Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Управляемость автомобиля. Значение управляемости для безопасности движения






Управляемость – свойство автомобиля изменять параметры движения в соответствии с управляющими воздействиями со стороны водителя. Из определения следует, что это свойство напрямую связано с водителем и не может быть реализовано без его участия. В то же время совершенно очевидно, что конструктивные особенности автомобиля во многом определяют легкость и точность управления им. К таким конструктивным элементам автомобиля относятся: рулевое управление, подвеска, шины. Управляемость автомобиля оценивают по следующим показателям: критическая скорость по управляемости, поворачиваемость автомобиля, соотношение углов поворота управляемых колес.

Управляемость автомобиля определяется, в частности, конструкцией, центром тяжести, степенью устойчивости, шириной колеи, распределением веса и амортизацией транспортного средства. Общим и важным фактором является соотношение между центром тяжести (высота) и шириной колеи (ширина) и влияние этого соотношения на устойчивость и тем самым на управляемость. Узкая колея и высокий центр тяжести делают автомобиль неустойчивым и трудным для управления, особенно в критической ситуации. Заднее расположение двигателя приводит к смещению центра тяжести назад и повышает опасность неуправляемости автомобиля на высокой скорости. Эту проблему можно уменьшить путем повышения давления в шинах задних колес. Подобная проблема может возникнуть, если автомобиль имеет переднее расположение двигателя, но багажное отделение перегружено.

Особые условия движения могут привести к тому, что автомобиль теряет сцепление с дорогой и управляемость, и устойчивость снижаются. Это происходит на скользкой дороге при повороте, прежде, чем автомобиль принимает угол бокового увода. Особенно опасной станет ситуация тогда, когда задняя часть автомобиля скользит сильнее, чем передняя, в результате чего автомобиль вынужден начать вращающееся движение. При всех скоростях сцепление задних колес с дорогой должно быть лучше, чем передних. Поэтому представляется опасным ездить на шинах с более глубоким рисунком протектора спереди чем сзади. В такой ситуации на влажном дорожном покрытии может произойти явление аквапланирования автомобиля.

Проверка на испытательных полигонах показала, что риск потерять контроль над управлением легкового автомобиля с такими конструктивными недостатками как большой свободный ход руля и люфт в амортизаторах был не так уж велик. Водители автомобилей с большим свободным ходом руля компенсировали в большинстве случаев этот недостаток. Способность избежать столкновения с препятствием на проезжей части была, наоборот, наиболее высокой, когда холостой ход в руле отсутствовал. Определенный люфт руля существует всегда как следствие износа, но слишком большой люфт руля весьма опасен.

Неровное дорожное покрытие влияет на управляемость автомобиля, особенно на кривых в плане. На исключительно неровной дороге управляемость может стать нулевой. В такой ситуации свойства автомобиля, в частности, состояние амортизаторов, имеют особенно большое значение.

Хорошая управляемость обеспечивается, если:

- рулевой привод обеспечивает такое соотношение углов поворота управляемых колес, при котором они катятся без бокового скольжения;

- у управляемых колес исключается, произвольные колебания и обеспечивается хорошая стабилизация;

- углы увода переднего и заднего мостов находятся в определенном состоянии;

- водитель имеет возможность определить силы, действующие на управляемые колеса.

Управляемость оценивают по соответствию параметров движения автомобиля воздействиям водителя на рулевое управление. При различных воздействиях степень соответствия может быть различной, что затрудняет выбор единого критерия для комплексной оценки управляемости автомобиля в эксплуатационных условиях.

Поворачивая рулевое колесо, водитель задает новое направление движению автомобиля. При плохой управляемости автомобиля действительное направление движения не совпадает с желательным и необходимы дополнительные управляющие воздействия со стороны водителя. Это приводит к «рысканию» автомобиля по дороге, увеличению динамического коридора и утомлению водителя. При особенно неблагоприятных условиях плохая управляемость может явиться причиной столкновения автомобилей, наезда на пешехода или выезда за пределы дороги.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.