Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие гуманизма. Основные черты гуманистического мировоззрения.






Гумани́ зм — мировоззрение, в центре которого находится идея человека как высшей ценности; возникло как философское течение в эпоху Возрождения. Интеллектуальное движение, являющееся важным компонентом Ренессанса. Возникло во Флоренции в середине XIV века, существовало до середины XVI века. Это не защита прав человека, а исследования человека таким, каков он есть. Гуманизм, с точки зрения Петрарки и других философов, означал перенесение человека в центр мира, изучение человека в первую очередь. Ренессансные гуманисты представляли собой неформальную группу единомышленников, которых отличало внутреннее содержание, а не официальный род деятельности. Гуманистами становились представители совершенно разных слоев, состояний и профессий. Важной составляющей в представлениях гуманистической среды был «досуг», заполненный высокими занятиями, противопоставляемый службе и различным деловым обязанностям.

Основные черты гуманизма.

1) Возрождение интереса к человеку. На первое место выходит интерес к человеку как личности, к его духовному и физическому облику. Повышенный интерес к языку классиков античности, к литературной манере письма того времени.

2) Культ индивидуальности. И инструментом формирования человека должна стать литература и литературное воспитание.

3) Исключительная роль поэзии, которая является наиболее удачной формой выражения, т.к. она синтезирует и собирает в единое целое все качества человека.

4) Изменения философской системы. В плане философии гуманисты отвергают философско-теологическую систему Средневековья, основанную на взглядах Аристотеля и его последователей. Они хотят изучать человека, его речь, его действия, проявления его характера.

5) Центром всей системы гуманизма становится фигура интеллектуала-гуманиста. Основываясь на собственной индивидуальности, он пытается отделить свою идеологию, свои взгляды.

6) Универсальность гуманистических ценностей. Гуманисты выходят из самых различных социальных слоев (из мелкой феодальной знати, городской аристократии, буржуазии и купечества), и их идеология почти никогда не противопоставлена взглядам доминирующих классов, - однако они претендуют на то, чтобы считать себя носителями универсальных человеческих ценностей, имеющих значение для всего «образованного» человечества.

7) Отношения с властью у гуманистов достаточно неоднозначны. Каждый из них старается упрочить свое положение, найти признание в окружающем его мире. Для этого им необходима поддержка синьоров, в руках которых находится власть. Поэтому нередко гуманисты, именно в этих целях, превозносят «добродетельность» своих покровителей. Однако не всегда их труды оказываются признаны, и тогда они могут менять место пребывания и даже переходить в противоположный лагерь.


11. Основные тенденции и этапы развития гуманистической литературы в Италии в 15 веке.

Внутри самого гуманизма можно выделить несколько его разновидностей, а именно:

1. гражданский гуманизм: распространен прежде всего в Венеции и во Флоренции в период республики. Основная цель его состояла в том, чтобы связать литературу с общественными, гражданскими идеалами;

2. придворный гуманизм: был распространен почти во всех остальных центрах Италии и рассматривал литературу как своего рода украшение и прославление власти;

3. светский гуманизм: пытается прославлять земную жизнь, естественность и физическую красоту человека, его стремление к власти и славе;

4. христианский гуманизм: пытается обновить и углубить некоторые аспекты веры и вернуться к изначальным ценностям, проводит параллель между идеалами культуры классической античности и христианства;

5. филологический гуманизм: воссоздает древние тексты, основываясь на исторических, литературных, риторических аспектах, не углубляясь в теорию;

6. философский гуманизм: вырабатывает новую теоретическую основу миропонимания, отталкиваясь от нового взгляда на античную философию и освобождаясь от ее схоластической средневековой интерпретации.

Нередко различные, даже противоречивые черты различных «течений» гуманизма присутствуют в творчестве одного и того же автора одновременно. Принято выделять два этапа развития гуманизма: на первом (примерно до середины Кватроченто) доминирует республиканский и «гражданский» характер гуманизма, на втором (со второй половины 15 века) - философский. Однако его тенденции и различные аспекты варьируются в зависимости от области, поэтому единственно приемлемым разделением этапов гуманизма представляется то, которое учитывает географию культурных центров и хронологию поколений гуманистов. Важную роль в истории гуманизма сыграл рубеж 60-70-х гг. 15 века, когда начинается интенсивное развитие литературы на volgare и происходит изобретение печати.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.