Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Периодизация и особенности русской философии.






1.философская мысль Древней Руси (подготовительный период) - XI - XVII вв.;

2.просветительская философия (XVIII - начало XIX века);

3.развитие оригинальной русской философии (вторая треть XIX века - начало XX века);

4.послеоктябрьский период (большая часть XX века).

Особ-ти: 1) преимущ. религиозно-мистический хар-р., длит. господство религ. форм. созн.2)Предельный дуализм, антиномия(противоречие, м-ду двумя взаимоисключ. положениями, одинаково доказуемыми логическим путем)3)Специфика стиля философствования(эмоционально-образный, с яркими худож. образами и аналогиями, интуитивными прозрениями)4)Русская философия -философия жизни 5)Наличие особых форм идеологии: идеология дворянских революционеров, революционный крестьянский демократизм, включая народничество, славянофильство и западничество, толстовство. 6) Сопоставление условий русской жизни с жизнью передовых европейских стран неизбежно породило в нашей философии одну из самых острых проблем общественной мысли - ПРОБЛЕМУ РОССИИ И ЗАПАДА.___________________ 24. Социально-философские взгляды П.Я. Чаадаева. Западничество как одно из основных направлений русской общественной мысли.

Согласно дуалистической Чаадаева концепции, физический мир построен из атомов и молекул, т.е. " элементов материальных", из которых образуются все тела. Сознание человека, по его мнению, не подчиняется механистическим закономерностям природы, а явл. результатом божественного творения. Отсюда и понимание Чаадаевым познания также дуалистично: в области естествознания, или в опытном знании, действуют эмпирические и рационалистические методы, а логика рассуждения выстраивается согласно логике природных явлений, но в духовном мире, объекты которого обладают свободой, действует откровение. Человека Чаадаев рассматривал как объективное единство двух миров - физического и духовного, как существо свободное, которое в своем историческом бытии подчинено диалектике необходимости и свободы. На понимании соотношения необходимости и свободы во многом выстраивается концепция философии истории Чаадаева. В нач. период считал необходим единство рода человеческого, всех наций и индивидов, соответственно и России с друг. народами. Он считал, что истор. прогресс России закл.в нравств. совершенствовании. Впоследствии взгляды Чаадаева на судьбы России изменились: оторванность России от мирового исторического процесса позволит ей быстро овладеть достижениями западноевропейской цивилизации, избегнув при этом присущих ей пороков. Философия Чаадаева дала толчок к расколу в русской философской мысли XIX в. и возникновению в ней в 30—40-е годы XIX в. двух противоположных течений — славянофильства и западничества. ЗАПАДНИЧЕСТВО - направление в рус. обществ. мысли 1-й 1\2 XIX века Обычно принято считать, что гл. пунктом расхождения м-ду «славянофил.» и «западниками» их противоп. оценка петровских преобразов.. Внутр. расхождения касались отношения к западноевропейской образованности, науке, просвещ. Славяноф. считали необх. искать в науке истинную народность, а не заимствовать западноевроп. образцы. Западники же с порога отвергали возможность существ. какой-то особ. национальности «народной науки». Западники подчеркивали первенство общечеловеч. начала, а славянофилы склонялись к преувелич. роли народного, нац. фактора в истории____________

25. Славянофильство: характерные особенности и основные идеи. Считается, что у самых истоков данного философского течения стоял архимандрит Гавриил, также известный как Василий Воскресенский. В 1840 году он выпустил в Казани «Русскую философию», которая стала в своём роде барометром зарождающегося славянофильства.

Тем не менее философия славянофилов начала складываться несколько позже, в ходе идейных споров, возникших на почве обсуждения «Философского письма» Чаадаева. Приверженцы данного направления выступали с обоснованием индивидуального, самобытного пути исторического развития России и русского народа, кардинально отличавшегося от западноевропейского пути. По мнению славянофилов, самобытность России в первую очередь заключается в отсутствии классовой борьбы в её истории, в поземельной русской общине и артелях, а также в православии как в единственно истинном христианстве. Россия не должна усваивать и перенимать формы западноевропейской политической жизни – в этом были твёрдо убеждены все, без исключения, славянофилы. Это, тем не менее, не мешало им считать необходимым активное развитие промышленности и торговли, банковского и акционерного дела, внедрение современных машин в сельское хозяйство и строительство железных дорог. Кроме того, славянофилы приветствовали идею отмены крепостного права «сверху» с обязательным предоставлением земельных наделов крестьянским общинам.

Большое внимание уделялось религии, с которой идеи славянофилов были достаточно тесно связаны. По их мнению, истинная вера, что пришла на Русь из восточной церкви, обуславливает особую, уникальную историческую миссию русского народа. Именно православие и традиции общественного уклада позволили сформироваться глубочайшим основам русской души. В целом, славянофилы воспринимали народ в рамках консервативного романтизма. Характерным для них было идеализирование принципов традиционализма и патриархальности. Параллельно с тем, славянофилы стремились привести интеллигенцию к сближению с простым народом, изучению его повседневной жизни и быта, языка и культуры.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.