Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Косвенные налоги: преимущества и недостатки.






Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Косвенные налоги – это налоги. на предметы потребления. К ним относятся НДС, акцизы, налог с продаж, таможенные платежи.
НДС используется как инструмент регулирования экономики.

Среди преимуществ косвенных налогов можно выделить следующие:
1. для косвенных налогов характерна простота уплаты и регулярность поступления в бюджет. Удержание и контроль поступления косвенных налогов не требует расширения-
налогового аппарата.
2. поскольку косвенные налоги увеличивают доходы государства за счет роста населения или его благосостояния, то они более выгодны для стран, прогрессирующих в экономическом отношении.
3. налоги воздействуют на совокупное потребление путем удорожания того или иного продукта. При этом особенно важно сдерживающее воздействие государства на потребление продуктов, вредных для здоровья нации и нравственности'.
4. прямые налоги, с позиции обывателя, уплачиваются государству даром, косвенный же налог завуалирован в цене товара и если плательщик и осознает, что цена увеличена налогом, то все равно он получает взамен необходимый продукт,
5 для конечного потребителя косвенные налоги удобны тем, что определяются размером потребления, удобством уплаты во времени, близостью к месту внесения, отсутствием принудительного характера, отсутствием потери времени для взноса, не требуют накопления определенных сумм, не связаны с экзекуционными мерами.

К недостаткам косвенных налогов можно отнести следующие:
1. Социально-экономические — косвенные налоги падают на отдельные лица непропорционально их капитала или дохода, чрезмерно обременяя низкооплачиваемые слои населения.
4. Предпринимательские — косвенные налоги в условиях развитых рыночных отношений ограничивают размер прибыли предпринимательства, так как в условиях конкуренции не всегда возможно повышение цены на величину косвенных налогов, особенно в случаях повышения ставок этих налогов.

Нало́ г на доба́ вленную сто́ имость (НДС) (гл. 21) — косвенный налог, форма изъятия в бюджет государства части добавленной стоимости, которая создаётся на всех стадиях процесса производства товаров, работ и услуг и вносится в бюджет по мере реализации.

Экономическая сущность НДС - Налогообложение добавленной стоимости - одна из наиболее важных форм косвенного налогообложения. Введение косвенных налогов в налоговые системы государств с рыночной экономикой обычно связывают с возрастанием потребности государства в доходах бюджета. Современные национальные налоговые системы, как известно, сочетают прямые и косвенные налоги. Одни государства отдают предпочтение прямым налогам, а другие - косвенным. Характер предпочтения зависит в значительной степени от экономического развития государства: чем ниже уровень развития, тем большую долю доходов государство получает от взимания косвенных налогов. И наоборот, чем выше этот уровень, тем значительнее роль прямых налогов в налоговой системе страны.

Важнейшим свойством косвенного налога является включение его в цену облагаемых товаров (работ, услуг) путем надбавок к цене или включения в издержки производства. В нормальных экономических условиях уплата косвенных налогов производится конечными потребителями, хотя вносят эти налоги в бюджет непосредственно продавцы и производители облагаемых товаров (работ, услуг).

Налогоплательщиками НДС признаются: физ. лица; индивидуальные предприниматели, а также организации за исключением, применяющих:
1)упрощенную систему налогообложения,
2) ЕНВД,
3)находящиеся или переведенные на ЕСХН.

Объектом налогообложения признаются следующие операции:
1) реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ,
2) передача на территории РФ товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету при исчислении налога на прибыль
3) выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;
4) ввоз товаров на таможенную территорию РФ.

Статья 153 -154 НК определяет налоговую базу по НДС как стоимость реализованных товаров, работ, услуг, исчисляемых исходя из цен, определенных ст. 40 НК с учетом акцизов. Налоговая база определяется отдельно по каждому виду тов., раб., усл.

Налоговый период – квартал. Сроки предоставления декларации по НДС исходя из сумм оплаты налога – 20 числа месяца, следующего за конкретным кварталом.

Ставки. НДС устанавливается: 0% - определяется в соответствии со статьей 165 НК РФ при внешнеэкономической деятельности. 10% - продукты питания, детские товары, школьные принадлежности и т. д. 18% - промышленные товары.

Льготы по уплате НДС: передача в безвозмездной основе жилых домов, изъятие имущества при конфискации, наследование имущества, передача денежных средств в некоммерческие организации на формирование целевого капитала, при передаче в безвозмездное пользование объектов социально - культурного и жилищно-коммунального назначения, передача имущества государственных и муниципальных предприятий, выкупаемого в порядке приватизации, некоторые финансовые операции, связанные со страхованием и перестрахованием, медицинские услуги, образовательные, транспортные услуги. Сумма НДС рассчитывается как разница между суммой налога, начисленной по отгруженным товарам (работам и услугам) и суммами налога, фактически уплаченными. Уплата НДС по операциям, признаваемым объектом налогообложения производится по итогам каждого налогового периода исходя из фактической реализации товаров за истекший налоговый период равными долями не позднее 20-го числа каждого из трех месяцев, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено настоящей главой.

Акцизы – налоги на товары, включаемые в цену и оплачиваемые покупателем.
Акцизы уплачивают производители товаров, имеющих в силу своих специфических свойств монопольно высокие цены и устойчивый спрос.
Плательщики акцизов: организации, индивидуальные предприниматели и лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через границу РФ, при совершении операций с подакцизными товарами.
Объектами налогообложения являются подакцизные товары (181 ст. НК): спирт этиловый, спиртосодержащая продукция, алкогольная продукция, отдельно выделяется пиво, табачная продукция, автомобили легковые и мотоциклы больше 150 л.с, нефтепродукция (бензин, дизельное топливо, моторные масла и т.д.).
Ставки. В соответствии со статьей 193 НК в отношении подакцизных товаров предусмотрены 3 вида ставок:
1)твердые (специфические) - устанавливаются в рублях за единицу измерения товаров;
2) адвалорные – проценты от расчетной стоимости,
3) – комбинированные сочетание твердой и адвалорной стовок.

При реализации подакцизных товаров налоговая база определяется отдельно по каждому виду подакцизных товаров, в зависимости от налоговых ставок. При реализации (передаче) произведенных налогоплательщиком подакцизных товаров в зависимости от установленных в отношении этих товаров налоговых ставок, налоговая база определяется: как объем реализованных подакцизных товаров в натуральном выражении; как стоимость реализованных подакцизных товаров, исчисленная исходя из цен, определяемых без учета акциза, налога на добавленную стоимость - по подакцизным товарам, в отношении которых установлены адвалорные ставки; как объем реализованных подакцизных товаров в натуральном выражении для исчисления акциза при применении твердой налоговой ставки. Сроки уплаты акцизов. – равными долями 2 раза в месяц:
1) 50% не позднее 25 числа месяца следующего за месяцем реализации;
2) не позднее 15 числа 2 месяца за отчетным.
Налог уплачивается – не позднее 15 числа 3 месяца, следующего за отчетным месяцем, если реализация его была с 1 по 15 число отчетного месяца.
Не позднее 30 числа 3 месяца, следующего за отчетным месяцем, при реализации с 16-го по последнее число отчетного месяца.
Порядок исчисления акцизов установлен статьей 194 НК РФ. Сумма акциза по каждому виду товаров (в том числе и по ввозимым на территорию РФ исчисляется как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы по конкретному виду товаров.

Таможенные пошлины. Использование таможенных платежей как инструмента налогового регулирования при экспорте служит поддержанию рационального соотношения ввоза и вывоза товаров, валютных доходов и расходов на территории РФ, обеспечению условий интеграции национальной экономики в мировую. Применение таможенных платежей при импорте обусловлено, с одной стороны, проведением политики разумного протекционизма, с другой – направлено на регулирование ввоза продукции, не имеющей отечественных аналогов или производящейся в недостаточном для удовлетворения потребностей внутреннего рынка количестве. Вместе с тем таможенные налоги и сборы как при экспорте, так и при импорте способствуют обеспечению поступлений доходов в федеральный бюджет. Таможенные платежи — это налоги, взимаемые государством с провозимых через национальную границу товаров по ставкам, предусмотренным таможенным тарифом. По объекту обложения различают ввозимые таможенные пошлины, вывозимые (экспортные таможенные пошлины) и транзитные таможенные платежи. По методу исчисления различают адвалорные, специальные и комбинированные таможенные платежи.
Экспортная таможенная пошлина - таможенный платеж, взимаемый при вывозе (экспорте) товаров. Экспортные таможенные пошлины стимулируют поставки товара на внутренний рынок за счет снижения прибылей при экспорте. От экспортных таможенных платежей освобождаются иностранные товары и продукты их переработки.
Адвалорная (Таможенная фискальная пошлина) - таможенная пошлина, устанавливаемая с исключительной целью получения доходов в бюджет государства.
Специальная таможенная пошлина - это таможенный платеж, который применяется при введении специальных защитных мер и взимается федеральным органом исполнительной власти, на который возложено непосредственное руководство таможенным делом в РФ, сверх ставки таможенной пошлины.

Комбинированная таможенная пошлина - это таможенный платеж, сочетающий адвалорный и специальный (специфический) виды таможенных платежей.
Таможенный тариф РФ - свод ставок ввозных таможенных пошлин, систематизированных в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности РФ.
Таможенный тариф содержит детализированные названия товаров, облагаемых таможенными пошлинами, а также перечень товаров, пропускаемых беспошлинно. Против каждого из подлежащих таможенному обложению товаров в Таможенном тарифе указывается ставка таможенной пошлины с указанием ее метода исчисления. В этой связи различают два типа таможенных тарифов: простой и сложный. Простой (одноколонный) таможенный тариф предусматривает для каждого товара одну ставку таможенных пошлин, которая применяется вне зави-симости от страны происхождения товара. Сложный (многоколонный) таможенный тариф по каждому товару устанавливает две или большее число ставок таможенных пошлин.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.