Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Налоговая политика государства: сущность, цели и формы.




НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

Экономическая сущность и функции налогов. Сущность и краткое содержание основных теорий налогообложения.

Под налогомпонимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Налоги как экономическая категория носят исторический характер. Они изменялись вместе с развитием государств а направлялись на выполнение государством своих функций.

Принципы налогообложения
Под принципами налогообложения следует понимать основные исходные положения системы налогообложения. Принципам налогообложения экономисты различных поколений придавали и придают большое теоретическое и практическое значение.
• принцип справедливости подданные государства должны участвовать в покрытии расходов правительства, каждый по возможности, сообразно своей относительной платежеспособности, т.е. соразмерно доходу, которым он пользуется под охраной правительства. Соблюдение этого положения или пренебрежение им приведет к так называемому равенству или неравенству обложения;
• принцип определенности налог, который обязан уплачивать каждый должен быть точно определен, а не произволен. Размер налога, время и способ его уплаты должны быть ясны и известны как самому плательщику, так и всякому другому;
• принцип удобства каждый налог должен взиматься в такое время и таким способом, какие наиболее удобны для плательщика;
• принцип экономии каждый налог должен быть так разработан, чтобы он извлекал из кармана плательщика возможно меньше сверх того, что он приносит государственному казначейству.

Учение о принципах налогообложения не стояло на месте. Основные принципы, разработанные А.Смитом, были изучены и дополнены новыми, экономически обоснованными положениями. В частности, немецкий экономист Адольф Вагнер выделяеттри группы принципов взимания налогов:
1. этические принципы обложения: • всеобщность налогов; • соразмерность обложения с платежеспособностью;
2. принципы управления налогами: • определенность обложения; • удобности обложения и взимания налогов для их плательщиков;• дешевизна взимания;
3. народнохозяйственные принципы: • надлежащий выбор источников налогов; • правильная комбинация совокупности налогов в такую систему, которая обеспечивала бы, при возможности соблюдения этических принципов и принципов управления, а также достаточность поступления и эластичность на случай чрезвычайных государственных нужд.



ВНК РФ (ст. 3) отмечаются следующие принципы налогообложения:
• принцип всеобщности и равенства налогообложения означает, что каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. При установлении налогов должна учитываться фактическая способность налогоплательщика к уплате налога;
• принцип отсутствия дискриминационного характера налогов налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и других подобных критериев. Кроме того, не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от форм собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала (кроме ввозных таможенных пошлин);
• принцип экономической определенности налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными;
• соблюдение единого экономического пространства не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство РФ и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории РФ товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций;
• принцип индивидуальной ответственности налогоплательщиков означает, что ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы;
• принцип определенности элементов налогообложения при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения;
• принцип точности и удобности уплаты налогов акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый налогоплательщик точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить;
• принцип приоритетности налогоплательщика все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).



В современных условиях в основу системы налогообложения должны быть положены следующие основные принципы:
принцип стабильности налогового законодательства;
принцип открытости и доступности информации по налогообложению.

К элементам налога относятся:
• налогоплательщик;
• объект налогообложения;
• налоговая база;
• налоговая ставка;
• налоговые льготы;
• налоговый период;
• порядок исчисления налога;
• срок уплаты налогов и сборов;
• порядок уплаты налогов и сборов

Налогоплательщик (субъект налогообложения). Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы при наличии у лица объекта налогообложения.
Лица, осуществляющие прием средств от плательщиков налогов или сборов в уплату налогов и сборов и перечисление их в бюджет, называются сборщиками налогов и сборов (таможенные органы и органы связи).
Налоговая базаэто стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения. Порядок определения налоговой базы устанавливается НК РФ. Налоговая база исчисляется по итогам каждого налогового периода. Она определяется на основе данных бухгалтерского учета либо иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению.
Налоговая ставкаважный элемент налога, который выражает величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. В практике налогообложения применяются процентные и твердые ставки. Процентные (адвалорные) ставки устанавливаются в процентах к налоговой базе.
Процентные ставки различают: пропорциональные, прогрессивные и регрессивные.
Пропорциональные ставки это ставки, которые применяются в одинаковом размере (единая процентная ставка) к объекту налогообложения без учета его величины. Они применяются, например, при исчислении налога на имущество организаций, налога на прибыль, налога на доходы физических лиц и др.
Прогрессивные ставки это такие ставки, величина которых возрастает по мере увеличения объекта налогообложения. Например, в настоящее время такие ставки применяются при исчислении налога на имущество физических лиц, на наследование или дарение.
Прогрессивное налогообложение может применяться как дополнение к пропорциональному налогообложению. Данная методика применялась при исчислении налога на прибыль по предприятиям союзного и республиканского подчинения при выполнении плана по прибыли.
Регрессивные ставки это ставки, величина которых уменьшается по мере увеличения объекта налогообложения. В настоящее время такие ставки применяются при исчислении единого социального налога.
Твердые (специфические) ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения, независимо от размеров дохода. Твердые ставки, например, установлены по транспортному налогу.
Налоговые ставки по федеральным налогам устанавливаются НК РФ, а также Правительством РФ в порядке и пределах, определяемых указанным Кодексом.
Налоговые ставки по региональным и местным налогам устанавливаются соответственно законами субъектов РФ и нормативными актами представительных органов местного самоуправления в пределах, установленных НК РФ.
Налоговые льготыэто полное или частичное освобождение от уплаты налогов и сборов отдельных категорий налогоплательщиков и плательщиков сборов в соответствии с действующим законодательством о налогах и сборах.
Налоговый период. Под налоговым периодом принимается календарный год или иной период времени (месяц или квартал) применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате.
Порядок исчисления налога. Налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налогового периода. Если законодательством о налогах и сборах обязанность по исчислению сумм налога возложена на налоговый орган или налогового агента, то в этих случаях не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
Налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или другим способом, подтверждающим факт и дату его получения. В тех случаях, когда указанные лица уклоняются от получения налогового уведомления, то оно направляется по почте заказным письмом. Налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Сроки уплатыналогов и сборов. Сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору.
При уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сборов) уплачивает пени. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от налоговых санкций за нарушение налогового законодательства. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения налогового обязательства по уплате налога или сбора, начиная со следующего дня их уплаты в размере 1/300 действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ от неуплаченной суммы налога и сбора. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после их уплаты в полном объеме.
Порядок уплатыналогов и сборов. Уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога или в другом порядке, предусмотренном НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах.
Уплата налогов (сборов) производится в наличной или безналичной форме. Конкретный порядок уплаты налога устанавливается применительно к каждому налогу.

Фискальная функция- реализуется главное общественное назначение налогов - формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для осуществления собственных функций.
Контрольная функция. Появляется возможность количественного отражения налоговых поступлений и их сопоставления с потребностями государства в финансовых ресурсах. Благодаря контрольной функции оценивается эффективность налогового механизма, обеспечивается контроль за движением финансовых ресурсов, появляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику. Осуществление контрольной функции налогов, ее полнота и глубина в известной мере зависят от налоговой дисциплины. Суть ее в том, чтобы налогоплательщики своевременно и в полном объеме уплачивали установленные законодательством налоги.
Эта функция налогово-финансовых отношений проявляется лишь в условиях действия распределительной функции.
Распределительная функция налогов обладает радом свойств (регулирующее, стимулирующее, воспроизводственное), характеризующих многогранность ее роли в воспроизводственном процессе.
Экономическая функция налогов состоит в воздействии через налоги на общественное воспроизводство, т.е. любые процессы в экономике страны, а также социально-экономические процессы в обществе.

 

Налоговая политика государства: сущность, цели и формы.

Под налогомпонимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Налоговая политика – это совокупность мероприятий государства в области налогообложения. Она является частью ее финансовой и экономической политики, меняется под влиянием социальной, политической и экономической обстановки в стране.
В теории налогообложения обычно выделяют три типа налоговой политики современного государства: политика максимальных налогов, по принципу «взять все, что можно»; политика разумных налогов, способствующая максимальному развитию предпринимательства, политика высокого уровня налогообложения при значительной социальной защите населения.

Налоговая политика представляет собой совокупность экономических, финансовых и правовых мер государства по формированию налоговой системы страны в целях обеспечения финансовых потребностей государства, отдельных социальных групп общества, а также развития экономики страны за счет перераспределения финансовых ресурсов.

Налоговая политика определяет роль налогов в обществе, которая может быть позитивна или негативна по отношению к субъектам хозяйствования. Для государства рост налоговых изъятий является положительным фактором, а для субъектов хозяйствования — отрицательным. Проблема состоит в определении границ изъятия, оптимальном сочетании функций налогов, их влиянии на состояние экономической, социальной и политической системы в обществе.

Центральный вопрос налоговой политики — необходимость научного обоснования предела налоговых изъятий, т.е. величины размера ставки налогов, не угнетающей производителей и воспроизводство рабочей силы.

Формы налоговой политики:

1. Политика максимальных налогов Государство устанавливает достаточно высокие налоговые ставки, сокращает налоговые льготы и вводит большое число налогов, стараясь получить от своих граждан как можно больше финансовых ресурсов, не особенно заботясь о последствиях такой политики.

2 Политика экономического развития Государство в максимально возможных размерах налогового бремени учитывает не только фискальные интересы, но и интересы налогоплательщиков. В этом случае государство, ослабляя налоговый пресс для предпринимателей, одновременно сокращает свои расходы, в первую очередь, на социальные программы.

3Политика разумных налогов Представляет собой нечто среднее между первой и второй. Суть ее состоит в установлении достаточно высокого уровня налогообложения как юридических, так и физических лиц при одновременной реальной социальной защите граждан, наличии значительного числа государственных социальных программ.

Цели налоговой политики:
фискальная — основная, которая выражается в обеспечении государства финансовыми ресурсами путем мобилизации части созданного ВВП страны для финансирования его расходов;
экономическая — целенаправленное воздействие на экономику через налогообложение для регулирования спроса и предложения, проведения структурных изменений общественного воспроизводства;
социальная — сглаживание неравенства в уровнях доходов населения путем перераспределения национального дохода и валового внутреннего продукта;
стимулирующая— предполагает активизацию инвестиционной и инновационной деятельности, создание условий для ускоренного накопления капитала в наиболее перспективных отраслях экономики;
экологическая — охрана окружающей среды и рациональное природопользование за счет введения экологических налогов и штрафных санкций;
контрольная — используется государством для принятия решений в области функционирования как отдельных видов налогов, так и всей налоговой системы;
международная— введение налогов в соответствии с требованиями международных соглашений для укрепления экономических связей с другими странами.

Методы осуществления налоговой политики зависят от тех целей, которые стремится достичь государство. В современной практике широкое распространение получили такие методы, как изменение налоговой нагрузки на налогоплательщика, введение дифференцированных налоговых ставок, установление или отмена налоговых льгот И др.
Субъект управления — государство.
Объектуправления — налогообложение.
Содержание налоговой политики многогранно и включает в себя:
- выработку научно обоснованной концепции развития налоговой системы;
- определение основных направлений и принципов налогообложения;
- разработку мер, направленных на достижение поставленных конкретных целей в области социально-экономического развития общества, увеличения доходной части бюджета и т.д.

В зависимости от длительности периода и характера решаемых задач налоговая политика подразделяется на налоговуюстратегию и налоговуютактику.
В трехлетней перспективе 2010 – 2012 годов приоритеты Правительства Российской Федерации в области налоговой политики остаются такими же, как и ранее – создание эффективной налоговой системы, сохранение сложившегося к настоящему моменту налогового бремени. Таким образом, Основные направления налоговой политики составлены с учетом преемственности ранее поставленных базовых целей и задач.

В современной мировой практике выделяются следующие методы налоговой политики:

· регулирование соотношений прямого и косвенного налогообложения;

· регулирование соотношения федеральных, региональных и местных налогов;

· перенос нагрузки с одних категорий налогоплательщиков на другие;

· регулирование соотношения пропорциональных и прогрессивных ставок налогов и степени их прогрессивности;

· регулирование налогов льгот, преференций, вычетов, скидок;

· регулирование состава налогов, объектов налогообложения, способов исчисления налоговой базы, порядка исчисления и сроков уплаты.

В трехлетней перспективе 2012–2014 годов приоритеты Правительства Российской Федерации в области налоговой политики остаются такими же, как и ранее – создание эффективной и стабильной налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Основными целями налоговой политики продолжают оставаться поддержка инновационной деятельности, в том числе и путем предоставления новых льгот, направленных на ее стимулирование, а также поддержка инвестиций в области образования и здравоохранения.

 


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2020 год. (0.022 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал