и пилястрами (или полуколоннами).

При всех своих достижениях эллинистическая архитектура несет на себе печать противоречий своего времени. Огромные масштабы сооружений, богатство ансамблей, усложнение и обогащение архитектурных форм, пышность и нарядность построек. более совершенная строительная техника лишь отчасти могли компенсировать утрату благородного величия и гармонии, свойственных памятникам архитектуры классической эпохи.

Пергам с 283 г. до н.э. становится столицей Пергамского царства и достигает наибольшего расцвета в период от середины III в. до 133 г. до н.э. В это время сооружены наиболее крупные и значительные ансамбли и здания города. Пергам был расположен в 5 км от моря в долине, над которой господствовал высокий скалистый холм акрополя. Подобно акрополю в Афинах, он доминировал над городом и был государственным и культовым центром, что почти не встречается в других эллинистических городах Ионийского побережья Передней Азии

Приена, строительство которой в раннеэллинистический период связывается с именем архитектора Пифея (строителя Мавзолея в Галикарнасе), была заложена во 2-й половине IV в. до н.э. Город, в котором было около 5 тыс. жителей, расположен на крутом склоне, в нескольких километрах от берега моря (рис. 4, 5). Верхняя часть его примыкала к скале, на вершине которой был расположен некогда господствовавший над городом акрополь с остатками сооружений, не дошедших до нашего времени. Планировка соответствовала «гипподамовой» системе; улицы были ориентированы с севера на юг и с запада на восток. Город был окружен крепостной стеной с башнями, которая, следуя рельефу местности, имела неправильный полигональный контур.

Греческая скульптура эллинистического периода (основные школы). Скульптурные памятники Пергама (Алтарь Зевса и Афины). Скульптурный портрет в эллинистический период и в эпоху классики.

К концу эллинистического периода патетика эллинистической скульптуры стала вырождаться в чрезмерное увлечение страшными сюжетами и манерностью. Такой налет лежит на двух выдающихся статуарных группах˸ ʼ ʼ Фарнезский быкʼ ʼ II в. до н. э. и ʼ ʼ Лаокоонʼ ʼ I в. до н. э. В первой группе пастухи Зеф и Амфион привязывают к рогам дикого быка жестокую царицу Дирку, желавшую предать такой казни свою рабыню Антиопу, мать этих пастухов. Во второй группе, выполненной на сюжет из истории Троянской войны, змеи душат жреца Лаокоона и его двух сыновей за то, что он заподозрил в деревянном коне, оставленном ахейцами, военную хитрость и советовал оставить его за стенами Трои. Змеев послал ненавидевший троянцев бог Посœ ейдон. Авторы ʼ ʼ Лаокоонаʼ ʼ стремились как можно острее передать мучительную смерть старого жреца и его сыновей. Во второй половинœ е периода эллинизма в скульптуре усилилось стремление вернуться к идеализированным формам классики. Заме­чательным памятником этой школы является статуя Афродиты Милосской, сочетающая идеальность форм классики с новыми достижениями в постановке и выполнении фигуры богини. Небольшие по размерам произведения статуарного искусства в период эллинизма стали предметом массового художественного производства в виде терракотовых статуэток, отливаемых в специально заготовленных формах. Многие из этих статуэток бытового характера очень изящны и имеют самостоятельную художественную ценность. По имени небольшого города в Беотии — Танагры, при раскопках которого в свое время было найдено много таких статуэток, их обычно называют танагрскими.

Алтарь Зевса (180-160) Сооружен в городе Пергаме. Ценится культура Афин + в обычае были «азиатский стиль» в красноречии, оргаизм и экстатизм в культе Кибелы. Все это отразилось на облике алтаря. Главный мастер – малоазиец. Всего – около 10 скульпторов. Четыре ступени служили постаментом данного сооружения, почти квадратного в плане. Над ступенями возвышался небольшой цоколь, над которым проходил грандиозный горельефный фриз, представлявший битву богов с гигантами. Фриз был увенчан карнизом, верхний край которого находился на уровне пола площадки жертвенника. Над карнизом, по краю площадки, проходила колоннада ионийского ордера, за которой с северной, южной и восточной сторон стояли глухие стены, с внутренней стороны украшенные рельефным фризом (сцены из жизни Тельфа). С западной стороны большой фриз прерывался широкой лестницей, ведущей к алтарю. Доступ к площадке, на которой стоял жертвенник, открывался с лестницы через тринадцать интерколумниев.

Скульптурный портрет в эпоху поздней классики и эллинизма. Скульпторов, впервые показавших человека то младенцем, то дряхлым стариком, влекла и другая задача: воплотить в пластике форм черты характера, передать чувства, проступившие на лице. Эта проблема начинала занимать мастеров уже в конце IV века, но особенное развитие греческий скульптурный портрет получил в эпоху эллинизма. О существовании портретов, точно воспроизводивших черты человеческого лица, свидетельствуют оригиналы, сохранившиеся римские копии и рельефы на монетах и медалях. Основа этой тенденции к натуралистичному изображению была заложена Лисиппом. Он умел видеть не только абсолютную красоту, искал красоту в безобразности.


 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.