молекулярная биология, генетика, цитогенетика, иммуногенетика, микробиология, экология, гидробиология, космическая биология, космическая физиология, космическая микробиология и т. п. 2) Термины, именующие объект деятельности: наука (научный труд, научное творчество), язык (языкознание), литература (литературоведение), искусство (искусствоведение), вирусы (вирусология), энергия солнца (гелиоэнергетика), энергия ветра (ветроэнергетика), металлы (металловедение) и т. п. 3) Термины, именующие субъект деятельности: науковед, информатик, кибернетик, генетик, цитогенетик, микробиолог, эколог, гидробиолог, гляциолог, планетолог, телемеханик, вирусолог, цитолог, машиностроитель, роботостроителъ, робототехник и т. п. 4) Термины, именующие средства деятельности, включают несколько самостоятельных категориальных группировок: а) орудия деятельности: датчики, преобразователи, микропроцессоры, терминалы, модуляторы, мазеры, лазеры, резеры, газеры, фазеры, резонаторы, трансформаторы, реакторы; б).процессы деятельности: телеуправление, радиолокация, радиоуправление, в).методы деятельности: методы сбора информации, методы обработки и анализа информации, аннотирование, реферирование г) измерения (метрология в широком смысле слова): измерения геометрических величин, измерения механических величин, измерения давления, вакуумные измерения, теплофизические и температурные измерения, измерения акустических величин, радиоэлектронные измерения, биологические и биомедицинские измерения и т. п. 5) Термины, именующие продукты деятельности, охватывают широкий круг разного рода результатов деятельности: полупроводниковые материалы, металлы, металлические сплавы. Одни и те же реалии и соответственно термины могут одновременно входить в две группы, т. е. быть и средством (орудием) деятельности и результатом (продуктом) деятельности. Таковы наименования областей машиностроения, приборостроения, робототехники, станкостроения, инструментального производства и т. п.
Контрольные вопросы:
1. Что составляет основу средств выражения в сфере специальной лексики?
2. Назовите пять относительно самостоятельных лексических группировок узкоспециальных терминов.
3. Что вам известно о понятии «межнаучная терминология»?
Задание 1.Прочитайте текст, выделяя структурно-смысловые компоненты (части) заголовок, введение, основная часть, заключение;
- определите, к каждому жанру они относятся и какие стилевые черты присущи им?
- найдите в тексте термины и общенаучные слова.
Идеи человеческого развития с середины 80-х годов ХХ столетия стали получать все большую поддержку в экономических кругах при разработке национальных программ развития и проектов международного сотрудничества.
Концептуальный подход к человеческому развитию, разработанный группой экспертов Программы развития ООН, впервые был представлен во всемирном Докладе о человеческом развитии за 1990 г.. Впоследствии этот доклад стал ежегодным.
Первый всемирный Доклад о человеческом развитии определил человеческое развитие «как процесс расширения человеческого выбора, так и достигнутый уровень благосостояния людей». Доход является только одним из таких выборов, но не менее важны здоровье, образование, среда обитания, свобода действий и слова. С помощью доклада был создан новый инструмент для измерения социально-экономического прогресса: индекс человеческого развития (ИЧР), который интегрирует в себе ожидаемую продолжительность жизни, уровень образования взрослого населения и доход.
Задание 2.Прочитайте текст. Найдите в нем пять относительно самостоятельных лексических группировок узкоспециальных терминов. Внесите их в таблицу и запишите в тетрадь.
Основными источниками заемного капитала являются ссуды банка и выпущенные | |