Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проблема соотношения сознания и бессознательного в психоанализе (З. Фрейд и К.-Г. Юнг).






Понимание соотношения сознания и бессознательного в работах З. Фрейда

С т. зр. Фрейда содержание бессознат-го сводится к инфантильным стремлениям, кот. вытесняются из сознания вследствие их неприемлемого хар-ра. Вытеснение -- это процесс, начинающийся в раннем детстве под моральным давлением среды и продолжающийся в течение всей жизни. В сфере психического З. Фрейд выделяет три области, как бы по иерархическому принципу: подсознание (Ид), сознание (Эго) и сверх- или надсознание (Суперэго). Сознание оказывается по существу границей между Ид и Суперэго, а в бессознательном разграничиваются две области. Подсознательное бессознательного - природно обусловленный компонент психики, содержание кот.детерминировано прошлым опытом субъекта. Надсознательное бессознательного - это обусловленные структурой культурного пространства факторы, не осознаваемые и не регулируемые чел. Процессы, начинающиеся в неосознаваемой сфере, могут иметь продолжение в сознании. И наоборот, сознательное может вытесняться в подсознательную сферу. Взаимодействие сознательного и бессознательного может осуществляться согласованно, синергично или антагонистично, противоречиво, проявляясь в разнообразных несовместимых поступках человека, внутриличностной конфликтности.

Взгляд К.Г. Юнга на проблему соотношения сознания и бессознательного

В отличие от 3. Фрейда Юнг не только не противопоставлял сознание и подсознание, но считал, что сознание основано на глубинных пластах коллективного бессознательного, на архетипах - представлениях, сформированных у человечества в далеком прошлом. Индивид, по Юнгу, стремится к самореализации (индивидуации) на основе подсознательных устремлений, обусловленных коллективным подсознанием. Не мысль, не сознание, а чувство, подсознание говорят нам, что для нас хорошо, а что плохо. Под влиянием глубинных структур, врожденных программ, универсальных образов (символов) находятся все наши непроизвольные реакции. Перед человеком возникает проблема приспособления не только к внешнему, но и к своему внутреннему миру. Бессознательное старше сознания. Это первичная данность, из кот. сознание каждый раз возникает заново. Г. Юнг указывал, что одно из самых существен. свойств бессознательного сост. в том, что оно способно компенсировать реакции сознания.____________

27. Проблема сущности, существования и свободы чел, а также пробл. смысла жизни в экзистенциализме (Ж.П. Сартр, А.Камю). Экзистенциализм (лат. existetia — существование), или фил. существования, — одно из наиб. влият. и распростр. направлений соврем. философии. Появился он в период м-ду двумя мир. войнами (1918 - 1939). Преимущественным объектом фил. осмысления в экзистенциализме выступ. бытие индивидуальности, смысл, знания, ценности, образующие " жизненный мир" личности. Жизн. мир - это мир духовности, субъективности. Одна из главных установок экзистенциализма - это противопоставление социального и индивидуального бытия, радикальной разорванности этих двух сфер человеческого бытия. Человек не определяется никакой сущностью: ни природой, ни обществом, ни собственной сущностью человека. Имеет значение только его существование. Основная установка экзистенциализма - существование предшествует сущности, т.е. человек сначала существует, появляется в мире, действует в нем, а уж потом определяется как личность. По экзистенциализму, человек - это врем., конечное существо, предназнач. к смерти. Представление о смерти как самоочевидной, абс. границе любых чел. начинаний занимает в экзистенциализме такое же место, как и религия, хотя больш-во представит. этой фил. не предлагают человеку никакой потусторонней перспективы. Экзистенциалисты считают, что человек не должен убегать от сознания своей смертности, а потому высоко ценить все то, что напоминает индивиду о суетности его практических начинаний.Проблема свободы, одна из главнейших проблем экзистенциализма, всё же гораздо полнее развита в трудах фр. мыслителя - Жана Поля Сартра (1905-1980). Свое понимание свободы Сартр раскрыл в " Бытие и ничто". Мир, согласно Сартру, — это полное отсутствие чего-либо, соответствующ. чел. ожиданиям, образам, понятиям. Быть реальным — значит оказываться чуждым сознанию, совершенно случайным, а в пределе — абсурдным. Сознание, поскольку оно пытается мыслить мир, от начала и до конца иллюзорно. Между миром и сознанием человека непреодолимая пропасть. Свободный выбор - удел кажд. чел. Чел., по Сартру, обречен на свободу. Он выбирает неизбежно даже тогда, когда не хочет выбирать. В поведенческом и нравственном выборе, согласно Сартру, участвует не ясное рефлексивное сознание человека, а некие дорефлексивные пласты его внутреннего мира. Человек выбирает не умом, а целостностью своего " я", и выбор его реализуется в поступке._____

28. Пробл. соц. функций кар и наград в раб. П.А. Сорокина «Наказание и кара, подвиг и награда».

Как кары, так и награды влияли и влияют на поведение человека. Мало того, если бы не было этих рычагов, поведение как целых народов, так и отд. личностей было бы существенно иным. На поведение чел. влияют представления тех выгод или невыгод (каковы бы они конкретно ни были), кот. он связывает с теми или иными поступками в качестве последствий этих поступков. Награды и наказания явл. частным случаем, этих желательных и нежелательных последствий; представление наградной реакции (как некоего " блага выгоды" желательных последствий), кот. может произойти, если будет совершен тот или иной акт, соответствующим образом давит на психику человека и заставляет его совершить акт, или воздержаться от совершения, или терпеть что-нибудь, что без этого воздействия едва ли бы произошло. То же относится и к карам. Кары явл. одним из видов тех нежелат. последствий, кот. воздействуют на поведение чел. и делают его иным в сравнении с тем поведением, которое было бы, если бы этого рычага кар не было.
Чем культурнее человек, отмечает П.А.Сорокин, тем больш. знач. в его поведении играют целевые соображения, т. к. тем более способным он становится заглядывать в будущее и высчитывать цепь последствий, получающихся из тех или иных поступков. В ряду других наград имеется один вид ее, так называемая слава, кот. заставляет жертвовать самой жизнью многих из людей. Степень мотивационного влияния одной и той же кары или награды зависит от того, насколько поведение, требуемое ими, совпадает или противоречит тому поведению, которое данный индивид считает " должным " и " справедливым ": в случае совпадения требуемого и " морально-должного " (по убеждению данного лица) поведения это влияние больше, чем в случае нейтрального отношения требуемого поведения к " должному"; в случае нейтрального отношения больше, чем в том случае, когда требуемое поведение противоречит " должному"; при достаточной интенсивности и устойчивости " должного" поведения влияние награды может совершенно парализоваться силой этого " должного" поведения. В случае равновесия давления " должного" импульса и санкции индивид будет колебаться между двумя требуемыми поведениями. В случае неустойчивости " должного" поведения оно может быть побеждено поведением, требуемым давлением награды__.

29. Функциональный подход и социальные изменения в работе Р. Мертона «Социальная теория и социальная структура». Функционализм: выделение элементов соц. взаимодействия и определение их места и знач. в некот. связи, определенность кот. делает необх. ее системное рассмотрение. Парадигма функц. анализа в социологии Мертона в работе «Явные и латентные функции»: 1) Объект анализа – стандартизированные явления: соц. роли, процессы, институты, культ. обычаи, традиции, эмоц. реакции и т.д.; 2) Субъективн. предпосылки: мотивы, цели деятельности индивидов должны учитываться при исследовании системы; 3) Объективные последствия (функции, дисфункции). Функции – наблюдаемые последствия, кот. способствуют адаптации или приспособлению данной системы. Дисфункции – наблюдаемые последствия, кот. уменьшают приспособление или адаптацию системы. Нефункциональные последствия – безразличны для системы. Одни и те же последствия могут быть функциональны для одного явления и дисфункциональны для другого. Необходимо рассматривать совокупность единиц, для кот. явление имеет предназначенные последствия: индивиды, занимающие различный статус, подгруппы, социальные и культурные системы. Одно и то же явление может иметь множество функций, одна и та же функция может выполняться различными явлениями.

Понятие структурного контекста: взаимозависимость элементов социальной структуры ограничивает возможности функциональных альтернатив. Понятие динамики и изменения: исследование не только статичной социальной структуры, но и структурных изменений. Валидность функционального анализа: разработка методик анализа, приближающихся к логике экспериментального исследования. Мертон сосредоточил усилия на изучении дисфункциональных явлений в социальной структуре. В работе «Социальная структура и аномия» анализируются различные типы поведенческих реакций на деформации и напряжения соц. структуры: конформизм, инновация, ритуализм, ретритизм, мятеж. Аномия – результат несоответствия между культурными целями (признанными обществом) и институциональными инструментами (средствами достижения культурных целей). Социальная структура укрепляется наличием комбинации всех реакций._______

30. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития. Формационная концепция общественного развития.

Термин «формация» Карл Маркс заимствовал из геологии, где формациями наз. пласты горных пород, у Маркса это - пласты истории чел. общества. Эконом. формации следуют друг за другом в строго определ. хронологич последовательности, кот. обусл. характером развития орудий труда: архаическая - рабовладел. и феод. - капиталистическая - коммунистическая. Переход от одной формации к др. соверш. через соц. революцию. Последовательная смена формаций выявляет внутр. логику мировой истории, определяемой степенью овладения человеком силами природы. В основе формац. теории лежит «линейное» понимание истории, как прогрессивного восхождения человечества от дикости и варварства к высотам цивилизац, и в итоге к обществ. строю, построенному на началах равенства и справедливости. В структуру формации входят не только эконом., но и все соц. отношения, кот. существуют в данном обществе, а также определ формы быта, семьи, образа жизни.

Цивилизационная концепция общественного развития.

Концепция цивилизац. развития представлена нескольк. теориями: теорией обществ. типологии Н.Я. Данилевского, согласно кот.нет всемирной истории, а есть лишь история отдельных цивилизаций, имеющих индивид, замкнутый характер развития; теорией культуры и цивилизации О. Шпенглера, рассматрив. цивилизацию как заключит. стадию развития культуры, с присущими ей признаками - распространением индустрии и техники, деградацией искусства и литературы, превращ. народа в безликую «массу», теорией исторических типов цивилизации П. Сорокина и др. А. Тойнби выделил и классифицировал 21 цивилизацию, каждая из кот. есть. живой и сугубо индивид. обществ организм, проходящий один и тот же, неизменный жизненный цикл, от рождения до смерти. Все цивилизационные концепции - не линейные, а циклические, и все они покоятся на далеко идущей аналогии законов истории общества с законами биологической эволюции. В основе линейных концепций лежит идея внутреннего единства всемирной истории. Предполагается, что история человечества, как мировой океан, вбирает в себя реки «историй» локальных обществ. Авторы циклических теорий истории доказывают, что никакого внутреннего единства в истории нет, что «человечество» - это абстракция, отвлеченное понятие, а в действительности существуют лишь отдельные народы, и у каждого свой, независимый от остальных жизненный цикл и свое собств. направление развития____

 

31.Будущее человечества. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего (С. Хантингтон).По мнению Х., источником конфликтов в мире станет столкновение цивилизаций, а линии разлома м-ду цивил. станут линиями будущих фронтов. Этот конфликт, по мнению Х, явится завершающей фазой эволюции глобальных конфликтов в соврем. мире. Профессор Х. предст. цивилизацию, как некую культурную сущность, общность, наивысшего ранга. Цивилизация определяется наличием общих черт объект. порядка: язык, история, религия, обычаи, институты, а также субъект. самоидентификация людей. Хантингтон выдел. след. цивилиз: западная, конфуцианская, японская, исламская, индуистская, православно-славянская, латиноамериканская, африканская. Между ними неизбежны конфликты, т.к.: 1)огромные истор., религиозн., культ. традиции 2)усиление взаимодейств. м-ду народами вследствии миграции и увелич. числ. насел.3)экон. модернизация и соц. изменения во всем мире размыв. идентификацию людей с местом жит-ва.

4)Рост могущества Запада и возврат к своим корням незападных цивил. 5)культ. особ-ти менее подвержены измен., чем эконом. и полит, поэтому их сложнее разрешить.6)усиление экон. регионализма. По мнен.Х " линия разлома" - это разлом м-ду зап. христианством с одн. стороны и православием и исламом с другой стороны. Будущее человечества Х видит в обострении конфронтации м-ду Западом и Исламом, м-ду США и Китаем, а также во внутр. консолидации цивилизаций. Главенство Запада очевидно, по словам Х., поэтому он станет осью мир. политики. Сл-но неизбежен конфликт м-ду Западом и ост. миром(незападом). Х. видит 3 варианта развития событий: 1)Незап. страны могут взять курс на изоляцию от Запада, что чревато для них экон. и полит. последствиями. 2)Незап. страны могут примкнуть к Зап. и принять его ценности 3)незап. страны могут созд. противовес Зап., развивая экон. и военную мощь, сотрудничая с другими незап. странами против Запада.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.