Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Происхождение и основные этапы развития герменевтики до начала XX в. Основные идеи основателей философской герменевтики Ф. Шлейермахера и В. Дильтея






Название «герменевтика» связано с именем античного бога Гермеса, покровителя ораторов, торговцев, путешественников и воров, посредника, передающего известия от одних к другим, означает «истолкование».

1этап: эпоха античности: необходимость ясного истолкования и перевода изучаемых в школах Греции древних поэтов, перевода и комментариев в обл. торговли, науки, философии и словесности, переводах и толкованиях библейских текстов

2этап: средние века: развитие герменевтики, как всп. науки

3этап: период патристики: Аврелий Августин" Христианская наука, или Основания священной герменевтики и искусства церковного красноречия" - первый фундамент., сводный труд по герменевтике

4этап: эпоха Ренессанса: расцвет герменевтики: Реформация и изобретение книгопечатания, новое понимание Библии, человека, природы, идеи ренессансного антропоцентризма

5этап: Новое время: работы сподвижников и учеников Мартина Лютера - Ф.Меланхтона и М.Флациуса. И.М. Хладениуса (ХVШ в.) намечает подход к разработке конкретных методов герменевтики для обоснования специальных областей знания

6 этап: Новейшее время: В XX в. в основном культивируются две формы философской герменевтики. Это, с одной стороны, герменевтика сознания (Шлейермахера--Дильтея); с другой стороны, герменевтика бытия (Гадамера). Осн. идеи: Шлейермахер созд. универс. науку о понимании, разраб. метод дивинации как проникновения, вживание в чужое понимание, в психологию другого Я, дополн. методом компаративного анализа, или сравнит. понимания. Он предложил 7 правил интерпретации, сходн. с филологич. требов. к работе с текстом; важнейшими принципами общей теории понимания он считал уравнивание позиций истолкователя и автора, «уничтожение» исторической дистанции для понимания автора лучше, чем он сам себя понимал. В. Дильтей: Основой познания становится человек как «волящее, чувствующее, представляющее существо»; вводится понятие жизни как внутр. восприятие нашей души, непосредств. впечатление возникающих в сознании фактов. Методы постижения жизни — понимание, интуитивное проникновение, сопереживание. Для теорет. обоснования наук о духе Дильтей обращался к «описательной психологии» и «критике исторического разума», показывая, что понимание не сводимо к процедуре мысли, содержит иррациональное, не может быть выражено с помощью логических операций._________

36.Проблемы гуманитарного познания в философской герменевтике XX в. (М. Хайдеггер и Х.Г. Гадамер).

Развивая фил. Герм., М. Хайдеггер осущ. онтологический поворот, стремясь раскрыть смысл бытия того сущего, кот. есть мы сами, понимающе относящиеся к своему бытию. Понимание совершается не на уровне сознания, а явл. способом бытия человека. Именно благодаря этому обст-ву чел. в состоянии схватывать мир на допредикативном уровне. Истолкование изначально заложенного в человеческом бытии понимания бытия Хайдеггер называет «герменевтикой фактичности».Отсюда вытекает, по меньш. мере, два принцип. следствия. Это: - онтологический характер герменевтического круга и - основополагающее значение феномена историчности.

Герменевтика Гадамера включ. в себя проблему вопроса и ответа. То, что переданный нам текст становится предметом истолкования, означ., что этот текст задает интерпретатору вопрос. Поэтому истолкование всегда содерж. в себе существ. связь с вопросом, заданным интерпретатору.Понять текст - значит понять этот вопрос. Происходит это путем обретения герменевтического горизонта. Но понимается как горизонт вопроса, в границах которого определяется смысловая направленность текста. Среда герменевтического опыта - язык. Понимание основывается не на попытках поставить себя на место другого или проявить к нему непосредственное участие. Понять то, что нам говорит другой, означает прийти к взаимопониманию в том, что касается сути дела. Весь этот процесс является процессом языковым. Гадамер рассматривает понимание как универс. способ чел. бытия. Чел. сталкивается с необходимостью понимать себя, понимать другого, понимать происходящие события, понимать историю, понимать искусство и т.д. Бытие человека с этой т. зр. можно назвать пониманием. Т. о., герменевтика Г. Гадамера становится онтологией, наукой о бытии. Цель понимания, по Гадамеру, сост. не в должной интерпретации текста, не в реконструкции идей и мнений интерпретируемого, но в активизации собств. мыслительных процессов через формирование диалоговой вопрос-ответной системы

37.Глобальные проблемы современности. Проблема войны в контексте глобальных проблем современности. Глобальные проблемы современности условно можно разделить на 3 группы: 1)Интерсоциальные(проблемы, в основе кот. лежат международные противоречия) -проблема войны и мира 2)Проблемы системы чел-общ-во(пробл. здравоохр, народонаселения, образования, культ.научно-техн. прогр) 3)Проблемы системы " природа-общество" (проблемы ресурсов, энергетики, продовольствия, окр. среды).

Среди интерсоциальных проблем наиб. знач. явл. пробл. войны и мира. История человеч. предст. собой историю войн и завоеваний. Походы Алекс. Макед. и Крест. походы, ордынское нашествие и нашествие гуннов, гражд. войны в Америке, Англии, Франции, России и др., перв. и втор. мир. войны двадцатого столетия – вот далеко не полный перечень кровавых деяний в ист. человечества, унёсших многие миллионы жизней.

Однако только в конце XX века впервые в истории человечества проблемы войны и мира стали рассматриваться в контексте его жизни и смерти. Это связано с тем, что сегодня уже мног. страны получили доступ к хим., бактериол., ядерн. оружию, способн. уничтожить не только всё живое на Земле, но и саму нашу планету. Угроза развяз. ядерной войны остаётся до сих пор реальной, хотя люб. здравомыслящ. человеку ясно, что такая война бессмысленна, ибо в ней не будет ни побеждённых, ни победителей.

Опасность ядерн. войны сегодня возраст. и в связи с тем, что своеобразн. «ядерный клуб» имеет тенденцию к расширению. Угроза мировой ядерной войны кроется сегодня не только в глуб. противоречиях м-ду странами с разн. полит. и эконом. интересами, кот. облад. новой военной техникой и технологией. Серьёзной проблемой явл. также регион. конфликты, истоки которых в бедств. положении многих стран Азии, Африки и Лат. Америки. Такая же ситуация характерна и для некоторых стран бывшего Советского Союза, где периодически возникают кризисные явления, в течение длит. времени сохран. напряжённость в общ-ве. Эти кризисы и конфликты созд. благодатную почву для междунар. терроризма, нац. и религиозн. экстремизма, подрывающих стабильность развития социума.

В последн. вр. опасность возникнов. глоб. войны возрастает в силу того, что усилив. зависимость чел. от кач-ва автоматизированных систем управления. Чем больше таких систем, тем больше вероятность сбоя. Это означает, что «увеличивается вероятность случайного возникновения войны, кот. при всех её прогнозирующих вариантах может завершиться гибелью чел. цивилизации».

Т. о., можно сделать вывод о том, что угрозу мир. ядерной войны можно устранить лишь тогда, когда все страны не только осознают саму её опасность, но и проявят волю и решимость к устранению её первопричин, когда все противоречия (эконом., расовые, нац., религ., межэтнические, соц. и другие) будут решаться только мирным путём – путём переговоров, взаимных уступок и компромиссов. Особ. важно интенсифицировать процесс поэтапного уничтож. матер. средств веден. войны и, в первую очередь, оружия мас. уничтож.. Только тогда война как продолжение политики насильств. ср-вами потеряет почву для своего существования.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.