Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общая характеристика жизни и творчества Н.Макьявелли.






Никколо Макьявелли (1469-1527) родился во Флоренции в 1469 г. в семье нотариуса. Получил образование в духе идей гуманизма. О его школьных занятиях и годах юности известно совсем немного. Первые достоверные сведения касаются службы Макьявелли во времена республики и показывают его близость противникам Савонаролы. Но именно падение Савонаролы привело почти 30-летнего Макьявелли к тому, к чему он так стремился: он был назначен ответственным за вторую канцелярию, и стал также секретарем магистратуры Совета Десяти. В его обязанности входило рассмотрение в первую очередь документов, касающихся военных действий и дипломатии (в то время как впервой канцелярии он занимался перепиской и официальными документами). Должность Макьявелли была очень значительной, и он мог держать под контролем большую часть политической жизни Флорентийской республики. Макьявелли много ездил по Италии и Европе, его поездки были связаны со службой и дали ему возможность глубоко изучить государственные и военные структуры своего времени. После сражения при Равенне и падения республики в городе - и одновременной реставрации Медичи в 1512 г. - Макьявелли был отстранен от всех своих должностей. Более того: он был необоснованно обвинен в участии в заговоре, посажен в тюрьму и подвергнут пыткам. Освобожденный по амнистии, приуроченной к празднованию по случаю избрания папой Льва Х, он уехал в свое поместье Альбергаччо. Здесь Макьявелли занялся осмыслением своего богатого опыта и создал свои основные произведения: трактат «Государь», «Речи о первой декаде Тита Ливия», «Диалоги об искусстве ведения войны»; «Жизнь Каструччо Кастракани», комедию «Мандрагора», новеллу «Бельфагор-архидьявол». Макьявелли никогда не оставлял надежды добиться расположения Медичи и снова заняться политической деятельностью. В начале 20-х годов по инициативе кардинала Джулио де' Медичи он получил от флорентийского университета заказ на написание истории города («История Флоренции», 1520-25). В мае 1521 г. он выполняет миссию городского совета, связанную с подчинением некоторых францисканских монастырей Флоренции. Однако в 1527 г. Медичи вторично изгнаны из города, и Макьявелли, давний сторонник Флорентийской республики, на этот раз подозревается в излишних симпатиях к ним. Он остается не у дел и месяц спустя умирает.


38. Драматургия Н.Макьявелли. Сатира в комедии " Мандрагора".

Макьявелли создает три театральных текста: комедии «Андрия», «Мандрагора» и «Клиция». «Андрия», как и два остальных, связана с латинскими комедиями, - более того, она является своего рода экспериментом, поскольку volgare был впервые применен в таком объеме в жанре драматургии. «Мандрагора» на фоне современного театра на volgare предстается как очень зрелое произведение и становится шедевром театра Чинквеченто. Она, по всей вероятности, была написана в 1518 г. И поставлена осенью того же года по случаю бракосочетания Лоренцо де' Медичи с Маддаленой, неоднократно издавалась еще при жизни автора. Вступление написано в форме канцоны и носит характер обращение к зрителю в достаточно агрессивной форме. Его цель - показать, что написание комедии является для автора способом подчеркнуть те обстоятельства, в которых он сейчас находится. Сюжет произведения представляется оригинальным по сравнению со схемами нового театра на volgare, события разворачиваются во Флоренции, где юноша Каллимако пытается покорить целомудренную Лукрецию, жену престарелого правоведа мессера Нича. Нича бездетен и давно мечтает о ребенке. Пользуясь этим его желанием и недалеким умом старика, Каллимако по совету лукавого Лигурио выдает себя за знаменитого парижского врача, обладающего надежным средством для излечения Лукреции. Это средство - чудодейственная настойка мандрагоры. Однако «первый мужчина, с которым она будет иметь дело, после того как выпьет этот напиток, умрет в течение восьми дней, и ничто на свете не сможет спасти его». Мессер Нича уже готов от всего отказаться, но Каллимако указывает ему хитроумный выход: как только мадонна Лукреция выпьет напиток, тотчас же следует «положить к ней другого, который, проведя с ней ночь, впитал бы в себя всю отраву мандрагоры и тем спас бы мессера Нича от гибели. После некоторого сопротивления Нича соглашается внять советам врача. Решено схватить на улице первого попавшегося мужчину (этим мужчиной, конечно же, оказывается переодетый Каллимако) и отвести его в спальню Лукреции. Обнаружив обман, Лукреция, тем не менее, позволяет Каллимако убедить себя, что юноша в нее влюблен. Комедия завершается двусмысленным «празднованием» по поводу исцеления Лукреции, которая в заключение говорит своему любовнику, что бы он стал кумом и тогда они смогут видеться не вызывая подозрений. Комедия подвергает осмеянию общественную мораль и ее устои, одна из основных ее идей состоит в том, что отношения между людьми возможны только в искаженных формах, и в них преобладает притворство, фальшь. С одной стороны стоят те, чья «мудрость» и знание людских привычек позволяет им пользоваться другими и их слабостями; с другой - те, кто такой «мудростью» не обладает и позволяет, чтобы его использовали. Однако каждый персонаж представляет иной человеческий тип, со своими особенностями, и из столкновения этих персонажей рождается комическое, нередко имеющее характер жесткой сатиры и насмешки. Использование комического у Макьявелли только в плане языка опирается на традицию Боккаччо, в то время как его общий пафос имеет обличительный характер. Главная героиня «Мандрагоры» Лукреция (несмотря на то, что она почти не присутствует на сцене) представляет собой образец «мудрого», «благоразумного» поведения, вначале она предстает как «добродетельная» женщина, обладающая множеством достоинств и «совершенно чуждая делам любовным». Затем, оказавшись обманутой Каллимако и убедившись в глупости мужа, она принимает ту ситуацию, которая ей предлагается. («Мудрый», «благоразумный» человек для Макьявелли - это именно тот, кто может «соответствовать» внешним обстоятельствам).

В 1525 г. на вилле богатого пекаря Якопо Фальконетти была поставлена комедия Макьявелли «Клиция», написанная в основном по схеме, на которой строились комедии Плавта, и оказавшаяся намного ближе античной латинской комедии, чем «Мандрагора». Сюжет построен на истории любви старика Никомако к молодой рабе Клиции. Жена старика Софрония и вся его семья жестоко насмехаются над ним, пытаясь заставить его «прийти в себя» и оставить свои бессмысленные, на их взгляд, притязания. Характерный для античной комедии конфликт между юностью и старостью превращается в горькое, ироническое осознание ограниченности и неисполнимости желаний, которое приносит с собой старость. Насмешка и сарказм «Мандрагоры» сменяется здесь возвратом к «здравому смыслу», к традиционным ценностям и принятой морали. Для автора, однако, такой возврат равносилен поражению.


39. Идейно-тематические и жанровые особенности новеллы " Бельфагор-архидьявол".

Уже в период канцлерства Макьявелли создает некоторое количество новелл, следовавших флорентийской традиции. Отрывки повествовательного характера нередко обнаруживаются и в его переписке. Однако единственная несомненно ему принадлежащая новелла, дошедшая до нас и созданная в 1518 г., известна под названием «Бельфагор-архидьявол». В ней Макьявелли продолжает традиционные темы флорентийской новеллистики: коварство женщин, - в частности, жен; комическое изображение «дьявольского» мира; хитрость крестьян; использует общие схемы осмеяния окружающего и т.д. Благодаря «дьявольскому» элементу повествования, резкому осмеянию подвергается вся меркантильность человеческих отношений. Бельфагор - архидьявол, посланный Плутоном на землю разобраться, почему грешники все свои грехи приписывают женщинам: " Выпал он [жребий] Бельфагору, ныне архидьяволу, в былое же время до низвержения с небес, архангелу…". Демон женится на прекрасной дворянке, которая изводит и совершенно разоряет его, так что в итоге он предпочитает возвратиться в ад, нежели вновь соединиться с нею.


40. Макьявелли-поэт.

Для Макьявелли поэзия была естественной формой общения в кругу правящего класса Флоренции и своего рода способом участия в жизни города и его традиций. Поэтические произведения Макьявелли носят спорадический, случайный характер, и связаны с различными официальными обстоятельствами, а также с традиционными жанрами флорентийской поэзии. Перу Макьявелли принадлежат несколько карнавальных песен, пасторальная баллада, «Серенада», написанная октавами, сонеты. Более серьезной работой является написанная терцинами поэма «Десятилетие» (1504), построенная по схеме Дантовой «Комедии» и в достаточно полемичной форме излагающая историю Флоренции и Италии с 1494 по 1504 годы. Спустя десять лет Макьявелли начнет поэму «Второе десятилетие», однако дойдет только до 1509 г. и оставит произведение незавершенным. С 1506 по 1512 гг. Макьявелли создает четыре «моральных» капитула, написанных терцинами: «О судьбе»; «О неблагодарности»; «О стремлениях», «О случае». Их тематика характерна для творчества писателя в целом. Избранная им форма «капитула» была очень распространена во Флоренции как литературное средство для размышлений по вопросам морали и поведения человека. В годы, проведенные в стороне от политической жизни, Макьявелли обдумывает план поэмы, в которой собирается изложить различные аспекты своей концепции человека. План произведения и написание его относятся к 1516-17 гг. Поэма носит название «Осел», написана терцинами и осталась незавершенной: работа над ней была прервана на 8-ой главе. Макьявелли опирается на гомеровский миф о Цирцее, на роман Апулея «Золотой осел» и на «Комедию» Данте, являющуюся для него непревзойденным образцом языка и стиля. Произведение обрывается еще до ключевого момента превращения героя-автора в осла, с тем чтобы увидеть по-иному мир людей и обосновать возможность гармоничных отношений с действительностью, увиденной из комичного и «низменного» мира животных.


41. Особенности видения истории в трактате Н.Макьявелли " Государь".

Собрал весь свой опыт касательно тех качеств, какими должен обладать правитель, средств и методов, к которым он должен прибегать, в своём произведении " Государь". Никколо Макиавелли пишет своего " Государя" не для народных масс. В одном из писем своему другу он говорит, что с помощью этой книги, свидетельствующей о его политическом опыте, он хочет поступить на службу к новым правителям Флоренции и поэтому хочет преподнести её дому Медичи. Конечно же, Макиавелли мечтал, чтобы Италия была единым и сильным государством. Макиавелли надеялся на то, что эта книга послужит своего рода руководством к действиям по её объединению. Но существует мнение, что Медичи её даже не прочитал. Взглядам Макиавелли на исторический процесс была присуща идея цикличности, закономерной смены государственных форм. Монархия, как он показывает на многих примерах, сменяется олигархией, та — республикой, которая в свою очередь уступает место единоличному правлению, — таков цикл государственной эволюции у большинства народов. В основе этой цикличности лежит постоянно присущая жизни общества борьба противоречий и интересов, конфликты малых и больших групп, «непреложный ход событий». Макиавелли сравнивает " недуг" в государстве с чахоткой: " если своевременно обнаружить зарождающийся недуг, что дано лишь мудрым правителям, то избавиться от него нетрудно, но если он запущен так, что всякому виден, то никакое снадобье уже не поможет". Новое государство также можно приобрести благодаря чужому оружию или просто благодаря " милости судьбы". Власть может достаться за деньги или быть пожалованной в знак милости. В этих случаях её легко приобрести, но трудно удержать, ведь государь " всецело зависит от воли и фортуны тех, кому обязан властью, то есть от двух сил, крайне непостоянных и прихотливых". Удержаться же у власти он не умеет, потому как человеку без особых дарований и доблести, прожившему всю жизнь в скромном звании, негде научиться править, и не может, потому как не имеет союзников и надёжной прочей опоры. Макиавелли пишет, что только тот, кто обладает истснной доблестью, при внезапном возвышении сумеет не упустить того, что фортуна сама вложила ему в руки, то есть сумеет, став государем, заложить те основания, которые другие закладывали до того, как достигли власти. Существует ещё два способа сделаться государем. Это случаи, когда частный человек достигает верховной власти " путём преступлений, либо в силу благоволения к нему сограждан". В случае, когда человек делается государём своего отечества не путём злодеяний и беззаконий, а в силу благоволения сограждан. Такого рода единовластие можно назвать гражданским, так как учреждается оно по требованию народа, либо знати в зависимости от того, кому первому представится удобный случай. Но тому, кто приходит к власти с помощью знати, труднее удержать власть, чем тому, кого привёл к власти народ, так как если государь окружён знатью, которая почитает себя ему равной, он не может ни приказывать, ни иметь независимый образ действий. Тот же, кого привёл к власти народ, правит один и вокруг него нет никого или почти никого, кто не желал бы ему повиноваться. Так что если государь пришёл к власти с помощью народа, он не должен угнетать его, тем самым, удерживая его дружбу. Народ надо взять под свою защиту, так как даже в тех случаях, когда государь является ставленником знати.


42. " Государь" Макьявелли и новая концепция человека.

Каким же должен быть сам государь, какими личными качествами он должен обладать? Главное моральное качество, которое объединяет у Макиавелли все прочие и является самоцелью - это честь. Этический смысл чести вытекает из того, что она мыслима только у человека, только в обществе, и проявляется преимущественно в государственных делах. Она продукт мнения, косвенно выражающий зависимость человека от общества. Как известно у всех людей есть свои пороки, и государи здесь не исключение. Основная же мысль Макиавелли состоит в том, что благоразумному государю следует избегать тех пороков, которые могут лишить его государства. " Пусть государи не боятся навлечь на себя обвинения в тех пороках, без которых трудно удержаться у власти…" " Государь, если он хочет сохранить власть, должен приобрести умение отступать от добра и пользоваться этим умением смотря по надобности". Заложенный здесь нравственный принцип можно сформулировать так: признание творимого зла действительным злом и оправдание его неизбежности злом окружающим. Однако, раскрывая свою мысль, Макиавелли придаёт ей совершенно другой оборот. Поскольку мораль - область мнения, людям приписывают качества, выражающие оценку (хвалу или порицание). Хотя на первый взгляд два ряда противоположенных качеств однозначно противопоставлены друг другу, в их трактовке Макиавелли отходит от понятия абсолютного блага или зла: качества, почитаемые хорошими, невозможно сохранить полностью (элементы нравственного релятивизма).


43. Произведения Макьявелли периода канцлерства.

Занимая должность канцлера и секретаря Республики (1498-1512), Макьявелли создал большое число официальных текстов, связанных с исполнением служебных обязанностей. Они могут быть разделены на три категории:

1. «миссии»- отчеты, нередко очень пространные, которые Макьявелли посылал во Флоренцию во время своих посольств. Сохранились и многие из инструкций, которые он получал от флорентийского правительства, связь с которым была постоянной,

2. тексты административного характера связанные с поручениями внутреннего характера, - напр., с проверками, которые он проводил на территории Республики, и проч.,

3. правительственные тексты написанные почти всегда от имени той либо иной правительственной структуры, от которой Макьявелли зависел, созданные по разным официальным поводам.

Из самых значительных следует упомянуть «О делах пистойских» (1502); «О характере французов» (1503); 2 текста о Германии («Отчет о делах германских» и «Речь о делах германских и об императоре», 1508-09). В 1512 г. Макьявелли создает большие по объему произведения, посвященные государственным и военным структурам тех европейских государств, которые Макьявелли посетил во время своих миссий (Франция, Германия).

44. Политические и исторические произведения Н.Макьявелли (" История Флоренции").

В 1521 г. опубликован диалог Макьявелли «Об искусстве ведения войны», проникнутый сожалением о невозможности реализовать на практике разработанные ранее проекты. Эссе состоит из семи книг и представляет собой воображаемую беседу, якобы состоявшуюся в садах Орти Оричеллари в 1516 г. между старым кондотьером Фабрицио Колонной, который проездом находился тогда во Флоренции, и молодыми людьми из знатных родов Козимо Ручеллаи, Дзаноби Буондельмонти, Баттиста делла Палла и Луиджи Аламанни. В уста Колонны автор вкладывает свои размышления пол военным вопросам, как с точки зрения политической, так и чисто технической, опираясь и на свой былой опыт человека, которому пришлось непосредственно заниматься этими проблемами на благо Флорентийской республики. На первый план в этих размышлениях выходит полемика по поводу привлечения наемного войска, к которому Макьявелли относится отрицательно, и связанная с этим необходимость тесной связи между организацией армии с гражданской жизнью для обеспечения мира в государстве. Диалог представляет интерес прежде всего потому, что в нем Макьявелли уже не в первый раз излагает свои политические взгляды: оказываясь все более связанным с гуманистической и аристократической идеологией кружка в Орти Оричеллари. В приложении к «Искусству ведения войны» появилось первое произведение Макьявелли на историческую тематику: «Жизнь Каструччо Кастракани», написанное в 1520 г. и посвященное жизни кондотьера Лукки времен Треченто. Макьявелли следует гуманистическим образцам биографий выдающихся людей. Однако еще в ноябре 1519 г. он получил заказ на написание другого исторического труда: это «История Флоренции», работе над которой писатель посвятит несколько следующих лет. В мае 1525 г. рукопись была вручена папе Клементу VII, издание книги вышло только после смерти автора, в 1532г. В первой, вводной книге Макьявелли дает краткое изложение истории Италии от падения Римской империи до 1434 г.; книги II-IV посвящены истории Флоренции от основания города также до 1434 г. (прихода к власти Козимо де' Медичи); книги V-VIII более подробно освещают историю Флоренции и Италии с 1434 г. до смерти Лоренцо Великолепного в 1492г. Несмотря на тот факт, что книга была написана по заказу Медичи, она лишена всякого подобострастия и представляет собой смелое и независимое произведение. В отличие от традиционной гуманистической историографии, оно не ограничивается только описанием дипломатических шагов и военных действий, - Макьявелли критически описывает поведение итальянских князей и правительств в 15 веке, их закулисные игры и тактику. Образцом государства для Макьявелли служит древний Рим, по сравнению с которым достойно осуждения прошлое Флоренции, ее нередко двусмысленная политика и слабость государственного устройства. В итоге книга словно наполнена ожиданием прихода нового выдающегося политика, который смог бы облечь новым смыслом древние традиции города и спасти Флоренцию от полного упадка. Историческое повествование в произведении тесно связано с политической интерпретацией, факты описываются не изолированно, а включены в общую историческую картину. Благодаря этим чертам, «История Флоренции» стала новым шагом на пути к современной историографии.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.