Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Способы формулирования проблемы эмпирического исследования.




Работа начинается с выбора общей темы исследования, которая дает название всей работе. Как правило, в название вводится предмет исследования и, при необходимости, особенности объекта (испытуемых) – возрастные, половые, социокультурные, статусно-ролевые, если эти особенности являются факторами, определение влияния которых на предмет исследования является целью работы.

Однако само по себе название темы только определяет его дисциплинарную и тематическую принадлежность и не обосновывает еще его актуальность, значимость, информационную обеспеченность. Это обоснование совершается на 1-м этапе работы в рамках аналитического литературного обзора.Постановка актуальной проблемы, выявление проблемной ситуации - исходный пункт научного анализа. Принято считать, что проблему порождает некая «встреча» между актуальными изменениями, то-есть новыми фактами, представленными в научной картине мира, и познавательной активностью людей, вызванной нехваткой знаний об этих изменениях. Иначе говоря, проблема возникает как некое пятно в картине мире. Иногда его называют белым пятном, но нам кажется более точным метафора серого пятна, поскольку белое пятно означает полное незнание и невозможность формулирования проблемы.Научная проблема имеет два важных аспекта – с одной стороны, это аспект ее актуальности для науки и практики и, с другой, аспект, связанный с нехваткой научных знаний для ответа на вопрос, содержащийся в проблеме.Философское определение научной проблемы таково: «Объективно возникший в ходе развития познания вопрос или комплекс вопросов, решение которых представляет теоретический или практический интерес». Научная проблема формулируется постепенно, восходя от житейских понятий к терминам той области науки, в которой производится исследование. В итоге проблема, с позиций естественно-научного подхода, должна быть операционализированной, т.е. сформулированной в терминах определенной области научного знания и обладающей свойством быть решенной научными методами. Сначала происходит общая постановка вопроса, т.е. «нащупывание» проблемы, описание сначала на житейском языке, затем – описание в терминах той или иной теории явлении - терминирование. При этом возникает методологическая проблема выбора собственной теоретической позиции среди существующих альтернатив.Проблема может формулироваться в различных логических отношениях, например, на языке причинно-следственной связи или корреляционных связей в рамках той или иной структуры, или путем предположения о различия в параметрах.Формальные требования к развертыванию проблемы исследования таковы: необходимо четкое разграничение между проблематичным (искомым, неизвестным) и непроблематичным (известным); отчетливое отделение друг от друга существенного и несущественного в решении общей проблемы, разделение общей проблемы на ее элементы и упорядочение этих элементов.В итоге научная проблема, ее вопрос содержит в себе в какой-то мере достигнутый уровень научного знания в данной предметной области.Психологические проблемы различаются по многим основаниям, может быть, наиболее содержательное из них - разделение проблем на фундаментальные и на проблемы прикладного характера. К фундаментальным проблемам относят обычно проблемы личности, ее сознания и самосознания, ее развития широком историческом контексте, иногда обретающем междисциплинарный масштаб – антропологический, психологический. В этом ракурсе возникает проблема филогенеза, новой фазы антропогенеза.Научная проблема формулируется в терминах той или иной области науки, иногда, в междисциплинарных исследованиях, используются согласованные термины, освоенные этими науками.В отношении многих психических явлений, особенно относящихся к высшим инстанциям психики, существует множество теоретических подходов. Теоретическая плюралистичность характерна для познания междисциплинарных феноменов, таких как личность, сознание, самосознание, духовно-нравственные и экзистенциальные феномены.Этот этап работы оформляется как аналитический литературный обзор данных по проблеме исследования, составляющий основное содержание 1-й главы работы, дипломной или диссертационной.

 


Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.