Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эмоции, чувства, переживания






Эмоции составляют неотъемлемую часть человеческого существования. Человек пе­реживает то, что с ним происходит и им совершается, он относится опреде­ленным образом к тому, что его окружает, и к самому себе. Эмоции и чувства — процесс отражения субъективного отношения человека к объектам и явлениям окружающего мира, другим людям и самому себе в форме непо­средственного переживания. Эмоции выражают состояние субъекта и его от­ношение к объекту. Эмоции отличаются от познавательных психических процессов и имеют определенные отличительные признаки. Во-первых, они характеризуются полярностью, то есть обладают положительным или отри­цательным знаком: веселье — грусть, радость — печаль; счастье — горе и т. д. В сложных человеческих чувствах эти полюсы часто выступают как проти­воречивое единство (любовь к человеку сочетается с тоской и беспокойством за него). Второй отличительной характеристикой эмоций является их энергетическая насыщенность. Именно в связи с эмоциями Фрейд ввел в пси­хологию понятие энергии. Энергетика эмоций проявляется в противополож­ностях напряжения и разрядки. Различают эмоции стенические, характери­зующиеся повышением активности (восторг, гнев) и астенические, — сопро­вождающиеся понижением активности (грусть, печаль). Еще одной важнейшей характеристикой эмоций является их интегральность, целостность: в эмоциональном переживании участвуют все психофизиологические системы человека и его личность, они моментально охватывают весь организм и придают переживаниям человека определенную окраску. Поэтому индикатерами эмоционального состояния могут служить психофизиологические изменения: сдвиги частоты пульса, дыхания, температуры тела, кожно-гальваническая реакция и пр. (Например, английские психофизиологи регист­рировали изменения КГР у испытуемых в процессе воспоминания ими воз­душных налетов на Лондон).

Наконец, необходимо отметить еще одну особенность эмоций — неотделимость их от других психических процессов. Эмоции как бы вплетены в ткань психической жизни, они сопровождают все психические процессы. В ощущениях они выступают как эмоциональный тон ощущений (приятное — неприятное), в мышлении — как интеллектуальные чувства (вдохновение, интерес и пр.).

Эмоции не являются познавательным процессом в собственном смысле этого слова, так как не отражают свойства и характеристики внешней сре­ды, в них отражается субъективная значимость объекта для человека. По поводу функций эмоций в психологии существуют разные точки зрения. В частности, эмоции рассматривают как рудимент, аффективный след инстин­кта (Мак-Дауголл), и, как всякий рудимент, эмоция обречена на постепен­ное угасание, отмирание. С этой проблемой связана дискуссия о роли эмо­ций, которая развернулась между «физиками» и «лириками» в наши дни. Первые утверждают, что развитому мышлению эмоции не нужны, они вы­ступают как помеха. Действительно, в ряде случаев сильные эмоции меша­ют достижению цели, искажают восприятие, затрудняют регуляцию. Так нуж­ны ли современному человеку эмоции? Каковы их функции? Эмоции чело­века тесно связаны с потребностями, они возникают в деятельности, направ­ленной на удовлетворение потребностей, перестраивают поведение человека в направлении удовлетворения потребностей, в этом проявляется их регулирующая функция.

Соотношение эмоций и потребностей наиболее отчетливо представлено в информационной теории эмоций Симонова. Согласно этой теории эмоции рас­сматривают как производное от качества и интенсивности актуальной потреб­ности и вероятностной характеристики среды. Эта зависимость выражается формулой:

Э = П (И - И ),

 

где Э — эмоция, ее сила и знак;

П — величина актуальной потребности;

И — информация, необходимая для удовлетворения существующей потребности;

И — информация, существующая в данный момент времени. Таким образом, если П = 0, то есть потребность отсутствует, то эмоции не возникают; в случае, если И = И , человек обладает всей необходимой для удовлетворения потребности информацией, эмоции также не возникают (че­ловек просто удовлетворяет насущную потребность). Эмоция достигает мак­симальных значений при отсутствии информации, при этом она имеет отри­цательный знак (всем знакомо состояние страха, тревоги перед неизвестнос­тью, или состояние неудовольствия в случае невозможности удовлетворения пищевой потребности). При избытке информации, когда Ис > Ин, возника­ют положительные эмоции, либо успокоение, расслабление. Таким образом, человек постоянно сравнивает информацию о том, что требуется для удовлет­ворения потребности, с тем, чем он располагает, и в зависимости от этого ис­пытывает различные эмоции, которые осуществляют регуляцию поведения.

Важнейшей функцией эмоций является оценочная, эмоции оценивают зна­чимость объектов, ситуаций. Причем очень часто такая оценка осуществляет­ся в условиях дефицита времени или информации об объекте или ситуации. Эмоционально окрашенное отношение возмещает невозможность полного логического анализа. Действительно, часто в ситуациях отсутствия инфор­мации возникающий эмоциональный фон помогает человеку сориентироваться и принять решение о том, полезен или вреден внезапно возникший объект, следует ли его избегать и пр. На эту функцию эмоции обращает внимание Симонов, который пишет, что возникновение эмоционального фона воспри­ятия позволяет решать ряд жизненных задач (например, задача выбора спут­ника жизни, если бы мы решали эту задачу путем анализа всех сторон, до­стоинств и недостатков претендента, мы ее не решили бы никогда), наслаж­даться произведениями искусства, выживать в условиях незнакомой среды.

Эмоции выполняют функцию побуждения к деятельности и стимуляции. Так, интерес «приковывает» внимание и удерживает его на объекте, страх заставляет избегать опасных объектов и ситуаций. Благодаря особой энерге­тической насыщенности эмоции стимулируют протекание остальных психи­ческих процессов и деятельности. С этим связана мобилизация всех сил орга­низма в сложных, ответственных ситуациях (в условиях экзамена, ответствен­ного выступления, чрезвычайных ситуациях и т. п.).

В то же время чрезмерное эмоциональное напряжение может отрицатель­но сказаться на результатах деятельности. Влияние эмоционально-мотивационных (энергетических) характеристик на продуктивность деятельности от­ражает закон Йеркса — Додсона (по имени американских исследователей Йеркса и Додсона), согласно которому по мере увеличения силы эмоциональ­ного подкрепления продуктивность деятельности, ее успешность, качество сначала повышается, но затем, после достижения максимальных показателей, дальнейшее усиление эмоционально-мотивационного фактора ведет к ухуд­шению показателей деятельности (рис. 6).

Любое взаимодействие между людьми всегда сопровождается эмоциональ­ными проявлениями; мимические, пантомимические движения позволяют

человеку передать информацию о своем отношении к другим людям, явле­ниям, событиям, о своем состоянии. Таким образом, эмоции выполняют коммуникативную функцию.

Эмоции — сложный психический процесс, который включает в себя три основных компонента.

1 Физиологический — представляет изменения физиологических сис­тем, возникающие при эмоциях (изменение частоты сердечных сокра­щений, частоты дыхания, сдвиги в обменных процессах, гормональ­ные и др.).

2. Психологический — собственно переживание (радость, горе, страх и Др.).

3. Поведенческий — экспрессия (мимика, жесты) и различные действия (бегство, борьба и пр.).

Первые два компонента эмоций — это внутренние их проявления, ко­торые «замыкаются» внутри организма. Выход вовне и разрядка чрезмер­ной эмоциональной энергии осуществляется благодаря третьему компонен­ту — поведению. Так как культурные нормы современного общества, как правило, требуют сдержанности в проявлении чувств, для физического и душевного здоровья человека необходим отсроченный во времени сброс излишней энергии. Он может происходить в виде любых приемлемых для самого человека и для общества движений и действий: подвижные игры, ходьба, бег, шейпинг, танцы, бытовые действия (стирка, уборка и пр.). В связи с этим Бойко вводит такое понятие, как формула преобразования внешних и внутренних воздействий в положительную, отрицательную или нейтральную энергию состояний и поведенческих актов. Он выделяет ус­тойчивые индивидуальные стереотипы эмоционального поведения — «эйфорическая активность вовне», «рефрактерная активность вовнутрь», «дисфорическая активность вовне». «Эйфорическая активность вовне» харак­теризуется тем, что эмоциональная энергетика преобразуется в позитивные психические состояния и поступки, направленные на дело, на окружаю­щих. «Рефрактерная активность вовнутрь» — энергетический потенциал обращается на самого индивида и блокирует или затормаживает его пове­дение или некоторые психические проявления. «Дисфорическая активность вовне», энергетика внешних воздействий выливается в негативные поведен­ческие акты и психические состояния, направленные на окружающую среду, на других людей. Для каждого из этих стереотипов характерными явля­ются определенные поведенческие проявления. Так, «эйфорическая актив­ность вовне» проявляется в созидательной конструктивной активности, партнерстве, дружеском взаимодействии, открытости положительных эмо­ций, умении радоваться, веселиться. «Рефрактерная активность вовнутрь» проявляется в стремлении к размеренному образу жизни, избирательности контактов, застревании на аффективных состояниях, мнительности, недо­верчивости, нежелании показать свои переживания. «Дисфорическая ак­тивность вовне» характеризуется проявлением негативных и деструктивных чувств (злости, ненависти, враждебности) в отношениях с окружающими. В зависимости от обстоятельств и оценки ситуации у человека может сра­батывать одна из трех форм преобразования эмоциональной энергии, в то же время у каждого есть доминирующий стереотип.

Классификация эмоций. В процессе развития психологической науки неоднократно предпринимались попытки классификации эмоций. Одна из первых попыток принадлежит Декарту, который выделял 6 чувств: радость, печаль, удивление, желание, любовь, ненависть. Декарт полагал, что эти 6 чувств являются основными, базовыми, их сочетание порождает все многообразие человеческих эмоций. Американский исследователь Изард выделяет 11 базо­вых эмоций:

1. удовольствие-неудовольствие;

2. интерес-волнение;

3. радость;

4. удив­ление;

5. горе-страдание;

6. гнев;

7. отвращение;

8. презрение;

9. страх;

10. стыд;

11. вина.

Сле­дует отметить, что указанные классификации представляют скорее перечис­ление. Попытки классифицировать эмоции, опираясь на конкретные основа­ния, принадлежат другим исследователям. Так, Вундт выделил триаду на­правления чувств, разделяя удовольствие и неудовольствие, напряжение и разрешение, возбуждение и спокойствие. В ней отражены знак эмоции, уро­вень ее стеничности и динамическая характеристика: от напряжения к раз­рядке. Исходя из этой триады можно охарактеризовать любую эмоцию. Шлозберг (рис. 7) положил в основу своей классификации эмоций тоже 3 ос­новных переменных: одна из них — ось удовольствия-неудовольствия — определяет полюс эмоционального переживания, вторая отражает уровень ак­тивации с полюсами: сон — напряжение. Третья (основание) — принятие-непринятие.

Представляет интерес классификация эмоций, разработанная Симоновым. В этой классификации также учтены три основные переменные. Это, во-пер­вых, величина потребности, во-вторых, информационная характеристика сре­ды и, в-третьих, характер взаимодействия с объектом (табл. 4).

 

 

Таблица 4 Классификация эмоций человека в зависимости от соотношения величины потребности и информационной характеристики среды (по Симонову)

величина потреб­ности Информационная характеристика среды Контактное взаимодействие Дистанционное взаимодействие
        Обладание, обладание Избегание, защита Преодоление, борьба
Высокая Ис> Ин Удовольствие, наслаждение Восторг, счастье, радость Бесстрашие смелость, уверенность Торжество, чувство преодоления, превосходство, воодушевление, бодрость
Малая Ис= Ин Комфорт Спокойствие Расслабление Невозмутимость
Высокая Ис< Ин Неудовольст­вие, отвраще­ние, страдание, шок (запредельное торможение) Беспокой­ство, печаль, горе, отчаяние, депрессия Настороженность, тревога, страх, паника, оцепенение Нетерпение, негодо­вание, зрелость, гнев, ярость, бешенство, исступление, пере­ходящее в депрессию

 

Примечание. И — информация существующая; И - информация, необходимая для удовлетворения потребности.

 

Данная классификация включает гораздо большее разнообразие эмоций, учитывает влияние внутренних и внешних факторов на характер и силу эмо­циональных переживаний. Главное достоинство этой классификации заклю­чается в том, что она позволяет прогнозировать характер и силу эмоциональ­ного переживания, исходя из анализа исходных оснований (величины по­требности, информационной характеристики среды, характера взаимодействия с объектом).

Существуют и другие подходы к классификации эмоций человека, в то же время необходимо признать, что ни одна из классификаций не является окончательной, неизменной, завершенной.

Эмоциональные феномены. Эмоции представлены в психике чело­века в виде четырех основных феноменов: эмоциональные реакции, чувства, эмоциональные состояния, эмоциональные свойства.

Эмоциональные реакции — непосредственное переживание, протекание какой-либо эмоции. Они базируются на первичных потребностях, как правило, связаны с действующими обстоятельствами, кратковременны и обра­тимы (например, испуг в ответ на резкий звук, радость при встрече).

Чувства — более стойкие психические образования, их можно опреде­лить как сложный вид устойчивого эмоционального отношения человека к различным сторонам действительности. Чувства формируются, как правило, на основе вторичных, духовных потребностей, характеризуются большей длительностью. Чувства дифференцируются в зависимости от пред­метной сферы, к которой они относятся. В соответствии с этим, они подраз­деляются на: интеллектуальные, эстетические, нравственные.

Интеллектуальные чувства — переживания, возникающие в процессе ин­теллектуальной деятельности, такие, например, как любознательность, удив­ление, сомнение и др.

Эстетические чувства возникают и развиваются при восприятии и созда­нии прекрасного и представляют собой эмоциональное отношение человека к прекрасному в природе, в жизни людей и в искусстве (например, чувство любви к музыке, чувство восхищения картиной).

Нравственные чувства — эмоциональное отношение личности к поведе­нию людей и к своему собственному. При этом происходит сравнение пове­дения с нормами, выработанными обществом (например, чувство долга, гу­манность, доброжелательность, любовь, дружба, сочувствие и др.).

Эмоциональные состояния более длительны и устойчивы, чем эмоцио­нальные реакции. Они согласовывают потребности и устремления человека с его возможностями и ресурсами в каждый конкретный момент времени. Для эмоциональных состояний характерно изменение нервно-психического тонуса.

Эмоциональные свойства — наиболее устойчивые характеристики чело­века, характеризующие индивидуальные особенности эмоционального реа­гирования, типичные для конкретного человека. К ним относится целый ряд особенностей, таких как эмоциональная возбудимость, эмоциональная лабиль­ность, эмоциональная вязкость, эмоциональная отзывчивость и эмпатия, эмо­циональное огрубление, алекситимия.

Эмоциональная лабильность — изменчивость эмоций и настроения, по разным, зачастую самым незначительным причинам. Эмоции колеблются в очень широком диапазоне от сентиментальности и умиления до слезливости и слабодушия.

Эмоциональная монотонность характеризуется однообразием, неподвиж­ностью эмоциональных реакций, отсутствием эмоционального отзвука на со­бытия.

При эмоциональной вязкости реакции сопровождаются фиксацией аф­фекта и внимания на каких-либо значимых объектах. (Вместо того, чтобы отреагировать, личность сосредоточивается на обидах, неудачах, волнующих. темах).

Эмоциональная ригидность — негибкость, жесткость и ограниченный ди­апазон эмоционального реагирования.

Эмоциональное огрубление — неспособность определять уместность и до­зировать эмоциональные реакции. Проявляется в том, что личность утрачи­вает сдержанность, деликатность, такт, становится назойливой, расторможен­ной, хвастливой.

Одним из проявлений эмоциональных свойств является алекситимия— сниженная способность или затрудненность в вербализации эмоциональных состояний. Алекситимия характеризуется трудностью в определении и опи­сании собственных эмоциональных состояний, переживаний; затруднениями в проведении различий между чувствами и телесными ощущениями; сниже­нием способности к символизации; фокусированности личности в большей мере на внешних событиях, чем на внутренних переживаниях. Существует гипо­теза, согласно которой ограниченность осознания эмоций и когнитивной пе­реработки аффекта ведет к фокусированию сознания на соматическом компоненте эмоционального возбуждения, усилению физиологических реакций на стресс.

Перечисленные эмоциональные свойства могут проявляться как индиви­дуальные особенности человека, в основе которых лежат особенности свойств нервной системы и темперамента, но могут быть и следствием патологичес­ких изменений мозга, результатом перенесенных травм или психосоматичес­ких заболеваний.

Эмоциональная отзывчивость и эмпатия. Эмоциональная отзывчивость проявляется в том, что человек легко, гибко и быстро эмоционально реаги­рует на воздействия внешней среды. Когда объектом эмоциональной отзыв­чивости становятся люди, у человека проявляется особое свойство — эмпатия. Под эмпатией понимают способность входить в состояния другого че­ловека, сопереживать, сочувствовать ему. Основу эмпатии составляет эмоци­ональная отзывчивость, важна общая сенситивность, чувствительность, а также интуиция и внимание, наблюдательность. Эмпатические способности состав­ляют основу профессионально-важных качеств в социальных профессиях, то есть везде, где общение, понимание, взаимодействие являются неотъемлемой частью профессиональной деятельности (врачи, педагоги, социальные работ­ники и пр.).

Психофизиологические механизмы эмоций. В формировании эмоций принимают участие разнообразные физиологические механизмы в их очень сложном взаимодействии. На примере эмоций ярко проявляются психосома­тическое единство и взаимодействие, взаимные влияния и интеграция не­рвных и гуморальных механизмов. Это связано с тем, что развитие эмоций меняет тонус симпатического и парасимпатического отделов нервной систе­мы, происходят изменения в деятельности эндокринной системы (передней доли гипофиза, надпочечниках, половых желез, вилочковой железы и др.). Все это вызывает выраженные изменения в деятельности внутренних органов: из­меняется состав крови, показатели кровообращения, дыхания, пищеварения, терморегуляции, выделения и др. Эти изменения, в свою очередь, вторично влияют на состояние психики. Данные современной психофизиологии позво­ляют считать, что субъективное выражение эмоций связано с деятельностью неспецифической активирующей системы мозга, гипоталамусом, лимбической системой, базальными ганглиями; передними и височными отделами новой коры. При этом отражательно-оценочная функция реализуется при ведущем участии лобно-височной коры; подкрепляющая функция связана с деятель­ностью гиппокампа; переключающая — с миндалевидным комплексом; активационно-интегративная — с гипоталамусом. Установлена также опреде­ленная зависимость между модальностью эмоций и нейрохимическими про­цессами в мозговых структурах. В формировании эмоции участвуют также мнемические, познавательные процессы, личность в целом.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.