Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Применение эмпирических методов в деятельности специалиста по социальной работе.






Методы социальной работы - это совокупность приемов и воздействий, применяемых для достижения поставленных целей в социальной сфере, при решении социальных проблем. К социально - экономическим методам социальной работы относятся все способы, с помощью которых специалисты социальной работы оказывают воздействие на материальные, национальные, семейные и другие социальные интересы и потребности клиента.

Все формы и методы социальной работы направлены на повышение жизненного уровня малообеспеченных групп населения. К данной группе принадлежат натуральная и денежная помощь, предоставление льгот, выплата единовременных пособий, патронаж, бытовое обслуживание, моральное поощрение и т.п.

Эффективность социальной работы проводимой как с индивидами, так и с различными социальными группами населения, во многом зависит от познания закономерностей развития социальных процессов, конкретных условий жизнедеятельности людей, от опыта, накопленного предшествующими поколениями и современниками. Важнейшая роль в использовании на практике выявленных закономерностей принадлежит целостной системе принципов, методов, форм и средств социальной работы.

Социальная работа как система научных знаний состоит из двух основных разделов:

1) теоретико-методологического, в котором изучается методология, рассматриваются закономерности, принципы;

2) прикладного, социально - практического, управленческого приложения теоретического знания к решению практических социальных задач.

Социальная работа как система научных знаний носит прикладной характер, т.е. имеет практическую направленность, занимается поиском путей практического использования открытий.

Социальная технология включает в себя знания об экономических условиях, о культурных, психологических, социально - экономических и педагогических последствиях развития социальных процессов и дает возможность многократно использовать обработанные стандартные алгоритмы для решения типовых задач социальной работы.

Владея различными методами, специалист приобретает способность продуктивно осваивать научные достижения.

Метод - путь исследования, способ достижения цели, решения конкретной задачи. Это совокупность подходов, приемов, операций практического или теоретического освоения деятельности.

Метод в социальной работе выступает:

1) как способ, путь познания и применения знаний, выработанных в науках, изучающих различные аспекты жизнедеятельности человека и социальной практики;

2) как определенное конкретное действие, способствующее качественному изменению существующего объекта (субъекта).

Профессионализм социального работника зависит от уровня и глубины познания, применения научных методов исследования социальных проблем.

 

Общие принципы научной деятельности:

- научное исследование, необходимо тщательно взвешивать его возможные последствия для людей;

- необходимо получить добровольное и осознанное согласие участников исследования;

- необходимо гарантировать защиту участников исследования от физического или психологического дискомфорта, страданий, вреда, опасности или ущерба;

- обсуждение оказанных услуг должно проводиться только в координатах профессиональных обязанностей социального работника и только с лицами, которые непосредственно и в силу своей профессии имеют к этому отношение;

- необходимо гарантировать конфиденциальность полученной в ходе проводимых исследований информации от ее участников.

Роль того или иного метода в каждом случае обуславливается рядом факторов:

1) целью и характером задач решаемых в ходе исследования;

2) наличием материально - технической и систематической базы, на основании которой ведется исследование;

3) состоянием знаний по той или иной проблеме, квалификацией и опытом исследователя или практического работника.

1.2 Классификация социальных методов

Классификация методов социальной работы представляет собой очень сложную и актуальную проблему теории и практики социальной работы пока недостаточно разработанную.

Существуют различные классификации методов социальной работы в зависимости от признаков, положенных в основание классификации: сфера применения, содержание, характер деятельности и т.п.

Для понимания места и роли методов социальной работы важное значение имеет их классификация по степени общности:

1) всеобщий (философский) метод понимается как единство мировоззренческой и методологической диалектики. Он позволяет обнаружить самые глубинные причины и связи происходящих событий, вскрыть присущие им внутренние закономерности и с достаточной степенью научной достоверности обозначить зарождающиеся в них тенденции.

2) общенаучные методы применяются во многих областях деятельности, в том числе и в социальной работе:

- метод научной абстракции (отвлечение от внешних явлений и выделение глубинной сущности процесса);

- метод анализа и синтеза (исследуемое явление, процесс расчленияют на составные части и исследуют каждую отдельно, затем результаты рассматривают целостно и воссоздают единую научную картину о социальном процессе);

- метод индукции (наведения) и дедукции (выведения), т.е. перехода от изучения единичных фактов к общим положениям и выводам и от наиболее общих выводов к частным;

- единство общего и особенного в теории и практике социальной работы: единство метода и многообразие методик;

- исторический метод исследования выявляет социальные закономерности возникновения становления и развития явлений в контексте исторического времени, помогает разложить действующие в его процессах социальные силы, проблемы на составляющие, выявить их последовательность и определить приоритеты;

- метод восхождения от простого к сложному. Социальные процессы - это совокупность простых и сложных социальных явлений. В социальном развитии простые отношения не исчезают, а становятся элементами сложной системы. Развитие от простых социальных процессов к сложным получает отражение в движении мышления от абстрактного к конкретному;

- единство качественного и количественного анализа как метод познания социальных отношений требует применения математических методов и электронно-вычислительной техники в социальных исследованиях социальных процессов (их пропорции, темпы, показатели социального развития);

- генетический метод - исследование преемственности процесса развития понятий, категорий, теории, методики, технологии социальной работы;

- конкретно - социологический метод показывает социальные связи, их эффективность, общественное мнение, обратную связь, включает в себя эмпирические методы: анкетирование, интервьюирование, тестирование, наблюдение, эксперимент и другие;

- методы формализации - составление данных о процессах социального развития субъектов и объектов управления в виде схем, графиков, таблиц и т.д.;

- метод аналогии - оценка конкретной социальной ситуации, итогов работы исходя из опыта оценки других организаций, субъектов и т.д.;

Социальные работники - профессионалы все больше осознают значение проведения исследования своими силами, т. к. помогают установить какие типы практического вмешательства и при каких обстоятельствах наиболее эффективны.

В силу своего статуса деятельность социального работника имеет ряд ограничений, позволяющих ему проводить работу лишь в определенных пределах:

- зависимость от состояния экономической и социальной ситуации в стране (безработица, своевременность выплат заработной платы, пенсии, пособия);

- фактический уровень обеспеченности необходимыми ресурсами, возможность активного взаимодействия с другими социальными учреждениями;

- границы функциональных обязанностей социального работника и его профессионального статуса.

Задача теоретиков технологии социальной работы разнообразных аспектов социальных явлений, анализ, обобщение для дальнейшей передачи проведенных данных в распоряжение тех субъектов, которые практически решают проблемы социального развития. Технологический процесс в практике социальной работы - одна из необходимых ступеней.

Социальная работа - это целенаправленная управленческая деятельность по решению социальных проблем. Социальному работнику необходимы знание, опыт, интуиция, умение отдавать все силы защите интересов клиента. Работа с людьми имеет специфическую направленность, решение психологических ситуаций и проблем социального развития.Следовательно, методы социального управления занимают значительное место в деятельности социального работника, включают в себя способы воздействия, совокупность приемов, операций и процедур подготовки и принятия решений, организации его выполнения. Основой для классификации методов практической деятельности социальной работы служат интересы, потребности индивидов и социальные интересы управленческих систем.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.