Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Римский скульптурный портрет.






Один из основных пластических жанров в искусстве Древнего Рима — скульптурный портрет — при Августе приобрел новые, черты. Ранее в портретах времен республики находили свое органическое слияние внешнее сходство изваяния с оригиналом и особенная внутренняя настроенность, сближавшая все образы, делавшая их похожими друг на друга, а также замкнутость, самостоятельность и погруженность в мир личных чувств и переживаний.
Республиканские портреты получали различную эмоциональную окраску в зависимости от места их исполнения и распространенных в той области вкусов и склонностей делавшего их скульптора. Конечно, играло роль и назначение портрета — предназначался ли он для надгробия или для увековечивания заслуг еще живого человека. В связи с этими обстоятельствами статуи и бюсты порой несли в себе этрусские черты, иногда явно зависели от эллинистических оригиналов, но чаще сохраняли исключительную резкость образов и черт, присущих римским вкусам.
В надгробных образах нередко проскальзывали ноты печали, иногда поражала суровость точно воспроизведенных черт лица и особенностей характера. Но чем отчетливее в поздней республике обрисовывался монархический характер правления, а римлянами осознавалась их власть над миром, тем заметнее менялись художественные формы и в портретах начинали звучать новые ноты. На смену сдержанным и замкнутым образам старейшин римских родов приходили статуи и бюсты новых деятелей. Их пластические формы приобретали незнакомую республиканским памятникам внушительность и помпезность. Осознание римской земной властности сливалось в художественных образах Юлия Цезаря, Помпея, Цицерона с чувством найденной еще в эллинизме и звучавшей там свободой пластических форм.

18.Трактат Витрувия " Десять книг об архитектуре".

Предлагаемая читателю книга представляет собой анализ латинского текста трактата " Десять книг об архитектуре", написанного во второй половине I века до нашей эры римским инженером и архитектором Витрувием и составлявшего основу теории европейской архитектуры вплоть до XX века. Настоящая работа в новом ракурсе раскрывает содержание трактата и существо представлений об античной архитектуре. Современный метод исследования лексики и структуры текста позволил автору выявить стадии становления теории архитектуры как специальной области знаний, а также аспекты развития самой архитектуры на этапах архаики, классики, раннего и позднего эллинизма. Комментарий размещен, по аналогии с трактатом, в десяти " тетрадях", вокруг условных смысловых оппозиций, определяющих в той или иной степени специфику античной культуры, таких как " природа и искусство", " теория и практика", " ясное и темное", " пространство и масса" и др.

Жилая архитектура эпохи Империи. Анализ внутренней планировки виллы, инсулы.

В период империи римское жилище претерпело существенные изменения, вызванные коренными преобразованиями социально-экономической природы римского общества. Это было время все более прогрессирующего социального расслоения, быстрого обогащения одних и обнищания других, более многочисленных групп населения. Заметно усилился приток в города людей с периферии Италии и из провинций. Переполнение городов населением с низким прожиточным минимумом вызвало и потребность в ускоренном строительстве дешевых жилищ. Это привело к созданию нового типа жилища — инсулы, многоэтажного жилого дома со сдававшимися внаем квартирами.

Практическую возможность для создания такого типа здания дало развитие римской строительной техники (римский бетон с кирпичной облицовкой, сводчатые перекрытия, сравнительно недорогая стоимость строительства).

Инсула была качественно отлична от старого италийского типа жилища (рис. 166, 167). Разрастанию по горизонтали у особняка (в частности, при добавлении перистиля) в инсулах противопоставлен рост по вертикали. Порожденные дороговизной земельных участков трех- пятиэтажные инсулы были обычным явлением. Августово законодательство допускало шестиэтажные здания (средняя высота этажа 3, 5 м). Инсулы зачастую имели причудливую в плане форму, отвечающую плану участка, хотя обычным был прямоугольный план. Площадь, занимаемая отдельной инсулой, изменяется в зависимости от условий. В Риме при средней площади инсулы 216 м2 встречаются инсулы от 100 до 400 м2. Средняя площадь инсулы в Остии несколько больше — 239 м2.

Виллы. В императорский период выделяется два вида вилл: вилла урбана - роскошная загородная резиденция богатых людей и вилла рустика, которая была центром фермерского хозяйства.

Наружные стены были глухими, внутри ранний римский жилой дом распадался на два комплекса помещений. Центральной частью одного из этих комплексов являлся эллинистический перистиль (открытый дворик), другого - этрусский атрий. Атрий - главное помещение дома. Здесь расположен очаг (атрий -черный, закопченный), бассейн (имплювиум), куда из отверстия в крыше стекала священная небесная вода, алтарная полка. Атрий со всех сторон был окружен комнатами, выходившими на него дверями. Таблинум -главное парадное помещение, соединявшее помещения вокруг перистиля с помещениями вокруг атрия.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.